Мы с
boqueron сегодня очень классно поговорили в комментариях про "Сельскую честь" Масканьи и, конечно, немедленно переключились на "Тоску", но я всё равно пошла переслушивать "Сельскую честь". У меня интересное отношение к этой опере: я очень её люблю, но долгие годы я активно презирала её за избыточный мелодраматизм, глупый сюжет и плохую, как мне казалось, музыку. На самом деле это изумительная вещь в своём жанре, а для тех, кто только знакомится с оперой, удобно будет то, что она короткая. Поэтому я решила в паре слов рассказать о ней своим не очень оперным друзьям, а очень оперных приглашаю просто потрепаться.
Если вам покажется, что такие мои пересказы вам интересны и полезны, я могу продолжить серию! Может, это поможет выбрать, на что сходить, или ещё что-то такое.
Итак, "Сельская честь", опера Пьетро Масканьи про вред промискуитета и пьянства среди сицилийских крестьян и всех людей.
Что
Туридду и Лола любили друг друга, но Туридду забрили в армию. Не дождавшись, пока он отслужит, Лола вышла замуж за темпераментного баритона Альфио. По возвращении Туридду расстроилася, но не быть же ему без девушки! Потому он соблазнил Сантуццу, припадочную женщину с межгалактических масштабов голосом.
Казалось бы, живи с нею долго и счастливо и не расстраивай её ничем. Но то ли Лола начала снова флиртовать с Туридду, то ли Туридду сам виноват, но начали они вместе спать. (Тут начинается действие, и хотя не каждая постановка даст вам постельную сцену, каждая запись даст весьма эротичную арию).
Для Сантуццы это всё не осталось секретом. За неимением у неё дайрушечки, она изливает свои печали маме Туридду, а затем жалуется самому Туридду, но тот убедительно шлёт её нафиг. С отчаяния она рассказывает всё мужу Лолы (темпераментному баритону Альфио). В результате этого пасхальная деревенская пьянка перетекает в поножовщину, в которой Альфио теряет часть уха, а Туридду жизнь.
О чём
Вы замечаете по пересказу, наверное, что излияния Сантуццы составляют почти всё драматическое действие этой недлинной оперы. Массовые сцены с хором про Пасху, песенка Альфио про его лучшую на свете жену и пр. - это своего рода рамка, внутри которой существует комок страдания и оголённых нервов по имени Сантуцца. Остальные персонажи действуют по своей нехитрой природе: Лолу и и Туридду влечёт друг к другу, потому что они молоды, красивы и хотят секса; Альфио сперва всем доволен, а потом хочет вендетту. У них нет никаких сомнений и сложностей. Думают, переживают, любят и сложно чувствуют в этой истории два персонажа: Сантуцца и Мама Лючия, мать Туридду. Вторая роль мала, но несёт большую смысловую нагрузку. Мама Лючия - это как бы Сантуцца, но уже состарившаяся и впавшая в старческий фатализм. Но, как и Сантуцца, она обладает сильным религиозным чувством и чувством чести, вынесенным в заголовок. Поэтому она ничем не может помочь сыну - он сам себя погубил - а может только в конце упасть в обморок вместе с Сантуццой.
Этот психологический пласт спасает, как мне кажется, "Сельскую честь" от превращения в груду аффектированных эмоций. Тяжело быть человеком, у которого есть моральное чувство, среди тех, кем движут только простые и сильные желания. Ты будешь страдать и, вполне вероятно, твои действия только сделают всё ещё хуже. Каждый иногда бывал в таком положении, и поэтому каждый может посочувствать Сантуцце.
Как
Это веристская опера, как "Богема" или "Тоска" Пуччини, так что персонажи являются простыми частными людьми, а главным предметом - их большие, но не менее частные страсти и проблемы. Хотя опера обычно не ассоциируется у нас со словом "реализм", verismo на итальянском означает как раз реалистичность, правду жизни. Это не отменяет, конечно, того, что эмоции поданы очень ярко, даже гипертрофированно (немного раньше мы как раз обсуждали, реалистично это или нет).
К 1890 году многие люди устали, должно быть, от романтической оперы с её богами, героями и драконами ("Кольцо нибелунга" на этот момент идёт уже 14 лет) и заинтересовались чувствами, скажем, крестьян и
бродячих актёров. Эта смесь укрупнения масштаба с яркой аффектированностью действия подкупала многих тогда и продолжает подкупать сегодня. Кто не слушает Масканьи, тот хотя бы латиноамериканские мыльные оперы в 90е смотрел, там тоже безумная любовь, все кричат, а в центре простая горничная. Но есть в наши дни и поклонники этой эстетики в опере как таковой. Недавно я видела, скажем, следующий аргумент: "Масканьи [в "Сельской чести"] за минуту сделал то, на что у Вагнера ушло 4 часа!". Имелась в виду, конечно же, "Гибель богов", где Зигфрид кинул Брунгильду ради невнятного сопрано Гутруны, и она давай мстить. Как все знают, там замес совершенно метафизический, с горящей Вальгаллой в финале, Зигфрид был под любовным зельем, а ещё там были русалочки и Кольцо of Doom. Базовая коллизия hell hath no fury like a woman scorned во всех этих фэнтези-наворотах, конечно, не нуждается, и если кому-то нужен чистый, оголённый эмоциональный топос, то минута Масканьи действительно стоит 4 часов Вагнера. Другое дело, что Вагнер вообще-то совсем о другом.
Где
Например, вот тут:
https://www.youtube.com/watch?v=QU5yC93ig9Q&t=361sЯ не буду утверждать, что это хороший фильм (когда под драматическую музыку показывают крупные планы КАКТУСОВ, невозможно не ржать!), но это также далеко не худший образчик фильма-оперы. Важнее всего то, что этом видео изумительные певцы, особенно Сантуцца (Фьоренца Коссотто, пожар моего сердца!). Английские субтитры в этом видео очень хороши, качество картинки не подводит, и его не надо качать. Я уверена, что другие люди порекомендуют другие записи. Я, как обычно, приникаю к записям с Франко Корелли, потому что только он и Чеккеле (в фильме по ссылке выше) смогли заставить меня посочувствовать Туридду и даже пустить слезу, а не бить кулаком по по столу, что он сам виноват. Ну что с такого персонажа возьмёшь? Я люблю вот эту живую запись с ним:
https://www.youtube.com/watch?v=WmBlCWDnbhk