Раз за разом натыкаюсь на посты, запросы, да и просто в обычной жизни: аааа, работа - ужас-кошмар, начальник-дегенерат, аааа я лучше всех знаю, как надо, аааа, как же выжить в этих ваших коллективах, аааа психотерапевт-таблетки-беспросветность.
Тем не менее рано или поздно любая подобная дискуссия неизменно скатывается в то, что же лучше/хуже: подлизываться или жёстко ставить начальство и коллег на место и качать права.
Во-первых, я никогда не понимала, почему же многие люди видят только 2 этих полюса, как будто между ними нет ещё 100500 вариантов.
Во-вторых, зачастую претензии идут совершенно несправедливые, основанные на неспособности прочитать свой трудовой договор и должностные обязанности и сопоставить с реальностью.
В-третьих, это завышенные ожидания, собственное ЧСВ и человеческий фактор.
Приведу пример. Устраивается Вася проектировщиком по водоснабжению и канализации (далее - ВК) в строительную компанию, которая заявляет о себе, что занимается и многоквартирными домами, и промышленными объектами, и индивидуальным строительством.
Вася начинает фантазировать о виллах для олигархов, крупных заводах и жилых комплексах по 25 этажей.
На деле выясняется, что это дома 3-4 этажей в области на 30-50 квартир, склады и небольшие производства бетона, а виллы олигархов - обычные дома в стиле «ИЖС за 5-10 млн».
Вася недоволен, типа его обманули, но ведь никто прям конкретно не обманывал, а, так сказать, приукрашал действительность, впрочем, как и Вася своё резюме. Скорее всего даже особо не приукрашал, но Васе было лень изучить сайт компании, подборку новостей и отзывы работников.
Или Вася обижается, что ему не дают интересных проектов, типа всё какие-то дачные дома и коттеджи, никаких многоквартирных домов и стадионов.
Опять обманули. А он свои должностные обязанности читал? Там 99%, что нет никакого намёка на конкретные объекты, зато есть «выполнять проектные работы по ВК», «отвечать на запросы и замечания контролирующих органов по ВК» и т.д.
Следующий момент: Вася обижается, что Пете-таки дают интересные объекты, а ему нет, при этом Вася, конечно же, уверен, что ему не дают, исключительно потому что начальство глупое, не видит его потенциал, любит Петю или Петя-родственник, но никогда, ни при каких обстоятельствах Вася не в состоянии предположить, что причина в нем самом - не дорос ещё до серьезных или требующих особого, личного подхода к Заказчику объектов.
Вася требует прав, Вася недоволен, Вася полощет начальника в курилке, жалуется друзья и коллегам, Вася готов выплеснуть свой гнев на начальника и иногда даже вступает с ним в перепалку на совещаниях, при этом личная ситуация Васи с проектами становится всё хуже, а у знакомых он спрашивает «как же выжить в этом серпентарии».
Поясню. Основой любых деловых отношений является субординация.
Можно понимать ее как «я-начальник, ты-дурак», можно понимать как «кто платит, тот и музыку заказывает», можно понимать как рабство или как должностную инструкцию.
Суть от этого все равно не изменится.
1. Каким бы образом начальник ни занял эту позицию, он главнее просто по должности и иерархии.
2. Если начальник даёт тебе какие-то задания, вписывающиеся в твою должностную инструкцию - ты должен их выполнять без лишних рефлексий.
3. Если начальник даёт тебе задания, которые кажутся тебе пустой тратой времени, неэффективными, вредными и т.д., то да, есть вероятность, что он - дурак, но также есть вероятность, что он исходит из других предпосылок и условий, да и просто знает больше.
4. Если ты не можешь это терпеть, то зачем пытаться организовать революцию/скандал/саботаж, всегда можно переговорить 1:1 с начальником для начала.
5. Именно начальник в конечном итоге несёт ответственность за своих подчинённых, и если все пошло по бороде, то вышестоящее руководство будет трясти вашего начальника.
Например, начальник даёт проект, который нерентабелен, даёт задание участвовать в тендере и выиграть его хоть за 1 рубль, устраивает адский кипиш из ничего, типа «у нас тут очень много работы».
Васе кажется, что начальник психически болен, на самом деле начальник, как правило, знает больше, чем говорит Васе:
1. Начальник знает, что проект нерентабелен, но также знает, что проект важен вышестоящему руководству/учредителям, этот проект является рекламным, т.е. через него будет рекламироваться компания и делать себе имя.
Типа загородного дома на зелёной энергетике, который будет показываться на выставках или в рекламе. Купит кто или не купит вообще не имеет никакого значения, главное, чтобы народ запомнил ООО «Ветрогон» - передовая компания.
2. Начальник прекрасно знает, что проект детсада стоит минимум 500 тысяч, но оборотные средства компании позволяют сделать его и за 1 рубль ради будущего: знакомства с Заказчиком, прописанных в проекте определённых материалов и выигранного в будущем тендера на строительство этого самого детсада за 500 уже не тысяч, а лямов.
3. Начальник прекрасно понимает, что текущая экономическая ситуация сулит сокращения в компании, не хочет терять команду, которая либо сама уволится, либо сократят и останутся не лучшие специалисты, поэтому устраивает цирк с конями, придумывает псевдозадания, демонстрирует 100 якобы перспективных проектов.
Кстати вот это я лично наблюдала дважды: в 2015 и 2020.
В 2020 в нашей компании из-за пандемии и указаний сверху сократили примерно 30% персонала, при этом конкретно в моем департаменте 15%, потому что пока другие сидели на самоизоляции и преимущественно пинали балду, мы в поте лица занимались адской херней на будущее (в стол), зато как только активная фаза спала и появились новые проекты - команда была почти в полном составе, в то время как другие департаменты столкнулись с переработками, увольнениями тех, кто остался после сокращений из-за недовольства объемом работ.
И теперь самые главные 3 правила:
1. Нельзя критиковать ни начальство, ни коллег при Заказчике, т.е. нельзя говорить:
- мы опоздали, потому что ждали Васю/Лена долго все печатала
- у нас задержка из-за Пети, он заболел, я тут не при чем, на меня не орите
- вы же уже работали с Колей, в курсе, наверное, он иногда косячит.
Нельзя показывать разобщённость в коллективе, нельзя пытаться выгородить себя засчет других при Заказчике. Кто бы ни был виноват, сразу станет видно, что вы все не очень.
2. Нельзя жестко критиковать и выставлять идиотами начальство при коллегах на совещании, потому что субординация, потому что вам что нужно, чтобы начальство приняло вашу точку зрения в итоге?
При таком подходе вряд ли оно ее примет, а вот если после совещания вы попросите начальство уделить вам 5-15 минут и там подробно изложите свои идеи и мысли, то вероятность принятия вашей точки зрения будет в разы выше.
3. Нельзя критиковать коллег и рассказывать об их грехах при начальстве без двух-трёх предупреждений.
Например, Вася вас игнорит, не отвечает на письма, не выполняет свою часть должностных обязанностей.
В первую очередь вам следует сказать об этом лично Васе один на один.
Дальше написать Васе письмо, поставив в копию его непосредственного начальника.
Если и это не помогло - повторить Васе лично первое предупреждение и пригрозить жалобой выше.
Всё, дальше вы уже вправе идти к начальству лично или на совещании сказать об игноре Васей его обязанностей.
Кто-то, конечно, думает, что он вправе изначально так поступить, но таким образом здоровые отношения с коллегами вы не построите: это не по-людски и «не по понятиям», вас сразу переведут в категорию неадекватных коллег и затаят обиду.
Почему?
1. Ну хотя бы потому что все рано или поздно косячат, и вам самому будет неприятно, если про ваш маленький косяк сразу узнают все.
2. Вася действительно может быть занят более важными делами, но ваше ЧСВ выдаёт либо неспособность увидеть картину в целом, либо отношение к Васе, как обслуге.
3. Если вы планируете в этом месте долго работать или иметь здоровое к себе отношение - сами относитесь здраво, очень многим можно привить вот этот рефлекс «она 2 раза предупреждает - значит надо». Вам же ехать или шашечки?
Казалось бы, так просто, и успешные в офисных баталиях люди знают об этом.
Но мой пост для всех.