«Innocence isn't lost. It's taken»

Jan 28, 2014 04:09

Всё началось с «Чрева», пронзительного и странного фильма, к которому меня заманили Мэтт Смит и Ева Грин. Он то и утвердил в моем сознании новую любимицу и новую загадку по имени Eva Gaëlle Green. Эта яркая француженка, ко всем своим мыслимым и немыслимым достоинствам, прилагает еще одно, она предпочитает независимое кино. Сегодня на кону - «Трещины» («Cracks»), 2009 год. Совместное производство: Великобритания, Ирландия. Странный, немного отстраненный, надорванный и неоднозначный фильм.



Общая канва

«Сумерки - трещина между мирами» (с) Мариам Петросян

Начнем с Евы. Эта неприлично красивая француженка начинала, как театральная актриса. В своих интервью всегда с удовольствием всегда подчеркивает, что и в театре предпочитала отрицательные роли. «Это отличный способ справиться с повседневными эмоциями» - утверждала она, и до сих пор настаивает, что стремится только к сложным ролям. Что не помешало ей получить роль девушки Бонда (в ««Казино «Рояль»»), но для барышни, начинавшей карьеру в кино с «Мечтателей» Бернардо Бертолуччи, никакая роль не станет достаточно сложной или простой. Ей столько раз доставались роли ведьм и безумных, что, казалось бы - выбранное амплуа. Но она отказывается от роли в провокационном «Антихристе» Триера, и, в этом же году, соглашается на очень неоднозначные «Трещины».

Интересно и то, что до Джордан Скотт (режиссера фильма) она прежде работала с отцом Джордан, Ридли Скоттом, в «Царстве небесном» (2005). Там актриса сыграла иерусалимскую королеву Сибиллу, в которую «страстно влюблён крестоносец Балиан» (Орландо Блум). Фильм хвалили, но степень ванильности там настолько зашкаливала, что превышала обозначенную «неоднозначность». Однако, это скорее проблема жанра, чем Ридли Скотта. Упоминаю об этом только потому, что почерк отца и дочери столь же отличен, сколько и схож. Это заставило меня присмотреться к Еве острее. Оба персонажа (королевы Сибиллы и учительницы Джи) не до конца прописан, что (видимо) заставило актрису докручивать его самостоятельно. Это ощущается.

Это интересно и на фоне того, что Ева последнее время утверждает, что не планирует больше работать в Голливуде, заявляя открыто: «Проблема с Голливудом в том, что киностудии очень влиятельные; они влияют гораздо сильней, чем режиссёры. Моя цель на данный момент просто найти хороший сценарий».

Подведем итог: Грин любит сложные задачи, неоднозначный и отрицательных персонажей, не боится рисковать, но в определенных рамках. Добавим яркую внешность и невероятный дар, доставшийся француженкам за мужество быть лучшей половиной галлов, шарм. Изумительная уверенность женщины в своем превосходстве, не как покрывающих её с ног до головы латах, а тонкой рапире обаяния, которым невозможно пользоваться не виртуозно.

Но у нас есть вторая дама - Джордан Скотт, жгучая рыжая британка, фотограф и кинорежиссёр. Как уже говорили, дочь режиссёра Ридли Скотта (племянница Тони Скотта и т.д.). Джордан начинала, как фотограф и режиссер рекламных роликов (в том числе для таких компаний, как «Amazon.com», «Prada», «Renault», «Nike», «Land Rover»). «Трещины» в её карьере первый полнометражный фильм.

Сюжет

Действие разворачивается в 1930-е годы в закрытой английской женской школе. Скажу сразу, фильм получил невысокие оценки в британской прессе. Теперь продолжу. Некая эксцентричная мисс Джи (учительница, воспитательница школьной команды по плаванию) опекает влюбленных в нее учениц. Девочки боготворят неоднозначную, яркую и даже экзотическую мисс. Та очаровывает их пафосными речами, джазовыми нотками и легким панибратством. Особенно привязана к педагогу юная Дай, капитан команды.

Идиллию нарушает прибытие новой ученицы, таинственной и очень изящной Фиамма. Принятая в школе с особой помпой (аристократка, связанная с неким романтическим скандалом), непривычная, независимая, девочка быстро настраивает против себя тесный мирок команды по плаванию. Ко всему, не смотря на астму, она преуспевает во всем: учебе, прыжкам и смелости. Каждую из учениц. Но хуже всего, она влечет к себе мисс Джи, сразу позабывшую о прежних привязанностях.

Здесь сразу отметим девочек. Особенно главных героинь: Дай и Фиамму. Роль испанки досталась испанке Мария Вальверде Родригес, на родине более чем известной. В её арсенале «Мелисса: интимный дневник», «Борджиа», «Три метра над уровнем неба» и «Три метра над уровнем неба. Я тебя хочу». Роль Дай получила Джуно Темпл, не смотря на возраст, не менее опытная, чем её партнерши. У нее за спиной «Скандальный дневник» с Кейт Бланшетт и Джуди Денч, «Ещё одна из рода Болейн» и «Искупление». Только в 2009 году с её участием (включая «Трещины», где роль главная) вышло шесть фильмов: фантастическая комедия «Начало времён», драма «Господин Никто», военный фильм «1939», комедия «Одноклассницы и тайна пиратского золота», драма «Гринберг». В 2013 году Джуно получила премию BAFTA в номинации «Восходящая звезда», а 2014 год принесет нам еще четыре фильма с её участием (включая ожидаемые мной «Рога»).



Теперь, когда озвучены все регалии и оттенки, можно перейти к фильму. Чтобы не вдаваться в подробности и не выдавать спойлеры, я поговорю не о сюжете. Фильм действительно неоднозначный, его тема замешена на таком сумасшедшем коктейле из пубертата, закрытой школы, невинности, эротизма и низменного, что любые акценты грозили скатиться в пошлость без малейшего усилия. При этом фильм вполне держит себя в рамках. Искренне не рекомендую его тем, кто не в состоянии отключить внутренний магнит справедливости. Пределы реальности и реального в этом кино размыты до уровня недоговоренности. Пределы - основная тема этого фильма.

Пределы

«Умирают те, у кого есть в жизни какая-нибудь трещина; вот в эту трещину и проникает смерть» (с) Вера Панова

Это больше всего похоже на акварельный рисунок. Далекий холм, мрачное высокое здание на его вершине. Узкие коридоры, чинные классные дамы и полные нянюшки в шумных халатах. Между всем этим девочки, заточенные в фирменные платья, воротнички и правила «не больше пяти личных предметов на всеобщее усмотрение даже в спальне». Каждая из них одинока, испугана и не очень представляет себе мир за стенами этого размытого рисунка.

Еще есть вышка, вода и блеклое солнце. В этой картине вы не найдете ярких красок. Самые яркие штрихи - косметика на губах мисс Джи, косметика на лицах девочек на полуночном празднике, свечи и яркие пояса (знак отличия команды). Любые другие краски словно заретушированы, приглушены и сами способны поглощать свет.

Теперь представьте над всем этим низкий голос молодой дамы, слова, рожденные губами, алым пятном рдеющей над всем: «Самое главное в жизни - это желание. Вы можете достичь всего, чего хотите, перед вами лежит целый мир, нет ничего невозможного. Все, что только нужно, - это пожелать. Если у вас есть желание - ничто не станет у вас на пути. Цельтесь высоко». Ей нет равных, нет ничего и никакого, кто бы смог затмить. Но нет и никого, кто бы мог - светить ей. Но что будет, если равный ей найдется? Что делать тому, кто превзайдет педагога во всем настолько, что в ней забудут ребенка?

В этом фильме детская жестокость лишь оттеняет взрослую низость, холодность, расчетливость. В чем-то мелочность. Отмечу (не сразу бросающуюся в глаза) точность фраз. Особенно хороша сцена разговора мисс Джи с директором. В нем, возникшем из ничего, столько намеков и невысказанной злобы, что начинаешься задыхаться, подобно Фиамме.

Она на этой земле цветок не только экзотичный, но и тепличный. Движения, фразы, шаги - легки, изящны и не доведены. Она без брызг входит в воду, легко в сюжет, и нигде не находит места. Наблюдать за ней было просто больно, а еще немного неловко. Неловкость - частая гостья при просмотре этого фильма.

Фильм душноват, местами в нем откровенно жутко. Особенно доставляет совершенно перекошенное состояние героини Грин. Трудно определиться, чего в нем больше: безумия, болезни, отчаяния, доброты? Не уступают ей и девочки. Сцена погони выполнена в эстетике доброго японского ужастика. Важно еще одно: он не выносит суждений, оценок и заканчивает на неприятной ноте. Такая добрая британская традиция: «Всё_было_именно_так, нам_очень_жаль, что_же_тут_поделать?». Ты волен вобрать в себе то, что сочтешь нужным.

Он растревожил меня, заставил нервничать, оставил во мне едва видимую, но вполне ощущаемую… трещину. Убеждена, что через некоторое время смогу сформулировать его для себя иначе.

image Click to view

актриса: juno temple, жанр: триллер, раздел: фильм, *рецензия

Previous post Next post
Up