«Доводы рассудка», часть вторая: очень классический фильм

Jul 15, 2022 12:20

Ссылки на предыдущие посты:
«Доводы рассудка», часть первая: три старых сериала (два британских и один испанский)
Из-за технических ограничений пост пришлось разделить на два, всего будет четыре. Все иллюстрации кликабельны.




Persuasion
BBC Two - Великобритания, США, 1995
1 час 47 минут

Актеры Аманда Рут (31), Киран Хайндс (41)
Контекст Фильм вышел практически одновременно с сериалом Гордость и предубеждение и фильмом Энга Ли Разум и чувства, спустя год вышли две киноверсии Эммы. Всплеск интереса к экранизациям романов Остин можно объяснить затянувшейся паузой и отсутствием действительно современных, актуальных адаптаций на тот момент. К тому же 1995 год был юбилейным - 220 лет со дня рождения писательницы.

Одна из первых работ Роджера Мичелла, которая долгое время была эталонной и единственной широко известной экранизацией романа, однако статус культовой, подобно сериальному P&P, не получила, оставшись просто классическим фильмом, который сейчас нравится далеко не всем.

Первое, что обращает на себя внимание в этой постановке, это её минорная тональность. Почти любой зритель знает, что Доводы рассудка - грустный роман, но в этой экранизации грусти больше, чем требуется, больше, чем во всех романах Остин сразу. Она глубоко меланхоличная, неспешная и большую часть времени не несущая в себе никакой надежды - словно бы в центре истории не Энн Эллиот, а сама Джейн Остин осенью 1816 года.

Начинается всё немножко по Салтыкову-Щедрину: Шеперда осаждают кредиторы, в гостиной ждут неопрятная Элизабет, очень некрасивая Пенелопа и отталкивающий сэр Эллиот - персонажи ошеломительно яркие, но не совсем канонные. Со временем обостренность характеристик смягчается, но темп и стиль напоминают в лучшем случае Шарлотту Бронте, а чуть ли не единственным комическим эпизодом останется смена сцен, в которых Мазгроувы жалуются Энн друг на друга.

Парадоксальным образом общий мрачный тон не мешает изумительной игре с освещением - холодным дневным светом, который был очень интересен в студийной постановке Гордости и предубеждения 1980 года, но здесь он естественный, прозрачный, наполняет кадр то осенней свежестью, то морским соленым ветром. Мир этого фильма вообще предельно настоящий: минимум грима у актеров, освещение только свечное или естественное, костюмы и платья выглядят именно так, как должна выглядеть одежда, в которой живут.

Аманда Рут играет очень тонко, и за её умным взглядом хочется следить неотрывно. Проблема в том, что эта Энн - слишком потухшая, слишком озабоченная жизненными невзгодами, робкая и временами совершенно потерянная. Она чаще молчит или отвечает срывающимся голосом, неловко ходит и постоянно чувствует себя не в своей тарелке. В сцене, где героиня, наконец, набирается храбрости, чтобы остановить капитана на концерте, всё грозит превратиться в небольшой скандал с десятком свидетелей.

Киран Хайндс актер чудесный и мной давно любимый, но его капитан суров до жесткости, что вкупе с резкими чертами лица и отрывистой речью не дает соотнести его героя с остиновским: блестящим во всем и привлекательным для всех в равной мере (впрочем, в застольных разговорах Уэнтворт Хайндса - действительно душа компании и в своей стихии). Химия в этой паре появляется далеко не сразу, и даже тогда возраст актеров смещает воссоединение персонажей куда-то на 10 лет дальше, добавив горьковатый привкус ушедших лучших лет. А с другой стороны, взаимодействие этих Энн и Фредерика временами вызывает смутное дежавю и мысль: какие бы из них вышли Рочестер и Джейн Эйр?

Из интересных изменений - мистер Эллиот (чудесный Сэмюэл Вест в локонах и пышном галстуке) теперь разорен, и его интерес к Энн продиктован исключительно корыстными мотивами, а капитан в финале объявляет публично о своей помолвке, словно компенсируя собственное унижение восьмилетней давности. Бог знает зачем в сцене встречи после письма Энн и капитан целуются посреди улицы, по которой проходит бродячий цирк (интересно, что поцелуй был снят по просьбе американской студии-партнера, в изначальном сценарии этот эпизод соответствовал роману).

Впервые на экране использован диалог из первой версии финала романа, которую мы знаем по оставшимся черновикам: капитан передает Энн предложение адмирала освободить Киллинч Холл, раз уж они с мистером Эллиотом решили пожениться.
И Уэнтворт, и все его друзья на протяжении всего фильма одеты в морскую форму, разговаривают и ведут себя свободнее, что визуально разделяет «старое» общество дворян и «новое» общество офицеров флота, мужчин, сделавших карьеру самостоятельно.

Самый финал, в котором мы видим Энн на корабле вместе с капитаном и его командой выглядит для кого-то романтично, для кого-то слегка чересчур, но странность с последним общим планом объясняется небольшим бюджетом: в целях экономии кадр с кораблем на закате был взят из другого фильма, снятого за 10 лет до этого. Зато эта зыбкость будущего героев совпадает с книжным финалом, в котором впервые Остин не оставляет своей паре точку опоры в виде поместья, только возможность выбора, долгожданное счастье и круг друзей.

Элизабет и миссис Клэй - вместо тысячи слов




Энн и леди Расселл обсуждают прошлое и смотрят в разных направлениях




Энн выслушивает жалобы родственников друг на друга






Фиона Шоу - прекрасная миссис Крофт




Энн и капитан - две фигуры, разделенные компанией




больше игры света и умелой операторской работы








контраст Апперкросса и съемного дома Эллиотов в Бате, разумный уют и холодная стерильная позолота






сцена на концерте, где всем интересно, что происходит




совершенно каноничная сцена с письмом




пресловутый поцелуй в толпе циркачей и горожан




В следующей части - фильм с Рупертом Пенри-Джонсом и несколько попыток переноса действия в современность.

жанр: экранизация, актер: ciarán hinds, писатель: джейн остин

Previous post Next post
Up