Радиостанция Эхо Москвы
Передача: Большой Дозор (совместно с "Ведомостями")
Пятница, 01.01.2010
Тема: Образование и модернизация
Гости: Андрей Фурсенко, министр образования и науки.
Ведущие: Ольга Бычкова ,
Максим Трудолюбов.
http://www.echo.msk.ru/programs/dozor/645214-echo/ Отрывок для затравки.
М.ТРУДОЛЮБОВ: Ну, а чему должно, как вы считаете? Какие люди должны выходить, кем должны быть выпускники, чтобы быть конкурентоспособными в современном обществе? Как они должны отличаться от выпускников, которых мы получаем сейчас? Ну, как все мы знаем, что практически 100% школьников у нас получают высшее образование какое-то. Естественно, из-за того, что это...
О.БЫЧКОВА: Высшее образование - 100%.
А.ФУРСЕНКО: Ну, не 100, а 80. Как говорится, не очень сильно.
М.ТРУДОЛЮБОВ: Практически все идут в вузы так или иначе. Ясно, что значительная часть этих вузов дает невысокое качество образования.
О.БЫЧКОВА: И потом начинаются разговоры про тяжело идущую модернизацию.
Ей-Богу, скоро эта сладкоголосая журналистка Ольга Бычкова меня окончательно разочарует. Потому что все ее замечательные спичи о необходимости демократии и равных возможностей для всех превращаются в "пшик", как только возникает разговор о более осязаемых и повседневных проблемах, с которыми все мы сталкиваемся в той или иной степени. И вот тут-то и проявляется ее истинное отношение к так называемым равным возможностям, а конкретно - ее взгляд аккуратно укладывается в рамки типичного благополучного мещанского снобизма.
Опишу популярно этот взгляд. Такие люди считают (а их, надо сказать, в среде людей с высшим образованием и удачной карьерой довольно много. И чем выше образование и статус, тем чаще встречается подобное отношение). Так вот такие люди считают, что высшее образование должны, если не обязаны иметь далеко не все, что не все люди дотягивают своими умственными способностями до него, кому-то и среднего сверхдостаточно, и вообще, где слесари, нам нужны слесари-сантехники, у нас дома канализация засорилась, а прочистить некому. Это, конечно, огрубленно, но суть именно такова.
Притом, что давно известно, что в целом люди с высшим образованием живут лучше, богаче, счастливее и дольше, о чем сама Бычкова не забыла упомянуть, тем не менее, существует нечто наподобие чванливого жлобства в размышлениях нашей совестливейшей интеллигенции. Ну не хотят они делиться своими сакраментальными знаниями и кругозором с дремучим плебсом. Может быть, конечно, это всего лишь стереотип, оккупировавший жесткий диск их высокоорганизованных мозгов, но, честно говоря, мне кажется, что это именно высокомерие, жадность и непоколебимое чувство "моего", которое больше тянет на инстинкт самосохранения. Ведь кому-то в нашей стране, как выразилась Ольга Бычкова, надо работать руками. Да, Оля, я понимаю, работать ртом несоизмеримо легче, и зачем же тогда в принципе допускать вероятность, что какой-то там тверской середнячок вместо ПТУшного получит высшее образование, пускай и не самое, да, не самое качественное, но все равно тем самым увеличивая свои шансы попасть на Ваше место, а не копаться в чужих унитазах. Ну а проводить селекционный отбор и решать, кто из темноты неграмотной достоин вступить в ряды высокообразованных чистопородных господ, конечно, будем тоже "мы" - интеллигенция, прилипшая к стульям экзаменационных комиссий, ну и прочая просвещенная общественность между делом. И все это под знаменами добрых намерений поднять уровень образования в России.
Т.е. как-то странно выходит: поднять уровень образования - это, оказывается, просто отсечь от него всех тех, кому оно по разным причинам дается труднее. Во как красиво! Просто формально никто не будет видеть в списках выпускников ВУЗов всех этих тупеньких и умственно неполноценных людишек из рабкласса. Не место пролетариям и их детям среди образованной аристократии в широком смысле этого слова. Пусть сын электрика будет электриком, сын дворника дворником, ну так и быть, можно строителем или учителем труда.
Но позвольте человеку самому определять свою судьбу! Он сам решит, что ему нужнее, хорошее среднее специальное или плохонькое высшее. Уверяю, далеко не все сами стремятся получить высшее образование. Так пусть получат его все те, кто этого хотят. А жизнь сама распорядится, что с этими людьми будет дальше, и где чье место в общественной жизни. В конечном счете, кого взять на ту или иную работу, на ту или иную должность, решает работодатель, ему виднее, кто дотягивает со своим высшим, а кто бестолково чешет свой затылок над каждой поставленной задачей.
Раньше во времена возрождения, и, особенно, в новое время умнейшие и достойнейшие люди желали просвещать свой народ, хотели ему подарить новую более яркую и осмысленную жизнь, порой свою собственную жизнь целиком посвящая этому благородному делу. Открывали школы, институты, читали лекции всем так называемым вольным слушателям, не считая высокомерно при этом, что народ не способен понять что-либо более сложное и совершенное.
Сегодня весь прогрессивный мир стремиться дать всем гражданам высшее образование. Понять все слои общества на более высокий уровень, а не провести модернизацию за счет выбрасывания на обочину общественной жизни и отбраковывая менее способных. Ведь лишая человека высшего образования, обрекаешь его на рутинный образ существования, оставляешь его без малейшей перспективы, ведь получить второе высшее и поднять свой личный уровень и статус без первого основного образования у нас в стране невозможно.
Ну казалось бы, что с того, что человек расширит свой кругозор, научится овладевать информацией и анализировать события, происходящие вокруг, получив пусть и не очень качественное высшее образование. Достаточно и того, что он не станет люмпеном, образуя собой и такими же как он малограмотными людьми ту черную массу, громящую в час Х все на своем пути, никого не жалея. Но нет! Не дадим! Нам нужны только талантливые! Только им "мы" можем доверить модернизацию нашей Родины.
Зато как приятно, как радостно нам тогда, когда мы в благородном порыве изрекаем сентенции по поводу всяких ткачих и доярок, которые не способны понять, что Путина и Медведева им благодарить не за что. Как весело мы смеемся, когда узнаЕм из соцопросов, насколько неграмотно наше население, дающее нелепые, порой детские ответы на в общем-то не самые сложные вопросы о природе, законах, человеке. Вот это, наверное, и есть наша истинная доброта и забота о народе и стране, в которой будут жить наши дети. Очень горько...