(Untitled)

Apr 30, 2012 16:39

Чудо есть ( Read more... )

Leave a comment

nedosionist May 1 2012, 15:43:41 UTC
ок, не имел в виду Вас кросс-экзаминовать. Меня сбило слово "определение". Имхо, лучший способ уточнения определения - в скептическом анализе того, насколько четко оно отделяет определяемое от остального, и как справляется с возникающими исключениями и пограничными случаями. Кроме этого, мне просто неясно, что из этих (кажущихся) нечеткостей у Вас намеренно; и какую нагрузку должно будет поддерживать это определение.

>> на чудо сам по себе не тянет, ... чудообразны... Изобретение
Я ровно то и имел в виду. Изобретение - это актуализация чего-то, что ранее было эмпирически невозможным, и тем самым подходит под предложенное определение. Если мы расширяем понятие чуда, с тем, чтобы открытия были чудесами, это тривиализирует смысл, вкладываемый обычно в "чудо". С другой стороны это созвучно тому, что Вы предлагали ранее, и мне опять-же неясно, намеренно ли.

>>здесь приходится определять на глаз
Тогда у нас возникает проблема - чудо это явление объективное или субъективное; может ли сторонний наблюдатель определить, есть ли перед Х чудо? Например, можно усилить субъективность и уточнить "ранее считалось эмпирически невозможным" (а не ранее было).

>>библейские чудеса
Насколько я могу судить, многие т.н. библейские чудеса несут не тот смысл, кот. в них общепринято вкладывать; поэтому я не уверен, есть ли этот контраст. Хорошее понимание "чудесности", видимо, должно бы описывать библейские чудеса, понимаемые в соответствии с этим определением.

Reply

nedosionist May 2 2012, 02:53:39 UTC
библейские чудеса несут не тот смысл, кот. в них общепринято вкладывать
Имхо, Ваш пример с горящим кустом из соседней ветки - очень удачный пример именно этому. Лучшая известная мне интерпретация этого эпизода - у Арье Каплана. Моше просто нечего было поджигать.

Чудесность там, видимо, из моей третьей категории, по факту Его раскрытия. Заметьте, что поскольку Присутствие можно считать эмпирически невозможным (в рамках Аристотеля - науки), то каждый такой случай необходимо удовлетворяет Вашему критерию.

Reply

brotherinlaw May 2 2012, 05:18:57 UTC
у Арье Каплана Не могли бы Вы дать ссылку?

Reply

nedosionist May 6 2012, 19:40:57 UTC
Книги Каплана
Полез искать ссылку, и выяснилось, что не могу найти в точности. Нашел схожую интерпретацию куста на стр. 106 Meditation and the Bible. Но похоже, мысль, которую я помнил как АК - моя собственная в развитие.

Reply

brotherinlaw May 6 2012, 20:44:11 UTC
Спасибо!

Reply

brotherinlaw May 6 2012, 21:20:47 UTC
Удалось посмотреть стр. 106 M&B. По-моему, если скрепя сердце убрать красивую мистику (как произвольные попытки моделировать метафизику), то остается как раз то самое: сущность чуда куста в чуде действующего присутствия (благодати-overflow и т. п.). Это соответствует подходу Путеводителя. Остается, однако вопрос, в каком явлении (-ях) выражалась эта сущность эмпирически. Символическое повествование об этом явлении мы находим в Исходе; что там было "на самом деле", можно только гадать. Возможно, "поджигай"; возможно, физически горящего растения и вовсе не было (как, кажется, склонны считать Каплан и Вы), а было нечто внешне непримечательное. И вполне возможно, что, как предполагает К., куст стоит в тексте как ключ для будущих (сегодняшних) интерпретаций в духе его анализа на стр. 106.

Reply

nedosionist May 6 2012, 22:03:02 UTC
Там есть сложность в том, что данная изолированная страница не дает возможности понять логику его аргументации. (Я даже сомневался поэтому, стоит ли давать ссылку. ;) ) соответствует подходу Путеводителя .. АК отчасти развивает методологию Путеводителя, но онтология оказывается несколько иной, по-крайней мере поверхностно: он опирается на каббалу и хасидизм, а не мусар.

возможно, физически горящего растения и вовсе не было Думаю, что не было. было нечто внешне непримечательное Строго говоря, внешне могло не происходить просто ничего. Возвращаясь к теме - в этом, имхо, и необычность библейских чудес.

Reply

brotherinlaw May 6 2012, 22:41:16 UTC
данная изолированная страница не дает возможности понять логику его аргументации Тогда, пожалуйста, поправьте меня (просто ткните, где я понял неверно): он (с. 102, 105) со ссылкой на талмуд и Пс. 119:148 связывает siyach с медитацией/contemplation/восприятием Слова от Присутствия, далее (с. 106) siyach - дерево/куст/залезание на древо жизни и (со ссылкой на р. Гирша) рост (т. е., в рац. терминах, познание новой сущности вследствие возможности, данной Присутствием), отсюда и предполагаемая трактовка Моисеева куста (хотя он и представлен другим словом).

Reply

nedosionist May 7 2012, 19:49:02 UTC
Эта осмысленная интерпретация, но дело в том, что его идея сложнее. Эта глава имеет несколько иной смысл в контексте. Он несколько недоговаривает в этом месте в отношении куста как такового. На мой взгляд, интерес к M&B, Jewish Meditation etc. не только в том, как что он явным образом разворачивает идею медитации, но и в том, какой подход он предлагает к лексике. А именно, гораздо более широкое, чем принято думать использование омонимов, и что такие слова в этом контексте не символизируют нечто большее, а это означают.

Reply

brotherinlaw May 2 2012, 05:51:48 UTC
Имхо, лучший способ уточнения определения - в скептическом анализе того, насколько четко оно отделяет определяемое от остального. Это, конечно, так. Но метафизическое - как и математическое - определение может быть точным; существенная (но не уничтожающая) неопределенность - в его применении к эмпирическим вещам. Напр. в Евклидовой геометрии определения точные; при этом ее применение к звездам/кирпичам/огородам вполне возможно, но с существенной неопределенностью, поскольку у эмпирических вещей все неточно насчет прямого-непрямого и круглого-некруглого. Разумеется, с эмпирическим различение чуда и не чуда еще бОльшие трудности. А как же иначе.
Насколько я могу судить, многие т.н. библейские чудеса несут не тот смысл, кот. в них общепринято вкладывать; поэтому я не уверен, есть ли этот контраст. Хорошее понимание "чудесности", видимо, должно бы описывать библейские чудеса, понимаемые в соответствии с этим определением. Я не знаю, действительно ли происходили чудеса, которые дает буквальный смысл ТаНаХа, и если они происходили, то как, и если нет, то что "на самом деле" происходило вместо них. И никто не знает. Я полагаю, что по буквальному смыслу они не происходили, а вместо них происходили другие, настоящие чудеса, метафизический смысл которых - такой же, что и у буквально-танахических, но с эмпирической реализацией, которая неэффектна и неубедительна для древнего читателя. Какой именно была эта реализация, я не знаю, и опять же никто не знает, и определение в этом плане ничего не дает. Но определение позволяет игнориривать эмпирические атрибуты этих чудес (а их все равно никто не знает), оставляя их метафизические атрибуты в неприкосновенности. А раз метафизиический смысл остался в целости, то чудеса настоящие и соответствуют первичному намерению автора текста. И таким образом определение IMHO работает. Но осмысление этих чудес посредством чувственного воображения остается затруднительным из-за недостатка достоверных эмпиричеких данных.

Reply

nedosionist May 7 2012, 19:56:34 UTC
а вместо них происходили другие, настоящие чудеса, метафизический смысл которых - такой же, что и у буквально-танахических
Да но конструирование этого смысла совершается иначе. Метафизический смысл не строится на буквальном, но на сокрытом. Когда хазаль комментируют метафизический смысл, они пользуются иным смыслом текста. При этом какой-то из предложенных толкований соответствует "настоящим чудесам", и это делает Вашу фразу верной. Иными словами, это не метафизический смысл буквально-танахических чудес, а метафизический смысл настоящих чудес, привязанный к почти независимому буквально-танахическому прочтению. Т.е. проблемы с пшатом (непонимание) ведут к проблемам с ремезом.

Reply

brotherinlaw May 7 2012, 21:40:23 UTC
На мой взгляд, на "сокрытом смысле" ничего не строится, потому что он сокрыт; а метафизический смысл получается в результате анализа текста, т. е. буквального смысла. Таков подход Маймонида, и альтернатив не видно. Анализ текста может включать и немаймонидовские методы, но это всегда анализ текста и комментариев. Под "сокрытым смыслом" же обычно понимают либо метафизический смысл (Маймонид), и тогда Ваше утверждение (метафизический смысл не строится ... на сокрытом) - тавтология; либо символ (напр. растущее дерево), получаемый тоже текстуальным анализом и осмысленный лишь постольку, поскольку у него есть метафизический смысл a priori, а не как результат дальнейшего анализа символа (построение).

Reply

nedosionist May 8 2012, 03:35:10 UTC
Это все интересная тема, но я зря сейчас сюда полез. :( Все вроде верно... sort of. ;) Отмечу лишь, что мои два коммента днем были между собой логически связаны, втч. я уже пре-ответил на анализа символа. Некогда мы уже начинали было обсуждение этой темы. :) Думаю лучше это обсуждать, или если Вы захотите прочесть Каплана, или же если я соберусь внятнее изложить свою позицию.

Все что мне из этой ветки надо для обсуждаемого, это что библейские чудеса могли происходить иначе, чем кажущееся физическое описание, и соответственно, у них несколько иная чудесность. Это вроде согласуется и с Вашей позицией, так что спорными интересными нюансами здесь можно пока пренебречь.

Reply


Leave a comment

Up