"Алиенист" - первый из
исторических детективов Калеба Карра про Нью-Йорк XIX века, где все еще орудуют остатки безумных банд, повсюду торгуют детьми, полиция не знает ни о баллистике, ни о психологии, а женщин на пушечный выстрел не подпускают к расследованию преступлений. Сейчас нам сложно представить, как в таких условиях можно ловить убийц, однако Карр увлекательно восстанавливает на страницах романа ход мыслей идущих по следу преступника. Грязный, опасный, разнообразный Нью-Йорк, темный и полный всевозможных пороков, город переулков, в каждом из которых могут убить, обиталище подозрительных типов и отчаявшихся людей. Автору исторического детектива легко превратиться в справочник или в шарлатана, подменяя интригу разными историческими фактами. Карр избегает этих крайностей, создавая поистине увлекательное расследование, которое ведется медленно, тщательно, постепенно. Это не роман-экшн, хотя происходящее электризует и вовлекает. Для начала, Карр выбирает неожиданного героя - Лазло Крайцлера, доктора, психолога, пытающегося искать корни преступного поведения в детстве подозреваемого. Крайцлер занимается с трудными детьми, а коллеги подвергают его теории осмеянию, однако это не останавливает доктора, когда он сталкивается с жестоким, леденящим душу убийством. Не впервый раз сталкиваясь с трупом, лишенным глаз и жестоко изуродованным, Крайцлер полагает, что встретился с американской версией Потрошителя, с серийным убийцей, остановить которого можно только разобравшись, что толкает его взяться за нож. Несмотря на то, что властям невыгодно заниматься раскрытием гибели мальчика-проститутки, Крайцлер вместе со своим другом-репортером Муром, суровой женщиной Сарой Говард, мечтающей стать следователем, и еще несколькими колоритными персонажами начинает вести расследование, в ходе которого им придется изучить массу психологической литературы, старых газет и рассказов самых неожиданных людей.
Не знаю, хорошо ли написан "алиенист", но он отменно переведен, причем его фишка в том, как здорово Карр погружает читателя в быт обитателей своей книги, делает его участником расследования периодически ошибающихся, но идущих вперед людей. Он даже напомнил мне американскую версию сериала "Жизнь на Марсе", хотя там совершенно другая эпоха. Герои интересно пытаются скомбинировать самые дикие теории своего времени вроде казавшихся ненадежными отпечатков пальцев и создания психологического портрета, так как у них немного шансов схватить монстра до того, как он совершит очередное злодеяние. Также Карр ничуть не боится вводить в повествование настоящих исторических личностей. Скажем, у него можно встретить Рузвельта или моралиста
Энтони Комстока(возбудил около 3 500 судебных дел и уничтожил 160 тонн литературы, признанной «непристойной»),
Джона Моргана и
Мэтью Брэди (последний появляется в эпизоде, чтобы попробовать подтвердить свою безумную теорию). Возможно, Карр обходится с историческими фигурами вольно, но они добавляют атмосферы и являются интересным штрихом, заставляющим не только участвовать в расследовании во время чтения книги, но и после того, как она завершена. Карр спровоцировал лучший урок истории Нью-Йорка, который я могла получить. Интересна и мотивация его героя Крейцера: там, где остальные торопятся объявить преступника сумасшедшим, чтобы не подвергать сомнению устои общества, способного порождать чудовищ, Лазло хочет докопаться до сути, понять, на самом ли деле подозреваемый безумен или просто жесток. Необычно хороший роман во время наскоро собранных клише.
Фотографии гражданской войны Брэди можно посмотреть тут:
http://www.archives.gov/research/arc/topics/civil-war/brady.html . Мне, правда, нравится другой вариант :
ссылка. Вот, например, фото Винни Рим, женщины-скульптора, которая сделала статую Линкольна.
Я обнаружила, что можно не расставаться с героями надолго, - у Калеба Карра есть еще один роман про Лазло, "Ангел тьмы", который также переведен на русский.
У романа неожиданный новый рассказчик, один из второстепенных героев "Алиениста", и, справившись с комковатым и многословным вступлением, он рассказывает не хуже Мура. Некоторые читатели говорят, что "Ангел" сильно проигрывает первому роману, но я с ними согласиться не могу. Если Карр пытался создать стилизацию, сфокусироваться на другом рассказчике, то да, у него не получилось. Уличный мальчишка разговаривает у него так же, как образованный господин, но так даже лучше, потому что говор быстро перестает отвлекать от происходящего. В "Ангеле тьмы" серийный убийца - женщина, ее жертвы - дети, к тому же она не дает возможности понять себя, действуя то как перепуганная мать семейства, то как настоящая шлюха. Героиня "Ангела" коварна, опасна и нечеловечески хитра в желании эмулировать добропорядочную мать. Имея такую героиню, Калеб Карр отлично затрагивает тематику отношения к женщине. Любые жестокости по отношению к детям считались проявлением ненормальности матери, т.к. материнские чувства воспринимались как главные в жизни женщины. Нельзя сказать, что в этом отношении общество так уж сильно изменилось. Даже когда дело доходит до суда, а Лазло готов праздновать победу, подлая женщина ускользает, оседлав волну народного недоверия. Снова дело идет не только об остром сюжете, но и о предрассудках. Конечно, Либби Хатч не столь инфернальна, как зловещий скалолаз из "Алиениста", но радость встречи с полюбившимися героями искупает некоторое сомнение.
Кроме того Карр опять вводит тяжелую артиллерию, с легкостью приглашая в фикшн реальных людей. Скажем, тут можно столкнуться с феминисткой
Кэди Стэнтон, здесь делает набросок "по свидетельствам очевидцев"
Сесилия Бо и балагурит художник
Альберт Пинкмэн Райдер. О его картине Death Race у главного героя даже случается краткий разговор: по ипподрому в обратном направлении мчится смерть, состязаясь со змеей. Периодически Карру удается передать отчаяние главных героев, не способных совладать со стеной бандитов, защищающих странную женщину-убийцу, одержимую желанием доказать всем, что она может быть отличной матерью, но раз за разом терпящую неудачу. Неудачу, оставляющую за собой массу детских трупов.
Впрочем, гораздо больше, чем собственно интрига в "Ангеле тьмы" опять же захватывает описание Нью-Йорка и несовершенных методов расследования, которые герои стремятся улучшить. Внедрение новых методик происходит прямо у тебя на глазах! Несколько самонадеянно со стороны автора, но все равно хорошо. Отличное развлекательное чтиво.