Чудо есть
устранение эмпирической необходимости; иными словами, это актуализация чего-то, что ранее было эмпирически невозможным. В этом определении, как я надеюсь, нет ничего нового, и поэтому с ним можно работать. Согласно определению, каждый из этапов ("дней") сотворения мира был чудом, поскольку возникали новые сущности, не выводимые из уже существовавших. (Если следовать теории, что все развивалось "само собой", т. е. неживая материя сама развилась в живую, и затем эволюционировала до высших форм жизни включая человека, то чудом являлся только первоначальный "большой взрыв"; это принципиально не меняет дела.)
Чудом явилось также появление в мире (дарование) Торы, поскольку она была новой эмпирической сущностью/явлением, не выводимой из эмпирических сущностей/явлений, бывших до того.
Именно ввиду вышесказанного, Маймонид подробно разъясняет, что учение Аристотеля о вечности (несотворенности) мира и о его сущностной неизменности (вещи лишь "движутся", т. е. меняют форму, но ничего принципиально нового не возникает) противоречит Торе потому, что исключает чудеса. Так как при этом Маймонид утверждает, что библейские чудеса - плохое основание для веры, можно заключить, что его необходимые для Торы чудеса феноменологически не совпадают с библейскими и являются чудесами в указанном общем смысле; к ним относятся сотворение мира и пророчество - последнее заключается в актуализации человеком новых потенций, полученных от Всевышнего.
"Более мелкие", чем пророчество, чудеса происходят при любом
индивидуальном диалоге Всевышнего с человеком - опять же, актуализация человеком
новых потенций, полученных от Всевышнего.