"Я люблю Лондон за то, что пишу роман"
Вирджиния Вулф, 26 мая 1924
Дорогие сообщники, решила поделиться драгоценным и любимым.
"Миссис Даллоуэй", 1997, совместного производства Великобритании, США и Нидерландов.
Фильм атмосферы, тотальных флешбеков и любви к оригиналу.
На мой взгляд идеальная экранизация романа Вирджинии Вульф, в ролях - Ванесса Редгрейв, Наташа МакЭлхоун, Руперт Грейвз, Майкл Кичен и Лина Хиди.
Автор сценария - известная актриса и Дама Британской империи Айлин Эткинс.
(потом-потом через пять лет в "Часах" она сама будет продавать цветы Клариссе Даллоуэй - Мэрил Стрип:
Режиссер - Марлен Горрис, взявшая годом ранее, в 1996, Оскара за лучший фильм на иностранном языке ("Антония"). Кстати, "Миссис Даллоуэй" - не единственный фильм-экранизация Марлен очень непростой книги. В 2000 году она сняла "Защиту Лужина", где главные роли сыграли Джон Туртурро и Эмили Уотсон.
В кино есть дивная музыка Илоны Секач и потрясающий английский акцент. Даже разнообразные акценты, я бы сказала: пафосный английский, английский с хрипотцой, итальянский английский и английский с набитым ртом..
И несколько любимых кадров-открыток с цитатами.
По мне это экранизация в самом удачном смысле слова. Не буква, но дух. И за что все это так любишь, так видишь и постоянно сочиняешь, городишь, ломаешь, ежесекундно строишь опять
Ванесса Редгрейв восхитительна. Именно из-за неё Айлин Эткинс и взялась писать сценарий потрясающая смелость. Помимо всего есть в ней здесь эта похожесть на птичку - быстрые взгляды при общей неторопливости, немного повороты головы такие - как у птички. При этом плавная и спокойная. И голос, конечно.
чем-то, пожалуй, похожа на птичку; на сойку; сине-зеленая, легонькая, живая, хоть ей уже за пятьдесят и после болезни она совсем поседела
Наташа МакЭлхоун играет юную Клариссу со всей тяжестью времени куда более реального. Она гораздо плотнее, живее, больше. Ярче))
Как хорошо! Будто окунаешься! Так бывало всегда, когда под слабенький писк петель, который у нее и сейчас в ушах, она растворяла в Бортоне стеклянные двери террасы и окуналась в воздух.
Бортон
Прямые линии, ни ажурности, ни вычурности. Такая, какая есть. И с собой, и с другими. Плюс странная, невесомая шелковая нежность.
Хью всегда чуть-чуть подавлял её; она рядом с ним чувствовала себя как школьница; но она к нему очень привязана;во-первых, знакомы целую вечность, и к тому же он, в общем, совсем ничего
А знаете ли, с него начинается фильм: Ватсон Септимус в окопе и видит смерть - всё начинается именно с треска оружия и разлетающихся комков земли.. И - этот взгляд. Руперт Грейвз тут очень, очень хорош.
Септимус Уоррен-Смит, примерно лет тридцати..с такой тревогой в карих глазах, что кто на него ни взглянет, сразу тревожился тоже. Мир поднял хлыст; куда падет удар?
Амелия Баллмор играет Рецию - несчастную итальянскую жену Смита. Слушать её тут было особенным удовольствием) Испуганная, испуганная, испуганная.
Люди заметят; люди увидят. Люди, думала она, разглядывая толпу,уставившуюся на автомобиль; англичане - со своими детишками и лошадками, в своих этих костюмах, которые, кстати, ей нравились; но они теперь стали именно "люди", потому что Септимус сказал: "Я покончу с собой", а такое нельзя говорить.
Воспоминания приходят почти в том же порядке, что и в книге - накатывают волной, пробиваются, вырастают из пары слов. Музыка тихая, вечерняя, потом - взрывается и несется.
Странно, вот ведь как вспомнишь, в отношении к Салли была особая чистота, цельность. К мужчинам так не относишься. Совершенно бескорыстное чувство, и оно может связывать только женщин, только едва ставших взрослыми женщин.
Говорят, Лина Хиди играет сейчас суровых женщин, воительниц с четко очерченным ртом. Но какая же из неё прекрасная Салли
когда Салли дала ей Уильяма Морриса, его пришлось обернуть бумагой
Иногда - сценаристские задумки, иногда - слово в слово книга.
Питер Уолш и Йозеф Брайнткопф продолжали спорить о Вагнере. Они с Салли дали им отойти. И тогда была та самая благословенная в её жизни минута подле каменной урны с цветами. Салли остановилась: сорвала цветок; поцеловала её в губы. Будто мир перевернулся!
Женщина и зеркало.
вечерние платья висели в шкафу. Запустив руку в их воздушную мягкость, Кларисса осторожно выудила зеленое и понесла к окну. Она его разорвала на приеме в посольстве. Кто-то наступил на подол... Надо его починить. Самой.
Питер Уолш в молодости - страстный, страдающий, ничего еще не понимающий, почувствовавший на собственной коже обжигающее понимание того, что такое любить навсегда.
Отгадайте кто это там пришел.
Господи, звонят!
Любовь. Не в смысле страсти или чего подобного, а в смысле - твой, твой, твой человек, даже если он влюбился в другую, только что из Индии и ввалился с утра. Одна из самых любимых сцен.
Дверь отворилась и вошел... на секунду у нее даже вылетело из головы имя, до того она удивилась, обрадовалась, смутилась, растерялась, потому что Питер Уолш вдруг ввалился с утра! (Она не читала его письма.)
- Ну как ты? - спрашивал Питер Уолш, буквально дрожа; беря обе ее руки в свои, целуя у нее обе руки.
Сцена навсегда потрясшая по красоте шали. Тут они поют Bound For the Rio Grande.
И дивная леди Брутн.
И розы от Ричарда тогда.
И до сих пор
Скоро Септимус вернется от доктора
И навсегда убежит ото всех
И настанет вечер
Миссис Даллоуэй сказала, что купит цветы сама
И он увидел её.
Кадров многовато, но тут нет дивной сцены в цветочном магазине, нет Элизабет и ужасной мисс Килманн, нет визита к доктору, как нет и главной - Клариссы на балконе вечером.
Небольшое видео - режиссер, продюсер, актеры - там немного слышна музыка. Предлагаю поделиться впечатлениями если видели, если же не видели - очень и очень рекомендую.
Click to view
Мой первый пост в сообщество, заранее простите если что не так)
Разумеется, не могу не отметить, что все цитаты из романа в посте - из блистательного перевода Елены Суриц