Неожиданно наткнулась на отлично изданную книгу, подаваемую как история про дом с привидениями. На самом деле это подростковое приключение с временными петлями. Интересна история - Рэнсом Риггз коллекционировал разные странные старые фотографии, к которым хорошо подходит слово creepy. Такие любят выставлять
в подборках в блогах. На них можно зависать и фантазировать о событиях, приводящих к снимку, обстоятельствах, людях. Риггз собирался опубликовать фотографии в виде атласа с комментариями, однако кто-то его отговорил, посоветовав использовать фото в качестве базы для героев книги. В итоге мало того, что "Дом странных детей" наполнен разными прекрасными жутковатыми фото, на обложке висит смонтированная подозрительная левитирующая девочка, так эти фото - изображения участвующих в повествовании персонажей или некие маркеры, проливающие свет на сюжет. Риггз придумал каждому из снимков историю, впаял их в текст. Последний раз я видела такой удачный гибрид изображения и литературы в
"Левиафане" Вестерфельда. Будучи оторванным от стиля, атмосферы, навеиваемой фотографиями, текст представляет собой просто неплохой young adult, прямолинейный и без особых открытий. История изложена с нужным градусом стремления вырваться из капкана повседневности, но горизонтов она не расширяет. Однако вместе с фотографиями история выглядит гораздо лучше. Хороший пример того, как можно обойти свои ограничения, имея в заначке удачную идею. Раньше люди пытались писать интерактивные книги в сети, но они не имели особого успеха. Здесь же текст и литература поддерживают друг друга, словно в комиксе, и получается ок. Книгу взялся экранизировать Тим Бертон, так что автор пришел к успеху.
Сюжет такой: паренек с детства слышит рассказы деда о том, как он сбежал из оккупированной немцами Польши и нашел пристанище в детском доме где-то в Британии. О детях-друзьях дед рассказывает как о настоящих чудотворцах - у кого-то изо рта вылетают пчелы, кто-то невидимка, кто-то кидается фаерболами. Но, вырастая, главный герой закономерно теряет интерес и считает, что дед выжил из ума. Подтверждает эту версию и отец, говорящий, что деду просто слишком многое пришлось пережить в военное время, вот он и несет всякую пургу. Т.к. парень живет в богатой семье и его ждет управление сетью аптек, которые он терпеть не может, размышления об этом захватывают его гораздо больше дедушкиных баек. Дед же ждет прихода чудовищ. Никто ему не верит, но вскоре старика находят с растерзанным животом, а паренек видит в кустах мужика, изо рта которого торчат щупальца. В итоге уставший от посещения психоаналитиков герой едет на изолированный остров, где во время войны находился детский дом. Маленький остров с единственным телефоном, маленьким пабом, набитым пьяными местными, и краеведческим музеем.
Литература для подростков бывает очень крутой, если в ней присутствует элемент трагедии. Если рассматривать развлекательную литературу в целом, то "развлекательная" литература для взрослых часто дико скучна. Ее герои что-то потеряли - что-то важное, распадающееся в тот момент, когда ты отказываешься от своих электрогитар. Читать про их предсказуемую рефлексию или проблемы, вызванные ипотекой или увольнением, - культивация уныния. Young adult, написанный не слишком примитивно, в этом смысле единственнная возможность расслабиться, потому что его герои еще не растеряли человеческое, а авторы пытаются увлечь настоящим приключением. Т.е. здесь уже возможен секс и рок-н-ролл, но нет места ипотеке. Это промежуток между тем моментом, когда юноша отправляется в плаванье, чтобы стать взрослым, и тем мигом, когда он уже вернется и займет место в социуме. Любопытно, что во многих новых образцах young adult взбалмошные ценности заменяются демонстрацией модных шмоток, побрякушек и глянцевых слоганов, но есть и другие примеры. Привлекательны книги, где все не зациклено на внешних атрибутах "крутости", а где все по-настоящему. Скажем, в
"Ученике монстролога" мальчику приходится вместе с эгоистичным стариком-учителем приходится вступать в схватку с жуткими каннибалами, причем это его работа (и осознание понятие "неизбежная работа" для пацана - худший кошмар), бежать некуда, страх, ужас, аа, Диккенс, а стилизация под старое немое кино так и просится. Эрудиция вообще повышает удовольствие от книг. Или здорово видеть трагедию как у детей, которые начинают всерьез, а не в шутку защищать свой замок от полиции у Страуда, потому что это их замок, врагам здесь не место. Или как провал революции у него же в серии про Бартимеуса. Мечтательный, но трусоватый мальчик теряет обнаруженные огни и становится... чиновником. Вот где страх, епта. И так далее. В книге Риггза определенное количество трагедии тоже присутствует, но в конце он сдает, т.к. придумать мощную коду сложно. Это не мешает разглядывать фотографии.
P.S. Черт,
продолжение "Ученика монстролога" вышло! Надо читать. В первой книге в забавной форме рассказывалось про безумного ученого, который специализируется на монстрах, ловит их, препарирует, изучает, вносит в каталожек.