О телевизионных рейтингах

Dec 20, 2012 13:34


Выступая 07 ноября 2012 года на конгрессе Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ), легендарный и бессменный руководитель Первой телекнопки Константин Эрнст высказал серьёзные претензии к рейтингам TNS Gallup Media. По его словам, несколько последних лет у телеканалов нет верифицированных данных о том, как смотрят телевидение в РФ, и "больно смотреть, как русское телевидение витает в полном тумане, делая вид, что всё нормально". Традиционно, все российские телекомпании пользовались в своей работе замерами, производимыми TNS, ставшей на данном рынке практически монополистом.


Необходимо отметить, что конфликт Первого канала и руководства российского отделения Гэллап впервые проявился публично в 2008 году, когда г-н Эрнст обвинил измерителя в недостоверности рейтинга приключенческого сериала "Апостол". Тогда уже выяснилось, что главный телепродюсер страны не доверяет цифрам, получаемым от официального медиаселлера и тихой сапой организовал собственную замерную службу: "Свое программирование мы уже около пяти лет строим на основании данных телефонных исследований "Первого канала"…". Существовавшая с 2002 года собственная служба телеизмерений (СТИ) до недавнего времени была чисто внутренней структурой канала, но теперь, с ноября 2012 года, результаты мониторинга можно увидеть на сайте СТИ в открытом доступе.

Работники СТИ ежедневно опрашивают по телефону более 11 000 респондентов, анализируя предпочтения аудитории по 29-ти телеканалам методом случайной выборки  по телефонным базам Москвы и Московской области. Безусловно, директорат "Первого" отчётливо понимает, что его наработки вряд ли могут составить полновесную конкуренцию чрезвычайно авторитетной компании Гэллап Медиа. С другой стороны, подчиненные г-на Эрнста в один голос констатируют, что дальше "так жить нельзя"(С) и TNS не может далее оставаться эксклюзивным измерителем российского медиарынка. С их точки зрения, TNS интересны лишь "рекламоёмкие" регионы и работает данная организация только в интересах продажи рекламы, не прикладывая усилий для изучения телевизионных предпочтений россиян. Экспертное же сообщество, в целом, относится к идее демонополизации рынка услуг мониторинга СМИ неоднозначно. Глава компании "Медиа Эксперт" В.Бирюкова в эфире Business FM заявила, что рынок не нуждается в смене измерителя, а сами претензии слабо обоснованы: "Первый канал" последнее энное количество лет не является подписчиком данных TNS Gallup Media, а все остальные каналы являются. И для всех остальных каналов … они все в общем-то вполне удовлетворены тем качеством информации, которое предоставляет исследовательская компания. У меня такое впечатление, что Константин Львович пытается проблему телеканала и проблему, в принципе, страны переложить на измерителей, на TNS Gallup Media. Ну, не виноват измеритель в том, что на канале, на "Первом", идёт массовый продукт".

Разумеется, подобные заявления могут быть порождены элементарной завистью прочих субъектов телевизионного пространства к "Первому каналу", который уже много лет традиционно остается главным действующим лицом наших "голубых экранов". Но логичнее предположить, что рейтинговая политика, имеющая своей целью исключительно показатели, могущие оказать влияние на стоимость 1 мин. рекламного времени, давно уже не отражает данных, необходимых менеджменту основных телекомпаний. Современные политтехнологии - суть те же методы конструирования ментальных и сенсорных образов, что и в рекламном бизнесе. Любая политическая программа и "идеология" являются в условиях наступившего постмодернового мира лишь симулякром, искусственным образом, созданным в рамках того или иного коммерческого проекта. В условиях, когда реальная политика "улиц и площадей" отступила на задний план и всё более становится уделом маргиналов, значение виртуальной политики, представляемой электорату посредством изображения в телевизоре, возросло на порядки. И с этой точки зрения рейтинги  TNS Gallup Media действительно ущербны, поскольку жёстко ориентированы на коммерческий аспект, выражающийся в оценке стоимостного потенциала рекламного времени. Если телекомпания полностью  и принципиально аполитична, подобно СТС или ТНТ, то замеры социальных последствий транслируемых программ им действительно неинтересны. В свою очередь "Первый канал" не может себе позволить роскошь абстрагироваться от идеологической функции и предсказуемо желает иметь в своём распоряжении реальные цифры рейтингов тех же самых публицистических передач, новостных блоков и политических ток-шоу. 75% акций, блокпакет "Первого" принадлежат не какому-нибудь олигарху, а государству российскому, а потому - noblesse oblige, как говорится. Положение обязывает.

P.S. Есть подозрение, что Константин Эрнст, мягко говоря, тяготится подобным положением "ответственного за телегипноз". В противном случае сложно объяснить следующее его недавнее признание: "… я всегда настаивал, что у телевидения нет обязанности "пасти народы". Любой руководитель канала, который решит, что будет пастырем, должен встретить следующее утро в психушке. Никого нельзя ни к чему принудить. Заманить можно, соблазнить, а заставить нельзя". Золотые слова, исчерпывающе разъясняющие позицию рафинированного интеллектуала на государевой службе. Работа такая, только бизнес и ничего личного.

P.S Данный текст был написан в рамках сотрудничества с сетевым проектом "Книгазета".

Книгазета, Кусочек культурки, Ловля жЫда под кроватью

Previous post Next post
Up