Коротко об актуальном. Давненько не было "Аид".

Apr 12, 2013 08:08

Очередная "Аида" - с Такером, Нильссон и Черней.

Уж на что я любительница Такера, в том числе Такера в роли Радамеса (у Тосканини), но считаю, что здесь ему порой не хватает некоторой мягкости. Хотя образ работает и нравится мне. Celeste Aida бывает более впечатляющая, но там, где нужна порывистость и вдохновенность (Immenso Ptha!..), там всё просто супер. Ещё одна сторона любимого образа!
Самые убедительные из слышанных мною Радамесов, Викерс и Корелли, очень непохожи друг на друга, но в одном сходны: в дуэте с Амнерис из 4 акта они оба мрачно-спокойны, уверены в своей правоте. Они оживляются лишь по ходу дела. Такер с самого начала проявляет больше эмоций. Страх?
(Я считаю, кстати, что это вполне уместно. Ситуация-то... та ещё).
Как он стучится о fatal pietro, слышно очень хорошо. :)

Девочки восхитительны, и никаких гвоздей. Я и не знала, что существует документ, где прилично слышно Елену Черней в роли Амнерис. Супер просто, глубокий, женственный, страстный голос, всеобъемлющий внизу и звенящий наверху... А с какой возвышенной помпой держится - настоящая фараонова дочка. И красавица (ещё?).
На "Ohimé! Morir mi sento" приготовьтесь почувствовать, что слышите "Аиду" впервые, и сами немножко умереть.

Биргит Нильссон тут юна и более лирична, нежели в студийке с Корелли и Бамбри. Я вообще неровно дышу к Нильссон в итальянском репертуаре (хотя и понимаю, что это на любителя), а здесь она потрясающе изящна и эмоциональна одновременно (обеих черт несколько не хватает в более поздней студийке). И, конечно, изольдно-турандотные высокие ноты в наличии. Это очень нестандартная Аида. Она совершенно лишена теплоты, скажем, Леонтин Прайс, но создаёт очень проникновенный образ, максимально противопоставленный образу Амнерис.
Аида - это чистая любовь, а не эротика.

В большой сцене Аиды с Амнерис сталкиваются два эти образа: один - чистый, сверкающий, как лёд или сталь; другой - мягкий, чувственно-женственный и наделённый огромной скрытой силой. Конечно же, летят искры. Конечно же, искры разжигают катастрофический пожар.

Мой любимый Джорджио Тоцци в роли главжреца подавляет слушателя авторитетом, но даже он не может подавить Черней.

Дирижирует Уильям Стейнберг и делает это очень драматично, временами убыстряя темпы до ураганных. Из первого трио он вообще сделал мегарулез. Ещё у него правильный подход к песенкам в покоях Амнерис. Верди в письмах к Гисланцони чётко писал: хочу n строчек воинственного содержания и m - няшно-соблазнительного (точную цитату не помню, могу найти). Но первая половина редко когда звучит воинственно. Тут - звучит, как и у Тосканини. Прикольно.
Сцена суда интересная. Она же пропорциональная, по сути дела, монотонная. Но послушайте, как оформлены амнерисовые выплески эмоций. Живого человека переезжает асфальтовым катком судьбы.

Какой-то ещё в этой "Аиде" на редкость неудачный вестник, но это фигня.

Надо мне закончить перевод "Аиды" наконец. Летом, всё летом.

Ричард Такер, Елена Черней, Биргит Нильссон, Верди, Аида

Previous post Next post
Up