Бункер Уинстона Черчилля. Оригинальная часть

Sep 17, 2017 12:01


Ожидая открытия музея "Churchill War Rooms" мы детально осмотрели его с наружи, о чем был предыдущий пост. Для простого наблюдателя усиление бетоном цоколя здания Казначейства останется практически не замеченным, а наметанный глаз сразу выделит фортификационные элементы и размеры сооружения. Познакомились мы и с устройством входа в музей, примененными конструктивными приемами его оформления.
Настало время пройти внутрь. На входе нас встречает бюст Черчилля и директор музея.


Проходим мимо кассы, стоимость взрослого билета с 10% пожертвованием на 2017 год - 19 фунтов, что эквивалентно 1400 российским рублям. Подробности ценовой политики можно посмотреть здесь. Они интересны.

Как я уже говорил, музея является филиалом Imperial War Museum (IWM) и был создан в 1984 году.
Во время Второй мировой войны группа подвальных помещений в Уайтхолле служила центром управения военными действиями Британии. Зал, известный как Кабинет министров, был занят ведущими правительственными министрами, военными стратегами и во главе с премьер-министром Уинстоном Черчиллем.
После опустошений в Первой мировой войне, военные стратеги планировали до 200 тыс. жертв от бомбардировок в первой неделе будущей войны.
Планы эвакуации премьер-министра, кабинета и основных сотрудников из Лондона были разработаны еще в 1920-х годах, но существовала озабоченность, что лондонцы будут чувствовать себя покинутыми, если премьер-министр и правительство находятся в надежном месте, а они нет. Кроме того возникли вопросы о скорости эвакуации, что привело к поиску экстренного убежища в центре Лондона.
В июне 1938 года под убежище было выбрано здание New Public Offices, расположенное рядом с Парламентом, с прочной стальной рамой и большим подвалом.
Обратите внимание на усиливающий каркас из двутавровых балок, собранных на болтах. Я так и не понял, эта конструкция была изначально в подвале или ее возвели на первом этапе оборудования убежища. Вдоль всех помещений тянутся шибера вентиляции.



Подвал был приспособлен для проведения заседаний военного кабинета во время воздушных налетов. Здесь также был размещен военный информационный центр, основой которого стала «Комната карты», где собиралась важная информация для короля Георга VI, премьер-министра Черчилля и вооруженных сил.
Военные комнаты стали полностью работоспособными 27 августа 1939 года, за неделю до того, как Британия объявила войну Германии.
Военный кабинет Черчилля собирался здесь 115 раз, чаще всего во время бомбардировок и применения германией ракетного оружия.
Бункер использовался 24 часа в сутки до 16 августа 1945 года, когда в "Комнате карты" впервые за шесть лет был выключен свет.
В 1984 году IWM впервые открыл военные комнаты для публики.
В 2005 году Королева открыла дополнительную экспозицию - Музей Черчилля, в котором рассматривается жизнь и работа Уинстона Черчилля.

Схема музея. Из нее можно понять, что под экспозицию используется только северо-западный угол подвала здания казначейства, тогда как при внешнем осмотре видно, что бетонное усиление цоколя распространяется на весь западный фасад. Кроме того, бросаются в глаза небольшие размеры рабочих помещений бункера.



Первая комната которую мы посетили это Зал заседания военного кабинета. В центре буквой П стоят рабочие столы, по стенам развешены карты.



Рабочее место первого лица






обратите внимание на предметы на столе. Ящик для сигар, пепельницы (представляете как здесь было накурено?), щипцики для обрезки кончиков сигар, бумаги для записей, чернильница



На углу стола стоит манекен военного. Кстати, о бумагах на столе. Они подобраны очень тщательно и бумага является оригинальной периода Второй мировой войны.



Еще раз взгляем на усиливающий каркас убежища. Не смотря на дополнительное усиление бункера в 1940 году бетонной подушкой толщиной до трех метров, авиабомба весом свыше 500 фунтов (227 кг) могла пробить перекрытия и поразить убежище. Поэтому лучшей защитой для военных комнат была их секретность.



Фотография с коллегами в Зале заседания военного кабинета



Манекен. Только при ближайшем рассмотрении видно. что его форма не настоящая



Отправляемся по узкому коридору осматривать другие помещения.
На стене закреплен ключ для главного клапана аварийного водоснабдения расположенного в полу



В коридоре расположено много сейфов и шкафов для бумаг. Рабочие комнаты слева



Комната секретаря.
Двери в комнаты сняты для лучшего обзора. Вход в них для посетителей закрыт и защищен стеклом.



Еще чей-то рабочий кабинет с коробкой для окурков



Другие рабочие комнаты. Справа что-то типа телефонной станции но сильно не полной комплектации.
Обратите внимание на свет. Во всех помещениях установлены лампы накаливания дающие насыщенный желтый свет идентичный историческому освещению. Вообще эта мемориальная часть музея является хорошим примером того, как добротно сделанная еще в 1984 году экспозиция работает без малого 33 года без какой-либо модернизации прекрасно сохраняя дух того времени. И никому в голову не приходит что-то здесь переделывать "на современном техническом уровне".



Еще раз взглянем на потолок. Потолки везде разной конструкции и видна их разновременность. Какая-то странная негорящая лампа. Не удивлюсь, если окажется, что она видела Черчилля.



А вот и дверь в самое интересное помещение "Комнату карты". номер на двери еще раз свидетельствует в пользу догадки. Что помещений здесь было много больше, чем сейчас доступно для осмотра. В каком состоянии другие помещения и как они используются нам не сказали.



Таблица сигналов тревоги укрупненно для тех кому интересно



Комнату карты мы осматриваем как привелигированные посетители не через стекло, а изнутри. Понятно почему она так называется? На ее стене размещена карта мира с отражением оперативной обстановки. К карте мы еще вернемся.
После августа 1945 года когда надобность в бункере отпала этим помещениям сказочно повезло. Их сначала закрыли, а потом стали использовать для хранения всякого ненужного хлама. При этом обстановку не разграбили и не разломали как бывает у нас. Когда было принято решение делать здесь музей, то взору проектировщиков предстало практически законсервированное на десятилетие время. Конечно без утрат не обошлось. Интерьеры и бумаги сильно пострадали от влажности и затоплений подвала. Тем не менее в горах бумаг удалось найти все самое интересное, чтобы воссоздать обстановку максимально приближенную к реальной.



Рабочий стол куда по телефонным аппаратам стекалась оперативная информация для отражения ее на карте и в графиках. Здесь также расположены три манекена, но уже в настоящей форме






Мне одному кажется что фуражка на столе какая-то кривая?




Пневматическая почта



Теперь давайте перейдем к главной карте. Она таит не мало загадок. Сфотографировать ее целиком не было никакой возможности, но я выхватил несколько интересных кусков.
Фрагмент карты с восточным побережьем США.  Количество дырок от кнопок и булавок  свидельствет об интенсивности морских перевозок. Кнопками, как я понимаю, отмечалось прохождение северо-атлантических конвоев союзников.



Для сравнения посмотрим на участок с акваториями белого и баренцева моря. Здесь практически нет ни одной дырочки. о чем это может нам говорить? Либо конвои в СССР не интересовали военный кабинет, либо карта датируется до августа 1941 года. есть еще и третий вариант. что конвои в СССР были вынесены на отдельную карту, но ее я не увидел.
Кстати, по словам сотрудников музея эта карта так и провисела на этой стене с войны. При создании музея реставраторы очищали ее от пыли и грязи очень тщательно не снимая со стены. Разводы от воды указывают на подлинность карты. Хотя некоторые наиболее пострадавшие ее участки могли быть заменены.



Центральная часть карты с надписью о том, что каждая булавка отображает движение конвоев



Крым укрупненно. Здесь интересно несколько моментов.
Во-первых, дырочки от булавок говорят нам, что либо какая-то пояснительная информация здесь закреплялась на отдельном листке, либо здесь отмечались какие-то действия флота.
Во-вторых, обратите внимание на географические навания. Почему здесь нет Украины, а есть такие провинции как Херсон, Таврида и Бессарабия? Зато на территории Турции очень много Армении при отсутствии первой ;-).
Интересна и выборка названий в Крыму. Из городов: Севастополь, Ялта и Кефе. Остальное - названия мысов и маяков.



Совсем другая ситуация на других театрах военных действий.
Гибралтар. Здесь интенсивность судоходства такая, что пришлось сделать заплатку на карте



Красное море. Слева кармашек с фишками по Судану





Фото Екатерины Рычковой

В правом верхнем углу график потерь флота союзников в среднем тоннаже за период 1942-1945 гг. помесячно.
Может пригодиться историкам?
Красное - потери британского флота, черное - потери союзников.
Пик потерь приходится на май 1942 года и достигает почти 167 тыс. тонн. (gross tons)/
Горизонтальные полоски внизу я не понял. Заготовки?



Слева внизу под картой расположены: оригинальный огнетушитель, пожарное ведро, полотер/поломой, складной стул и планшеты с фишками.



Проходим в следующую мемориальную комнату - спальня Уинстона Черчилля.
Помимо главной достопримечательности - кровати, здесь расположен рабочий стол премьер-министра и диваны



Кровать, калорифер и ночная ваза. Как ни странно, бункер не был оборудован канализацией.



Как известно Уинстон Черчилль страдал от избытка веса, и ходить туда-сюда ему было тяжело, тем не менее он не часто ночевал в бункере.



На стене карта Великобритании с обозначенными береговыми батареями и очагами сопротивления. По всей видимости карта из ранних. Береговые батареи показаны не все (нет даже зенитных платформ Маунселла в устье Темзы), да и вооружение у батарей достаточно слабое. В основном 6" орудия. Как известно, Великобритания перед войной надеялась на мощь своего флота и лишь в процессе Битвы за Британию пришло осознание того, что береговую оборону надо в корне модернизировать и усиливать.



Легенда карты



Рабочий стол премьер-министра



На этом пока все. Продолжение следует.

Другие мои материалы о Великобритании можно посмотреть здесь: http://starcom68.livejournal.com/236081.html

Previous post Next post
Up