Aida (Toscanini 1949), Tristan und Isolde (Kleiber 1978)

Aug 25, 2011 20:27

Долгое время я как-то ничего сюда не писала, чтобы не высказывать тривиальных суждений (или суждений спонтанных и обрывочных, не основанных на хоть сколько-то приемлемом знании вопроса). Но сейчас я буду говорить тривиальные и бессвязные вещи, ибо не могу молчать XD

Во-первых, Верди гений. В особенности это было очевидно, когда он писал Аиду, Дон Карлоса и Трубадура. Во-вторых, Тосканини гений. Его запись «Аиды» 1949 г. является, соответственно, порождением более чем одного гениального духа. Далее по идее надо писать много всякого - но я не знаю, как писать про это! Я не знаю, как он это делает темпами. Я вообще ничего в этом не понимаю - это магия какая-то... Я только знаю, что после такого непонятно, как только существуют на свете люди, которые не храбры и не любят всем сердцем, или по крайней мере горячо этого всего не хотят! И которые не являются идиотами героическими безнадёжными, или по крайней мере идиотоньками няшными и импульсивными… Я знаю! Все, кто не таков, - ужасные жрецы! Они хотят замуровать няшечек в томбу, а кого не замуровать - того обречь на ужасные ангсты, с которыми лучше умереть, чем так страдать!
Примечательно, что истории, лежащие в основе вердиевских опер, сами по себе способны вызвать только припадок циничного смеха (особенно если сопоставлять с текстом какого-нибудь «Тристана» и его очень, очень глубоким смыслом)… А как наслушаешься, как навпечатляешься, как придёт на тебя великое воодушевление! Что-то со мной уже было такое года три-четыре назад. Верди и Вагнер - это как бы вся из себя итальянская Рапсодия и всё из себя немецкие Блинды, но только опера… XD

В общем, да. Я нашла её - вторую свою любимую запись Аиды, искала и нашла, и скоро буду наблюдать её же в концертном видео ^__^ (А первая самая любимая и несравненная была студийная запись Зубина Меты с Франко Корелли, Биргит Нильсон и Грейс Бамбри). Конечно, Такер в качестве Радамеса может вызывать у меня чуть меньше восторга, чем Корелли (которого, кажется, перед моими глазами не способен затмить никто XD). Да, насчёт образа Амнерис у меня (как у любого уважающего себя безумного фэна) есть свои маленькие теории, заставляющие предпочитать кому угодно Бамбри и Симонато... Но такие записи, как вот эта «Аида» Тосканини (NBC Symphony Orchestra, 1949), очень продуктивно подталкивают к тому, чтобы расширять горизонты фанатения… Она настолько крута драматически, что даже не верится - как столько достоинств может принадлежать какой-то одной записи. Можно поверить не только в столь обожаемую мною Амнерис Бамбри - юную принцессу, всегда получавшую желаемое и потому даже неспособную представить, что она может не быть счастлива, и посему начинающую гневно и неоглядно выцарапывать себе счастье с главгероем и стремится смести любые тому препятствия, даже и не думая о том, что делает зло (being an opera, it doesn’t end well (с)). Поскольку Ева Густавсон прекрасна, принимаешь и её образ женщины старше и коварнее (в исполнении Бамбри все хитрости и провокации выглядят совершенно очаровательно, несмотря на их ужасные (пыщь) последствия. Здесь - более пугающе). Образ, который она создаёт, всё равно очень утончённый, совершенно непохожий на ужасных и стервозных интриганок, которых иногда приходится слышать в этой роли, и это опечаливает даже когда они спеты очень хорошо. Кстати, приятно было узнать, что Ева Густавсон училась у Флагстад... Этот музыкальный мир середины века - он, по сути дела, был тесен; то и дело встретишь знакомые имена там, где совсем не ожидаешь их увидеть…

Какой-то у меня месяц открытий в первую очередь в области дирижирования. [s]Может, я начинаю его воспринимать в принципе, вот мне так и кажется?[/s] Слушала ещё недавно студийного «Тристана» Карлоса Кляйбера - до сих пор придти в себя не могу, настолько ошеломляющим было количество совершенно новых для меня нюансов, на которые я раньше попросту не обращала внимания. Я, оказывается, ничего не понимала в «Тристане»… И в Изольде я ничего не понимала тоже тоже, как бы ни заслушивала до дырок записи со своими любимыми вагнеровскими сопрано (вполне ожидаемыми Нильсон, Флагстад, Варнай, Мёдль, Траубель). Точно также как прочтение Кляйбера лирично и проникновенно, как я даже и вообразить себе никогда бы не смогла эту музыку, так и Маргарет Прайс создаёт очень неожиданно трепетный образ юной девушки, решительной и гордой, но вовсе не титанически могучей (каковыми получались в остальном очень разные Изольды у вышеперечисленных богинь). Конечно, Прайс - очень внезапное имя для вагнеровской записи, и на сцене она никогда не стала бы петь Изольду… Что ж, можно только стоя приветствовать студийные условия, благодаря которым такой шедевр стал возможен! Совершенно противоположный по подходу «Тристан» Бёма и Нильсон и Виндгассеном (1966), первая прослушанная мной запись, всё же остаётся моим самым любимым, но шум и ярость те звучат теперь совсем по-другому…

Артуро Тосканини, Вагнер, Карлос Кляйбер, Верди, Тристан и Изольда, Аида

Previous post Next post
Up