оперомания, эмансипация и современное кино

Mar 16, 2018 14:52

Мне давно уже хотелось поговорить о здоровой и полезной, но не всегда дальновидно проявленной тенденции в массмедиа и умах людей последних лет: о стремлении к честной репрезентации, в особенности к репрезентации гендерной. Вы понимаете, о чём я говорю: девочки не обязаны быть спасаемыми принцессами, девочки тоже могут спасать мир, девочки не должны ( Read more... )

Риголетто, Вагнер, как в опере, Верди

Leave a comment

пришла бубнить:) amarinn March 16 2018, 15:13:39 UTC
А мне понравилась "Чудо-женщина"!:)
Вот тут я подробно писала, почему: https://amarinn.livejournal.com/894547.html

Во-первых, я люблю, когда много красивых людей бегает туда-сюда. С этим там ОК:) И Крис в качестве летчика-раздолбая оч. верибелен, они именно такие тогда и были через одного. Вот я сейчас читаю мемуары Брэхэма - так вот он как раз такой (ну, даром, что это WW2, а не WW1:) И вообще я не считаю, что "белый мужской протагонист" это по определению плохо.
Во-вторых, меня ужасно занимает, что бывает с мифологией, когда она попадает в настоящую масс-культуру, и что там сохраняется, а что не сохраняется, и почему:)
В-третьих, там есть ряд очень интересных структурных штук - например, про то, как нужно, а как не нужно совмещать "геройскую" линию с "негеройской", и это мне дало много интересной пищи для размышления.

Ну и я бы не крыла так с размаху весь жанр в принципе. Если героиня принадлежит комиксверсу - это не обязательно делает ее плохо написанной, а то, что героиня из оперы, не делает ее по определению "сильным женским персонажем" (ТМ) вспоминает споры вокруг Лю из "Турандот" и содрогается

Reply

Re: пришла бубнить:) bruenn_gilda March 16 2018, 15:31:01 UTC
Ура, мне удалось сделать кликбейт)
На самом деле, я не могу сказать за сам фильм, потому что, как я говорила, я посмотрела 3/4 где-то. Многим моим друзьям понравилось, как и тебе, говорят похожие вещи. Самой мне было скучновато, но в общем ничего возмутительного, кино как кино. Мне не нравится именно хайп и вот эта идея, что НАКОНЕЦ-ТО ПРИШЁЛ ФЕМИНИЗМ, в то время как откровения-то не произошло. А произошли бритые подмышки, бронекупальники с секси ляжками, всё это.

Моя неприязнь к жанру тут в общем совершенно неважна, я говорю больше про общественное восприятие того, какие женщины на экране хорошо, какие женщины на экране плохо, и про то, что наши стандарты для сильных характеров тм не то чтобы высоки. В большинстве классических опер характеры не всегда сильные, потому что не всегда сюжет этого требует, но написаны как раз обычно хорошо (потому что мы не слушаем плохие оперы). Что касается Лю, то она, на мой взгляд, вообще не характер, а символ, причём разделённый на две партии. Если кому-то очень хочется фанатеть по этой партии отдельно от Турандот, это его проблемы воприятия, а спорить тут не стоит.

tl;dr вопрос стоит не так, что опера > комиксы, потому что глупо их вообще сравнивать, а так, что у нас в целом немного беда с изображением женщин и любовных линий, а более старая культура может этого додать, например, опера, хотя вообще не только она.

Reply

Re: пришла бубнить:) amarinn March 16 2018, 15:43:20 UTC
Да ладно, просто комиксы не твой жанр. Это тоже ОК:)

Мне кажется, ты просто ищешь психологизм там, где его в принципе искать не надо, потому что это жанр не для этого. "Чудо-женщина" - это power fantasy в чистом виде, и как power fantasy она хороша: она красивая, смешная, на нее приятно смотреть мальчикам и с ней приятно ассоциировать себя девочкам. Даже если не всем, то определенной категории девочек:)
И, что очень важно, для того, чтобы ее воспринять, не нужно себе годами прокачивать умение смотреть/слушать сабж, порог вхождения нулевой.

С "более старой культурой" спорно. Вопрос того, куда воткнешься. Ну, это как с артурианой - где Гальфрид с women power, а где де Борон с "все зло от баб". И все адекватные вещи - штучные, в основном.

Reply

Re: пришла бубнить:) bruenn_gilda March 16 2018, 15:56:55 UTC
Мне Зена больше нравилась, потому что, когда мне было 12, трава была зеленее :) А ещё лучше была Сейлор Мун Но не поспоришь - блокбастеры нужны, а блокбастеры с тётками тем более нужны. Просто их же раньше было так много хороших, Терминатор 2, Чужой, в сериалах пресловутая Зена. Я не знаю, где дракон сдох, но когда любая героиня, что-то делающая руками, становится сенсацией, это что-то нездоровое.

Reply

Re: пришла бубнить:) amarinn March 16 2018, 16:02:28 UTC
Сара Коннор форева, да!:))
А вот Сейлор Мун и Зена прошли мимо меня, и в шесть лет моим кумиром была Гаечка:)

Не знаю, я как-то на особый хайп не натыкалась:) Но когда в кино шел, в ленте и мальчикам зашло, и девочкам, так что я считаю, что это вполне себе ОК.

А состояние современного российского феминизма лучше всего отражает "Не Париж", который "Ленинград" к 8 марта выпустил:))

Reply

Re: пришла бубнить:) bruenn_gilda March 16 2018, 16:08:42 UTC
Может быть, я слишком много обретаюсь в англоязычных фейсбучиках, что перекосило моё восприятие. Чудо-Женщина: АААААА, ГЕНИАЛЬНО! Чувак из старого Баттлстара стал тёткой в новом Баттлстаре: УРА РЕВОЛЮЦИОННО! Фуриоза, почему-то в особенности Фуриоза вот меня взбесила: НАКОНЕЦ-ТО ПОБЕДА НАД ТОКСИЧНОЙ МАСКУЛИННОСТЬЮ! И тонны репостов каких-то статеечек с совершенно попирающим логику анализом этого всего. Казалось бы, авторы универы закончили, пора бы думать, ну. Так что у меня, несомненно, тут есть накопленное раздражение.

А Гаечка рулит)

Reply

Re: пришла бубнить:) amarinn March 16 2018, 16:17:55 UTC
Слушай, но в "БСГ" реально крутые женские персонажи, и Старбак одна из самых главных, и она правда очень круто написана. Как и все остальные герои. А плохо написанных персонажей там нет, и женщин ровно половина каста, и все разные и со своей проблематикой. То есть, мои любимые героини там, в первую очередь Розлин (которая больна раком, становится президентом колоний, потому что всех остальных убили, пытается как-то обеспечить выживание человечества, случайно обнаруживает, у себя мистическое видение, с ужасом пытается это осознать и так далее... да, еще у нее шикарная производственная линия про отношения с адмиралом на тему, как спасать человечество, которая к третьему сезону перерастает в любовную) и Афины (которая робот-сайлон, влюбляющаяся в человека, пошедшая против своих, страшно огребшая по этому поводу от обеих сторон, потому что она для одних предатель, а для других - монстр, который пытался уничтожить человечество - в общем, у них шикарная арка в стиле "Лейтиан", с ребенком в качестве Сильмарилла). Но Старбак - тоже отличный персонаж, и отлично сыгранный.

Но ты, я так понимаю, БСГ тоже не смотрела:)

Reply

Re: пришла бубнить:) bruenn_gilda March 16 2018, 16:32:13 UTC
Нет, БСГ я смотрела всего 2 серии, поэтому ничего сказать не могу, ни плохого, ни хорошего :)

Reply

Re: пришла бубнить:) amarinn March 17 2018, 03:56:31 UTC
Это эпос как он есть - они сняли историю про конец света, Ноев ковчег и новый мир. И я ужасно люблю его за то, что во-первых, авторы хорошо отличают добро и зло (хотя треша там хватает, авторы хорошо показывают, что это именно треш), и, во-вторых, они как раз сделали мой любимый сюжет - то, что начинается как противостояние героических людей злобным роботам-убийцам, с каждым шагом усложняется - и в итоге выясняется, что не так все просто и граница проходит не по проихождению.

И с точки зрения репрезентативности там как раз все то, что ты говоришь:
- возрастные персонажи в числе самых крутых - чекд,
- из них несколько самых главных героинь с очень разными характерами - чекд,
- women of colours в главном касте - чекд,
- да, там есть секси робот Каприка (которая так выглядит, потому ее такой создали) - так на ней и подвешено несколько арок про абьюз и сексуализацию с их последствиями.
И при этом это все отлично прописанные персонажи со своим местом в структуре и со своими характерами. Включая аццкую Кару Старбак, которая всеобщая pain in the ass)

Reply

Re: пришла бубнить:) bruenn_gilda March 17 2018, 13:53:13 UTC
Я немножко видела, kot_granat большой фанат этого дела тоже :) Я увидела светящийся красным светом позвоночник, шутеюшки про Гайуса, которому репутация важнее конца света, и у меня случилось PTSD "Доктором" и "Легендой о героях галактики" :) Которые, что интересно, мне насоветовал тоже дорогой друг kot_granat, хотя последние 2 он советовал вместе с Агнетом. Всю жизнь пытаюсь полюбить космооперу и некоторую даже люблю, но она почему-то вся или Филип Дик (чернуха), или вовсе Гуррен-Лаганн (галимый постмодерн). Не знаю, старею, видимо :)

Reply

Re: пришла бубнить:) amarinn March 17 2018, 14:26:07 UTC
Ты знаешь, ни ЛОГГ, ни "Доктора" я особо не смотрела (ЛОГГ совсем не зашел стилистикой, а "Доктора" я только Девятого люблю), но там в сериале такая фишка - он начинается как киношечка, которая собрала все штампы космооперы - а потом очень нехило развертывается. Проблематика там сложная и интересная (вроде "Подделывать ли результаты выборов, если нам точно известно, что по результатам честного голосования к власти придет некомпетентное чмо?" и т.д.). Я бы сказала что она не то что не чернушная - она очень идеалистическая, хоть и с жестью. Другое дело, что авторы не облегчают персонажам жизнь, и за каждый красивый благородный поступок приходится платить большую цену. Ну и все решения имеют и плюсы, и минусы, и все это со временем складывается в большую картину.

С Гаем Балтаром, который главное чмо сериала вышло, кстати, особенно смешно - весь первый просмотр мне страшно хотелось его придушить чем-нибудь, потому что это главное чмо сериала, которое постоянно выходит сухим из воды, и у всех нормальных людей там треш-угар-апокалипсис и они спасают мир, а это чмо то спит с суккуб-Каприкой на рабочем месте, параллельно треплясь с ней на философские темы, то организует секту имени себя, то еще что... И только гораздо позже до мня дошло, что вот так архетип Мудреца и выглядит - то, что это рабочий архетип ("у меня есть непонятные мистические глюки, которые сливают мне информацию, с которой надо что-то делать, желательно так, чтоб не закатали в дурку"), совершенно не гарантирует, что к нему будет прилагаться немерзкий характер и отсутствие мании величия/комплекса неполноценности:)

Reply

Re: пришла бубнить:) bruenn_gilda March 17 2018, 15:14:50 UTC
Я смотрела 9 до конца, и как-то финал сезона собрал в себе всё, что мой организм совершенно не принимает (зияющие сюжетные дыры, дешёвые воскрешения погибших персонажей, богов из машины и пр.). Потом пыталась смотреть 10, которого все обожают, но предвзятости было уже слишком много: на людей нападают ходячие чучела, потому что инопланетяне, ну я и ААА. "Там дело совершенно в другом", - говорят мне, а я уже не могу, мне кажется слишком глупо.

Я думаю, главные причины несовместимости меня с этим стилем - это низкие требования к обосную и слишком высокая, как мне кажется, склонность беречь чувства зрителей. Смерть как-то всегда не всерьёз, потому что все как-нибудь выжили или воскресли; угрозы для жизни не всерьёз; массовые уничтожения происходят и как будто забываются в следующей серии; по-настоящему плохих людей нет, либо они карикатурные злодеи - ты понимаешь, о чём я. Наверняка так не везде, но когда я почуяла в BSG тему "роботы не так уж плохи, у них тоже есть чувства", я что-то схватилась за голову, хотя и являюсь фанаткой Блейдраннера. Вполне допускаю, что я была неправа. У меня тут незаживающая рана, на самом деле: очень люблю я как идею сказку в сай-файном антураже, а на конкретные проявления постоянно рейджу как на недостаточно трушные и хардкорные. Из этого всего следуют комплекс вины, страдание, что я зло, что от меня отвернутся все мои друзья, в общем, я стремительно превращаюсь в злодея из космооперы :))))))

Reply

Re: пришла бубнить:) amarinn March 18 2018, 02:32:05 UTC
Ну, "Доктор" - это, имхо, сериал, который в принципе невозможно смотреть без влюбленности в персонажа:)

***Я думаю, главные причины несовместимости меня с этим стилем - это низкие требования к обосную и слишком высокая, как мне кажется, склонность беречь чувства зрителей. Смерть как-то всегда не всерьёз, потому что все как-нибудь выжили или воскресли; угрозы для жизни не всерьёз; массовые уничтожения происходят и как будто забываются в следующей серии; по-настоящему плохих людей нет, либо они карикатурные злодеи - ты понимаешь, о чём я.***
Это Хронотоп Авантюрного Романа же (ТМ)! :))
Мне, например, так легко удалось в свое время пересесть со "СтарТрека" на арутриану, потому что у них структура и проблематика легендариума очень похожая:
- взаимоотношения глав. героев (Правитель и Мудрец арехтипные, поэтому Артур и Мерлин - собственно, много позже я обнаружила, что в тематических статьях Спока тоже к архетипу Мерлина относят, и порадовалась, что "оказалось - не показалось":),
- проблематика формата "кого считать человеком/кого нет, и что по этому поводу делать",
- опять же моя любимая тема "магия как наука/магия как унаследованные сверхспособности"(а так же постоянные ололо-истории в стиле "нас поймал Аполлон и хотел, чтоб мы ему поклонялись, но мы уже взрослые и не будем поклоняться космической НЕХ, как бы он нас не угнетал! Ой, он огорчился и покончил жизнь самоубийством... может, стоило ему все-таки пару гимнов спеть, жалко как-то... да ладно, поздно уже!"),
- древняя, мудрая и стремная цивилизация, на которую все кивают и под влиянием которой находятся, но вообще не прочь бы ее нафиг вынести - это, конечно, Рим в артуриане и Вулкан в ТОС (при этом в ТОС вулканцы еще и наряжены как римские патриции, только что не в белом),
- ну и вокруг, понятно, тирьямпампация, Планеты Странных Шапок, красотки и драма-драма, много красивых людей бегают туда-сюда, капитан рвет водолазку на груди, старший помощник трагически шевелит ушами - но ситуация после каждого кризиса возвращается к исходной:)

В общем, я считаю, что хорошая коспоопера отличается от плохой космооперы тем, что хорошая берет стандартную обертку и наполняет ее актуальным содержанием (в СтарТреке это как раз, в основном, вопросы репрезентации, в БСГ это были вопросы политики, сохранения демократии в кризисных условиях и военной этики). Она не то чтоб вот прямо решает проблемы, но она задает идеалы в массовой культуре - см. артуриану же. А плохая берет только обертку и оставляет одно дрыгоножество и рукомашество (за что я не люблю, например, СтарТрек от Джа-Джа Абрамса, когда вся нажористая проблематика свелась к драчкам в школьной столовой. И "Звездные войны" тоже не люблю, потому что их с педагогической точки зрения смотреть крайне мучительно - у джедаев с методикой как-то совсем все плохо:)

Reply

Re: пришла бубнить:) bruenn_gilda March 18 2018, 10:17:11 UTC
Вот СтарТрек - это штука, прискорбно прошедшая мимо меня вся. То есть я видела какой-то относительно новый фильм в гостях у знакомых, и этот фильм ну типа сойдёт, миленькие ЦГшные фоны - а сериал не видела.

Нет ничего плохого в авантюрном романе как идее, но я считаю, чт вовсе не актуальная проблематика делает приключенческий сюжет хорошим, а хорошее сюжетостроение. Я не знаю, ты читала у Кинга "Мизери"? Вот я сейчас примерно о том же, о чём Энни, когда она жаловалась на фильмы своего детства и на первый драфт главного героя :) Я человек простой, могу под пивасик смотреть Бонда ради погонь и Бэтмана ради драчек и гаджетов. Я люблю погони и гаджеты, и я прекрасно понимаю, что и Бонд, и Бэтман победят врагов и останутся живы, что бы с ними ни случалось. Это своего рода негласный договор между мной и сценаристом, подписанный актом моего усаживания на диван перед монитором. Вопрос в том, как они это сделают, будет ли в этом внутренняя логика и, следовательно, выдержит ли мой willing suspension of disbelief. Вот сидит герой в плену, например. "Помощница злодея решила помочь Бонду, потому что он милаха и 15 экранных минут назад подмигнул ей в казино" - это fair. "У Дока была с собой отвёртка, которая делает что угодно, например, дырку в сюжете стене" - это не fair, потому что я в глаза не видела до этого тупую отвёртку, мне не рассказали, как она работает, почему она у него есть и пр. Я в такой момент чувствую, как Энни, что меня обманули, понимаешь? Пообещали увлекательное приключение, а отъезжают какими-то ленивыми приёмчиками. Если авантюрный роман сделан годно, он взлетит и без актуальной проблематики - просто потому, что все любят увлекательные приключения. Мы же читаем "Трёх мушкетёров", эта книга тем и хороша, что там всё в рамках жанра очень ок.

Reply

Re: пришла бубнить:) amarinn March 18 2018, 11:49:14 UTC
СтарТрек - он, как артуриана, очень разный:)) По нему как раз хорошо отслеживать смену настроений в обществе (временами какие-то моменты разницы всплывают истерически смешные - в 60х сценарии писали люди, половина из которых сама воевала, "День Д", все дела - поэтому там все истории про то, как ты оказываешься непонятно где и тебе нужно брать на себя ситуацию и срочно разруливать своими силами ВСЕ. А последний сезон снимали для "поколения снежинок", поэтому там героиня в критической ситуации срывается с мостика звонить папе и спрашивать, что делать).
Я очень люблю ТОС, самый первый, но он, конечно, на любителя. Ну и вот "Дискавери" последний был ничего так, но очень неровный и под конец они его изрядно слили. Зато там жжот тот чувак, который играл ихтиандра в "Форме воды" - инопланетянин у него шикарный вышел:)

"Мизери" не читала, но да, согласна. Слишком много вундервафелей делают сюжет скучным. Есть вундервафели, которые заранее оглашаются конвенцией, тогда все расслабляются и смотрят как балерина пляшет па-де-де - в смысле, все знают, чем закончится очередной фильм про Бонда, но интересен сам процесс - это уже что-то вроде джазового стандарта, который нужно хорошо отыграть.
Мне в "Докторе" не нравится, что это моноцентричное повествование - оно все закручено вокруг способов продемонстрировать, какой Доктор замечательный. И так замечательный, и эдак замечательный... и так страдает, и эдак страдает... не моя чашка чая, в общем.

Reply

Re: пришла бубнить:) bruenn_gilda March 16 2018, 16:15:42 UTC
Да ладно, кто его читает, этого де Борона, кроме энтузиастов Артурианы, он же зануден, как бабушкин православный численник =) Средневековая литература с этой точки зрения очень хороша и интересна, особенно семейные саги, Чосер много хорошего даст, Гальфрид, опять же. Не так всё плохо в периоде! Да и позже всё не так плохо, хотя в Новое время случился гендерно-культурный коллапс, но случился и Шекспир, например.

С индустрией развлечений и вещами, не требующими порога вхождения, всё бедновато, кмк. Хотя та часть Диснея, что за анимацию, а не за фильмы, достигла многого, и это респект.

Reply


Leave a comment

Up