В воскресение была на концертном "Симоне Бокканегре" в Бирмингеме - но, хотя дело было и в Бирмингеме, я по сути дела снова сходила в ROH, так как это были их гастроли по Великобритании. Сейчас буду хвалить и восхищаться.
Я с восхищённым трепетом ждала случая второй раз за год услышать вживую Фурланетто, да ещё и в роли Фьеско, не менее знаковой для него, я считаю, чем Филипп II. Стоит ли говорить, что Фурланетто оправдал и превзошёл все мои ожидания, но самый эпик вин был даже не в этом, а в том, что каст в целом был потрясающе сильный. Лучше, чем на "Доне Карлосе", где Карлос был не более чем ок, а Эболи - менее чем ок.
Интересный опытом было услышать Томаса Хэмпсона в заглавной роли. Его отлично продуманные, холодноватые и несколько вычурные трактовки никогда меня особенно не трогали, особенно в операх Верди, где героям всё-таки нужно чуть меньше утончённой рефлексии и чуть больше человеческих чувств. Но его Бокканегру на DVD я считаю большой удачей, а слушать в театре Хэмпсона оказалось интереснее, чем в записи - есть больше возможностей оценить, так сказать, многоуровневость актёрской игры. В любом случае, слышать певца такого уровня - всегда большая радость. Вот если бы я поехала, как мне сначала хотелось, на "Бокканегру" в Лондон, в заглавной роли пел бы Доминго, доброго ему здравия. Не уверена, что мне этого очень хотелось бы.
Много счастья принёс мне Рассел Томас в роли моего любимого персонажа. Никогда раньше не слышала об этом теноре, а зря! Очень красивый и драматичный, типичный "чёрный" голос, по-бронзовому звенящий, хотя иногда глуховатый. Он замечательно подходит, по-моему, для героических вердиевских образов. Ранее Томас, правда, пел только Герцога в "Риголетто", а также Моцарта и какие-то современные оперы, но зато скоро дебютирует в Берлине как Дон Карлос. Буду с нетерпением ждать этого момента, благо после Адорно я твёрдо уверовала в Томаса как в актёра. Он, чёрт возьми, отлично играет и при этом не привносит в образ самолюбование и эмо позорное! Такое бывает!
Хибла Герзмава, народная артистка Республики Абхазия и России, явила добро и была, на мой взгляд, совершенно на уровне. Если фантазировать и придумывать идеальное, можно было бы хотеть чего-то более прозрачного, звенящего и небесного, но всё равно очень прикольно!
Ещё был Димитрий Платаниас в роли Паоло. Раньше я его слышала в Риголетто тоже из ROH, с Сюриной и Григоло, и это было здорово, как и в воскресение. Персонаж, кстати, похож чем-то на Риголетто, только совсем отрицательный. Сам себя проклял, орроре, орроре...
Паппано я очень люблю. Конечно, я не очень разбираюсь в дирижировании, и дирижирующих Верди могу условно разделить на 2 субъективные категории: у первой ужасный громкий вердиевский ПЫЩЬ звучит условно и порой даже забавно, а у второй - так, что дух захватывает и ты весь небесным громом поражён. Увы, вторая категория состоит для меня из Тосканини, Серафина и Шолти пока что, всё прочее небезусловно :) Но всё равно Паппано не прекращает меня радовать и восхищать.
Вообще, как я писала уже раньше, я люблю очень "Симона Бокканегру". Очень красивая и добрая вещь! Все друг друга простили, обнялись и восплакали. Всего два трупа, один из которых злодей. Это не считая Марию-из-флешбека, но она же возродилась в сопране... Сопрана с тенором выжили и поженились! Не "Трубадур", короче. Хотя хаотическая бездна разверзается под ногами у героев не менее ангстовая. Как я всё-таки люблю Верди за то, что он любил людей.
nedoearendil, кстати, сказал, что ему "Бокканегра" очень понравился, что вещь эта, подобно "Риголетто", легка для восприятия (!), а не то что "Аида" (!!!) и "Карлос" (тут действительно). Я вот в задумчивости уже несколько дней. Обычно про "Бокканегру" наоборот говорят - музыка сложная, сюжет запутанный. Стереотипы это всё, видимо. Мне вот в своё время нужен был Вагнер, чтобы как следует проникнуться самой идеей "классической музыки" (тм). Про Вагнера тоже любят сказать, что тяжело и сложнота, а по мне так наоборот: структура у всего сложная, а психологически он мне показался куда проще для восприятия, чем какой-нибудь Беллини, которого я до сих пор воспринимаю понемножечку так. О потёмки человеческой души!
***
На правах рекламы:
моя reference recording, конечно же, с Гобби в главной роли. Студийка Аббадо - тоже
ультимативное добро.