«Доводы рассудка», часть третья: классика в современной обработке

Jul 15, 2022 16:18

Ссылки на предыдущие посты:
«Доводы рассудка», часть первая: три старых сериала (два британских и один испанский)
«Доводы рассудка», часть вторая: очень классический фильм





The Lake House
США, 2006
1 час 39 минут

Актеры Сандра Баллок (40), Киану Ривз (40)
Контекст В первый просмотр я не обратила внимание на параллели с романом и когда впоследствии встречала комментарии в духе «это современные Доводы рассудка», считала их фанатской фантазией. Но пересмотрев фильм сейчас, в сравнении с другими версиями разной степени точности и после очередного перечитывания текста, обнаружила, что всё гораздо интереснее, и он близок Остин едва ли не больше, чем Бриджит Джонс близка Гордости и предубеждению.

Краткое содержание для тех, кто не видел фильм (со спойлерами): Кейт переезжает из дома на озере и оставляет письмо для следующего жильца. Алекс въезжает в дом и отвечает на письмо, заметив несоответствия в инструкциях. Через некоторое время герои понимают, что их разделяет два года: он живет в 2004 году, она в 2006 году и только почтовый ящик у дома соединяет их миры. Постепенно сближаясь в переписке, они понимают, что нашли друг в друге родственную душу, но попытки увидеться не удаются (за исключением короткой встречи, когда только Алекс понимал, кто перед ним). После сорванного свидания Кейт решает прекратить общение, но через некоторое время случайно узнает, что Алекс погиб в 2006 году, поэтому не смог с ней встретиться. Зная место и обстоятельства, она пишет ему отчаянное письмо, в котором просит подождать до 2008 года и не пытаться увидеться с ней раньше. Алекс получает его, и в финале герои воссоединяются.

С одной стороны, фильм следует корейскому оригиналу с его фантастической предпосылкой, а не переносит в наше время вполне реальную фабулу романа. С другой стороны, то, в чем фильм Алехандро Агрести отличается от исходного, не только отсылает к Доводам рассудка, но и дает возможность предположить, что изменения были сделаны не столько для американской публики, сколько для поддержания параллелей с сюжетом романа.

Героиня работает врачом, и это как раз та профессия, которую могла бы выбрать Энн Эллиот в наше время - с её желанием помогать другим, способностью хладнокровно оказать первую помощь и раздать указания растерявшимся людям. Алекс занимается строительством, рискует в профессии и намерен жить так, как ему того хочется, а не как ожидает его отец (конфликт с ним даже заставил его переехать, в начале фильма он как раз возвращается). Кейт любит уединение и чтение, оба ценят настоящую дружбу и настоящие отношения, при этом рядом с каждым есть «неправильный» человек с брачным планом («мистер Эллиот» и «Луиза»). В разговоре с маленькой девочкой-пациенткой Кейт комментирует намерение её матери раз за разом отказываться от того, кто уже рядом, в пользу кого-то получше, кого она сможет встретить, и это прямая отсылка к её любимому роману:





За время переписки герои развивают особую душевную близость, при этом невозможность общаться свободно напоминает нам Энн и капитана, которые были вынуждены довольствоваться только встречами в присутствии посторонних и «чтением между строк» в общих разговорах. И если героев романа разделяет время, проведенное в разлуке, то герои фильма разведены сначала временным разломом, потом невозможностью встретиться, и оба проводят годы в ожидании - она ждет два года, он целых четыре. Химия между Буллок и Ривзом, которую они с успехом поддерживают, практически не встречаясь в кадре, в немалой степени обеспечивает зрительская память об их предыдущем общем фильме, где оба были моложе и безрассудно влюблены (а героиню Буллок по забавному стечению обстоятельств звали Энни).

Оба раза, когда герои видят друг друга до финальной встречи, их сводит роман, присутствуя в истории не только структурно: в первый раз Алекс забирает книгу, которую оставила Кейт на вокзале, во второй раз они уходят с шумной вечеринки и обсуждают сюжет. Финальное письмо Кейт пишет впохыхах, и её ожидание сигнала о получении напоминает то самое состояние «наполовину агонии, наполовину надежды» капитана Уэнтворта.

Реплики о любви, пронесенной сквозь время, здесь отданы матери Кейт - она продолжает любить своего умершего мужа, когда надежды уже нет. Отец Алекса занимает место сэра Уолтера с его тщеславием, холодностью к нелюбимому ребенку, книгой мемуаров как делом жизни и главным домом, который здесь в некотором смысле Киллинч Холл.

Несмотря на то, что фильм в целом слаб в своей фантастической логике и при желании легко разбирается на неработающие детали, это единственная по-настоящему проработанная версия с переносом романа в современность.





Persuasion
ITV
Великобритания, США, 2007
1 час 33 минуты

Актеры Салли Хокинс (30) и Руперт Пенри-Джонс (36)
Контекст В 2005 году канал ITV заказал три экранизации: Доводы рассудка, Мэнсфилд-Парк и Нортенгерское аббатство. Были выбраны наименее известные на телевидении романы Остин с комментарием: каждые 10 лет надо выпускать новую версию для новых зрителей. Фильм вышел к очередной круглой дате - 190 лет со дня публикации романа

Главное достоинство этой экранизации - выбор Руперта Пенри-Джонса на главную роль, актера не самого великого среди своего поколения, но зато очень обаятельного и классически красивого. Это настолько верный и вместе с тем не самый очевидный кастинг, что за него можно простить очень многое. Проблема в том, что, кажется, будто создатели тоже так решили, и решили себе это многое позволить.

Фильм начинается сразу с переезда, во время которого Энн неловко бегает по дому, пытаясь уследить за всем, как экономка на новом месте работы. Камера здесь часто субъективна, поэтому временами нас укачивает и от полета по мрачным комнатам, и от супер крупных планов, не дающих оценить сцену целиком. Неровный ритм, в котором действие то замедляется, то ускоряется, теряя главное, в очередной раз доказывает, что полутора часов на этот роман точно не хватает. Некоторые небольшие, но важные сцены также страдают из-за ракурса и монтажа: вы можете пропустить момент, когда капитан просит миссис Крофт подвезти уставшую Энн, а первая встреча с мистером Эллиотом пропадает втуне и не несет в себе ничего.

На редкость хороши Энтони Хэд и Аманда Хейл - сэр Уолтер и Мэри Мазгроув. Актриса в роли болезненно избалованной женщины, находящейся в постоянном возбуждении по любому поводу, с легкостью переходящая от томности к оживленности, украшает каждый эпизод со своим участием. А на самодовольного холеного Энтони Хэда надо просто смотреть, хотя временами в его герое пропадает глубина, и вместо глупого и тщеславного отца, который дочь свою не любит и не понимает, он выглядит практически злодеем.

С одной стороны мы видим, что Салли Хокинс в роли Энн энергичнее и веселее, чем героиня Аманды Рут (хотя и не такая конвенционально хорошенькая), с другой стороны, именно в этой версии униженность Энн выкручена до максимума: героиня ходит в мрачной одежде словно с чужого плеча, не может найти себе места и временами выглядит почти бестолковой. Не читавший роман зритель не чувствует её двойственного положения, не поймет, что она из обедневшей, но благородной семьи, и выше по положению многих окружающих. Время от времени Энн попадает в унизительные ситуации: например, падает навзничь на прогулке прямо в грязь, откуда капитан помогает ей подняться. А когда с племянником случается несчастье, то его вносят почему-то сразу в её комнату и кладут на кровать, где она до этого разложила одно из двух немножко нарядных платьев.

Во время концерта капитан демонстративно выходит из зала, Энн буквально несется за ним: всё в высшей степени однозначно для нечитавших и неприлично с точки зрения этикета даже в его современном понимании. Фредерик вообще надменно холоден на протяжении почти всего фильма, что усиливает драматизм и одиночество героини. Мы регулярно видим её за ведением дневника, над которым она часто плачет и смотрит в камеру, убирая стену между собой и зрителем и посвящая его в свои тайны (прости, Дакота Джонсон, но ты не первая). И даже в самом конце, когда герои встречаются, разрешив все прошлые обиды и недопонимания, происходит то, что большинство зрителей называет самым неловким поцелуем в истории кино: миниатюрная Энн тянется к капитану в течение 25 секунд (!), пока он просто ждет её где-то на высоте своих шести футов с лишним.

Несмотря на все эти изменения, времени на остиновский финал у сценариста было так мало, что даже на письмо его едва хватает: Энн вырывается из круга семьи и визитеров, чтобы догнать капитана, тут в сюжет врывается миссис Смит (которой полагается еле-еле передвигаться по своим комнатам) и присоединяется к её пробежке, чтобы довнести в историю ясности. Нужно ли героям или нам на этом этапе знать про коварство мистера Эллиота, когда Энн уже бежит за своим капитаном по всему Бату без шляпки? Вопрос, пожалуй, риторический. И в довершение всего остается сцена приезда молодоженов в Киллинч Холл, который капитан каким-то образом смог приобрести для их совместной жизни - Энн счастлива, и они танцуют на лужайке перед домом, как Золушка и её принц.

и в гостях у сестры, и у себя дома - одинаково неуютно






как костюмы сериалов семидесятых годов говорят об эпохе, так стиль Энн-2007 напоминает временами кардиганы выпускницы филфака, которая ведет книжный блог




контраст между юными барышнями Мазгроув и Энн с сестрой






ожидание встречи с капитаном




собственно капитан, который временами просто оживший старинный портрет




Энн за дневником в слезах и с надеждой










постепенное внутреннее возрождение к жизни




единственный раз, когда наполнение кадра становится ярким, летним - финальная радость



Rational Creatures
США, 2019
5 серий по 3-4 минуты
Источник youtube

Актеры Kristina Pupo, Peter Giessl (возраст неизвестен)

Несмотря на то, что среди англоговорящих остенитов этот сериал пользуется нешуточной популярностью, я не смогла найти в нем ничего достойного внимания. Длительность первого сезона составляет 25 минут, поэтому он соответствует примерно одной пятой фабулы романа. По сравнению с другими веб-сериалами этот выглядит проще и дешевле, даже несмотря на то, что герои больше не привязаны к веб-камере своих компьютеров. Из нововведений можно отметить только то, что Уэнтворт в этой версии бисексуален, а Генриетта/Луиза здесь влюбленный в него гей.
Скоро должен начаться второй сезон, возможно, после завершения проекта он будет выглядеть более осмысленным.







Modern Persuasion
2020, США
1 час 27 минут

Актеры Алиша Витт (45) и Шейн Макрей (43)
Контекст Главное, что нужно знать об этом фильме, кроме того, что сюжет перенесен в наше время, - Уэнтворт это кот.

Главную героиню зовут Рен, остальные имена также все изменены. Рен начальница отдела, но не пользуется большим авторитетом; в отличие от остальных ходит в закрытых блузках с рюшами и больше любит работу, чем веселье. Ей точно не нужен билет +1 на мероприятие, она разговаривает со своим котом и этим беспокоит коллег (странные люди).

«Сэр Уолтер» один из директоров фирмы, где работает героиня, и он решительно не может поменять свой роскошный образ жизни («Если мне придется ездить на метро, я сброшусь с моста, по которому буду идти» / «Конечно, теперь у офиса есть вид на Манхэттен, потому что мы сами уже не на Манхэттене»).

Капитана здесь зовут Оуэн Джаспер, у него свой бизнес, фирма Лакония (вот это хорошо), с которой предстоит заключить контракт. Рен в панике готовится к срочной деловой встрече, вспоминая, как они когда-то расстались сразу после колледжа: он уехал в другой город, она последовала совету «леди Расселл» и осталась делать карьеру в Нью-Йорке (здесь фильм немного запинается, потому что модернизация не идет на пользу предыстории героев). После начала сотрудничества две специалистки по соцсетям, работающие под началом Рен, увиваются за Джаспером, и она никак не может на это повлиять.

В финале Джаспер, как и капитан, невольно подслушивает разговор Рен с их общим другом, в котором она косвенно подтверждает, что всё ещё любит его, а затем отправляет ей сообщение во время своей презентационной речи, бросив многозначительный взгляд через толпу. Сообщение в итоге переворачивает всю идею современной версии: «Когда я услышал, что ты назвала кота Уэнтвортом, я понял, почему. По той же причине я назвал свою компанию Лакония. Всё дело в книге, которую мы вместе читали в колледже, и том письме, что ты назвала самым романтичным из всех, когда-либо написанных, с этой строчкой про "раздираем между отчаянием и надеждою"». То есть история Рен и Оуэна не просто случайно похожа на остиновскую, а кличка кота это не шутка сценариста - в мире героев этот роман существует и они это сходство увидели.
После сообщения героиня берет тайм-аут на раздумья, а затем бежит (конечно же) к нему домой; письмо цитируется ещё раз при финальном разговоре героев.

Интересно, что и здесь, и в Доме у озера героям около сорока - в нашем мире молодость длится дольше, время разочарования и одновременно второй шанс может настать на десять лет позже, чем у героев Остин.

В целом фильм во многом перекликается с книгой, иногда остроумно обыгрывает некоторые сюжетные ходы, но всё хорошее тонет в дешевой телепостановке с малоприятными (за исключением ведущих) актерами, поэтому выуживать эти детали приходится сачком из мутной воды. Дешевая одноразовая поделка, коих было множество к Гордости и предубеждению, но на мое счастье, Доводы рассудка не настолько популярен, чтобы штамповать их десятками.






кот прекрасен, спору нет




В следующей (заключительной) части - новый фильм с Дакотой Джонсон и Козмо Джарвисом.

жанр: экранизация, актер: anthony head, писатель: джейн остин, актриса: sally hawkins, актер: rupert penry-jones

Previous post Next post
Up