Ну как сказать - никто, конечно, не будет умалять достоинст "Кольца" Шолти, хе-хе. Олдовые вагнерианцы могут пыхтеть и поднимать на щит вот этого Фурта, Кна, Крауса, Кайльберта и пр., но факт остаётся фактом: reference recording - это Шолти. И дело, конечно, не только в звуке и в гениальном касте, но и в заслугах самого Шолти, который, конечно, создал прекрасное драматическое "Кольцо". Но давай представим, что мы - дракон типа Фафнер и на куче золота лежим, и можем перебирать, какой многокилограммовый кусок золота по каким-то причинам лучше :))) Так вот, мне кажется, что несомненные достоинства трактовки Шолти, делающие действие таким эффектным, приводят к некоторой потере глубины. Вроде как на воде столько сверкающей ряби, что в глубину не посмотреть, если ты примешь такую метафору. Его вот эта манера резко начинать и драматично резко заканчивать, конечно, очень разит по нервам, но на примере второго акта "Валькирии" особенно хорошо видно, как она рвёт на отдельные яркие эпизоды то, что является неразрывным целым. И если послушать этот акт у Шолти, а потом, скажем, у того же Фурта или даже у Кайльберта, просто удивительно, как рассказ Вотана отодвигается у Шолти на второй план и совсем пропал бы, когда бы не дорогой старый Хоттер. Это получается как бы перемычка между агонией про Фрикку и агонией про Зигмунда и Зиглинду, но это же на самом деле философский стержень всей оперы - я немного коряво выражаюсь, но ты же понимаешь мою мысль?
Вообще, я несколько лажовато себя чувствую, критикуя Шолти, поэтому повторю: конечно, это по совокупности всего одно из лучших "Колец" и 300% лучшее первое "Кольцо" для кого угодно. (Кроме меня. Я начинала с Кна 56, потому что Кна и Варнай, но я извращенка, да; однако Шолти был вторым и надолго). И хотя я жалуюсь на типа отсутствие глубины, на самом деле его подход в тысячу раз более осмысленный, чем, на мой взгляд, у 90% всего случившегося потом. То, что он придумал делать с "Кольцом", он делал блестяще. Но это оставляет нереализованными некоторые важные возможности, которые есть в партитуре...
У меня знакомство с кольцом происходило в варианте Булеза-Шеро, причём в кинотеатре. Всё кольцо с партитурой или клавирчегом в руках я ещё даже не слушал (время на это нужно и свободное пространство, а у меня это в совокупности редко бывает). Так что Шолти у меня хоть и есть (уже несколько лет), он до сих пор не освоен.
Мне так или иначе кажется, что "Валькирия" в этом цикле наиболее удачна. Хотя на музыкальную составляющую вообще жаловаться не приходится. Особенно Джоунс и МакИнтайр жгут напалмом. Постановка воплощает в себе всё то, что я не люблю, но по крайней мере, оно сделано на достаточно высоком уровне...
А. У меня Кольцо Шолти было вторым, после Ливайна. Так что понятно, как оно меня потрясло. Это впечатление ничем не смыть, наверное. Как первая любовь, да?
Шолти - это, повторю, супер. Пылающим копьём прямо в лёгкие шибает - в хорошем смысле. А как голоса Нильссон с Фриком к этому стилю идут! "Гибель" вообще шедевр. Но есть, однако же, разные подходы :) Кстати, раз уж речь о том зашла, какие "Кольца", или отдельные части цикла, ты больше всего ценишь именно дирижёрски? В последнее время что-то все вокруг меня, как я вижу, Бёма любят.
Шолти и Заваллиш. К моему удивлению, Баренбойм вполне себе ничего, особенно в Золоте Рейна, хотя я в Вагнере его не очень люблю. Нильссон в Кольце вообще бомба, но моя любимая валькирия все-таки Беренс.
Заваллиш, кстати, воистину да. Да что тут говорить =))))) Вот я как-то никогда не могла проникнуться прочтениями Беренс примерно ничего. Мне это обидно, потому что в целом её голос принадлежит к типу, который я очень люблю, но в этом ливайновском "Кольце" вот чего-то не хватает, в "Саломее" какие-то интонации что-то мне покалывают, и сижу вот так капризничаю. Очень охотно принимаю рекомендации на ещё какие-то удачные записи Беренс, может быть, те, где она была в лучшем голосе, чем у Ливайна? А то я гедонистически хочу, понимаешь, больше всего.
В общем, в обеих записях Беренс уже типа "на излете", голос не тот, что в молодости, но это ПОТРЯСАЕТ! Такая силища! Такое проникновение в образ! Я везде и всюду признаюсь в любви к Кабалье, но внутри, где-то там, считаю Беренс лучшим сопрано 20 столетия. Тельняшку на груди она точно рвет так, что никаким певицам и не снилось. Конечно, все индивидуально, моя ИМХА, она пела для меня.
Так вот, мне кажется, что несомненные достоинства трактовки Шолти, делающие действие таким эффектным, приводят к некоторой потере глубины. Вроде как на воде столько сверкающей ряби, что в глубину не посмотреть, если ты примешь такую метафору. Его вот эта манера резко начинать и драматично резко заканчивать, конечно, очень разит по нервам, но на примере второго акта "Валькирии" особенно хорошо видно, как она рвёт на отдельные яркие эпизоды то, что является неразрывным целым. И если послушать этот акт у Шолти, а потом, скажем, у того же Фурта или даже у Кайльберта, просто удивительно, как рассказ Вотана отодвигается у Шолти на второй план и совсем пропал бы, когда бы не дорогой старый Хоттер. Это получается как бы перемычка между агонией про Фрикку и агонией про Зигмунда и Зиглинду, но это же на самом деле философский стержень всей оперы - я немного коряво выражаюсь, но ты же понимаешь мою мысль?
Вообще, я несколько лажовато себя чувствую, критикуя Шолти, поэтому повторю: конечно, это по совокупности всего одно из лучших "Колец" и 300% лучшее первое "Кольцо" для кого угодно. (Кроме меня. Я начинала с Кна 56, потому что Кна и Варнай, но я извращенка, да; однако Шолти был вторым и надолго). И хотя я жалуюсь на типа отсутствие глубины, на самом деле его подход в тысячу раз более осмысленный, чем, на мой взгляд, у 90% всего случившегося потом. То, что он придумал делать с "Кольцом", он делал блестяще. Но это оставляет нереализованными некоторые важные возможности, которые есть в партитуре...
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Нильссон в Кольце вообще бомба, но моя любимая валькирия все-таки Беренс.
Reply
Вот я как-то никогда не могла проникнуться прочтениями Беренс примерно ничего. Мне это обидно, потому что в целом её голос принадлежит к типу, который я очень люблю, но в этом ливайновском "Кольце" вот чего-то не хватает, в "Саломее" какие-то интонации что-то мне покалывают, и сижу вот так капризничаю. Очень охотно принимаю рекомендации на ещё какие-то удачные записи Беренс, может быть, те, где она была в лучшем голосе, чем у Ливайна? А то я гедонистически хочу, понимаешь, больше всего.
Reply
"Тоска" - http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4563919
Наверное, на первый раз хватит.
В общем, в обеих записях Беренс уже типа "на излете", голос не тот, что в молодости, но это ПОТРЯСАЕТ! Такая силища! Такое проникновение в образ! Я везде и всюду признаюсь в любви к Кабалье, но внутри, где-то там, считаю Беренс лучшим сопрано 20 столетия. Тельняшку на груди она точно рвет так, что никаким певицам и не снилось. Конечно, все индивидуально, моя ИМХА, она пела для меня.
Reply
Reply
Leave a comment