Боль души и "Трубадур"

Aug 21, 2016 15:48

Как-то я очень долго сюда не писала - и всё то время, что не писала, я очень скучала по вам, дорогие друзья. Но писать не получалось всё равно. Мешало даже не отсутствие времени, а нечто вроде филологической контузии, последовавшей после защиты. Абсолютно успешной, что странно. Очень трудно писать и воспринимать буквы, тем более о таких глубоко трогающих вещах как музыка, когда ты в реальной жизни являешь собой нечто среднее между Азученой и Клитемнестрой (только, увы, без эстетической составляющей: подобие плохо спетой Клитемнестре, совсем ужасной Азучене). Но что было, то, кажется, прошло.
Духовное смятение помешало мне даже поделиться впечатлениями от "Трубадура" в ROH. Нечто похожее случилось на "Валькирии" в Мариинке несколько раньше, когда я к своему стыду сидела и рыдала на Прощании Вотана потому, что звукоряд казался мне настолько плох, а вокруг сидят мои друзья и никогда не проникнутся, хотя ноты звучат те же самые, что в идеальном представлении. С таким отношением, конечно, нельзя ходить даже на самые лучшие составы, а надо пить успокоительное и больше спать. Я дважды начинала писать пост, и дважды лишние эмоции вмешивались в дело, так что у меня получались крайне взвинченные тексты про то, что хождение по театрам вредно для душевного состояния, для музыки и вообще перед лицом мирового разума. Между тем, было объективно очень неплохо.

Отчитываюсь тезисно, посколько разум вернулся ко мне.
Мальтман: супер-граф, понравился больше всех!
Пироцци: очень хорошая Леонора, только резковатые верха
Кунде: наверное, он классный тенор, но Манрико не для него. Некоторые сцены ужасно скомкались, Ah, sì ben mio и стретты вообще как будто не было :( Но зато финальный ансамбль просто ах! Очень хочу послушать его в другом репертуаре.
Пруденская: мне она в записи с Нетребко и Доминго как-то больше понравилась. Очень вымученно звучала, странно двигалась, может, плохой день.
Были хороши остальные, а хор и оркестр и слаженность ансамблей в ROH вообще всегда просто бальзам на израненную душу. Вот умеют же люди делать так, чтобы вердиевские ансамбли не распадались! Эти ансамбли - как волшебство: или случаются, или не случаются и звучат ужасно скучно, и никогда я в этом театре не слышала второго.

О постановке одной картинкой:



(взятой отсюда)

Мне очень понравилось в целом: стильно, с правильным соотношением кича, надрыва и хорошей драмы, как и есть в собственно "Трубадуре". Некоторые сцены удались хуже других, порой угнетали самоповторы, но, возможно, в будущем недостатки постановки сгладятся. Спорные фишки типа пиротехнического сердечка в колючей проволоке мне пришлись очень по душе: это ж чёртов "Трубадур", он в целом немного аниме в хорошем смысле этого слова. Не понравилось мне то, что, к сожалению, является вообще частой оперно-театральной проблемой: между постановкой и спектаклем есть изрядный зазор. Сотрудничать с режиссёром (Давидом Бёшем) стремились, по-моему, только Мальтман и бас, который пел Феррандо. Остальные просто ходили по сцене и пели, как если бы на заднике сцены был караяновский картонный Кастеллор. Я правда не знаю, почему Пруденская всё время как-то эпилептически дергалась, но допускаю, что это просто помогало ей петь :( Если честно, я в какой-то момент даже заволновалась, может быть, ей нехорошо. Всё-таки изображать сумасшедшую лучше немного иначе, чтобы было очевидно, что это актёрская игра.
Слабые стороны постановки, не касающиеся мизансцен, почти всегда были связаны с нелепым использованием проектора. Буду очень рада увидеть когда-то хоть один спектакль, где проектор используется хорошо и с умом, просто для статистики!

Совершенно случайно так вышло, что я сейчас слушаю серафиновского "Трубадура" 1951 года, и меня просто распирает от того, как там всё прекрасно. Скоро предам Караяна с Корелли 1964, вообще. Забавно, что все самые лучшие эмоции от оперы в моём опыте связаны с прослушиванием записей, но записей не студийных, а живых, то есть для кого-то это же исполнение было походом в театр. Несомненно, я и сама попадала бы иногда на очень классные исполнения, если бы ходила в театр не раз в полгода, а регулярно ездила на фестивали, например. Может, это когда-то будет даже возможно.

Трубадур, Верди

Previous post Next post
Up