Озаботившись состоянием отечественной авиации, Правительство РФ приняло программу развития авиационной промышленности до 2025 г. На совещании, состоявшемся 23 ноября 2012 года, премьер Д.А.Медведев
отметил, что "На мировом авиарынке у России в целом неплохие позиции, в том числе потому, что мы делали в последние годы". Однако, поскольку средний возраст магистральных самолетов, по его словам, составляет 17 лет, то потребность отечественных авиакомпаний оценивается в 1300 самолетов. Делать их, по большей части некому и негде: авиапром развален, судьба многострадального Ту-334 по сию пору сомнительна, хваленый "Суперджет SSJ-100" вызывает справедливые нарекания эксплуатирующих его компаний, да и назвать его российским язык не поворачивается. Около 67 % разрабатываемого на мощностях фирмы "Гражданские самолёты Сухого" (ГСС) авиалайнера Sukhoi Superjet 100
составляют импортные детали, а российские комплектующие - это оставшиеся 33% и используются они, по большей части, при сборке кабины экипажа, а также концентраторов данных для систем авионики. Лишь в случае дальнейшего массового производства, доля импорта в составе деталей "Суперджета" планируется к уменьшению до 56%.
Видимо исходя из посылки, что выполнить выше обозначенную программу полностью и в срок исходя только из имеющихся сейчас авиастроительных мощностей нереально, министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг) решило не мудрствовать лукаво и обратилось к заделу, оставленному нам в наследство от СССР.
Уже сформирован заказ на глубокую реконструкцию 260 самолетов Ан-2, сообщил журналистам заместитель министра промышленности и торговли РФ Юрий Слюсарь. Ежели кто забыл, то "аннушка" - это одномоторный биплан с крылом расчалочной схемы, который выпускался начиная с 1948 г. в СССР и ряде стран мира, а китайские братья производят его по сю пору. Фантастически надежный и неприхотливый, "кукурузник" работы О.К.Антонова занесен в Книгу рекордов Гиннесса как единственный в мире самолет, который выпускается уже более 60 лет. Как и следовало ожидать, "инновационности" авиа-реформаторов хватает лишь на повторение задов советского опыта, а то и просто латания дыр в летучих девайсах, выпущенных 20 и более лет тому назад. Другое дело, что коммерческую нишу, в которой эксплуатировался Ан-2, а именно - ближнемагистральные самолеты грунтовых аэродромов, гидросамолеты типа "сажусь в болото, лавируя между комаров" и машина для химобработок посевов, - занять фактически некому. Поэтому с заслуженных бипланов нынче решено отряхнуть пыль, сменить обшивку, поставить новый двигатель и дать 10 лет гарантии.
Напомним, что ранее С.К.Шойгу, в бытность еще губернатором Подмосковья, заявлял уже о
необходимости возобновления производства обновленных самолетов Ан-2. По его словам, необходимо произвести около 100 таких самолетов. Шойгу поручил организовать их выпуск на авиационно-ремонтном заводе в Балашихе. По всей видимости, инициатива Сергея Кужугетовича нашла отклик в правительстве и пришлась как нельзя кстати: на крайнем Севере летать геологам и нефтяникам скоро будет уже не на чем. Со своей же стороны, автор данной заметки хотел бы предложить гг. управленцам не останавливаться на достигнутом рубеже инноваторских стремлений, и углубиться еще дальше в прошлое авиации. Гораздо более технологичным для выпуска в сегодняшних условиях деиндустриализации России был бы менее известный аэроплан, культовый в советской глубинке 30-50-ых гг. ХХ века. Это "
шаврушка" или Ш-2 конструкции В.Б.Шаврова, рабочая лошадка гражданской авиации тех лет. Среди прочего, этот амфибийный самолет уникален тем, что является единственной в истории авиастроения крупносерийной машиной, опытный образец которой был собран в буквальном смысле слова "на коленке" в условиях коммунальной двухкомнатной квартиры (
здесь читатель может ознакомиться с удивительными подробностями создания Ш-2). Уверен, что простимулированное свыше, любительское производство простейших в выпуске амфибий Шаврова, которое может быть начато на базе любого мебельного цеха под водительством наставника из авиамодельного кружка, позволит насытить рынок авиаперевозок РФ неприхотливыми самолетиками копеечной стоимости. Китайцы в период "большого скачка" 50-ых гг., помнится, задались целью поставить доменную мини-печь в каждом сельском дворе, дабы задавить весь мир произведённым чугуном, а мы хуже что ли? Ужо полетим!
P.S. Данный текст был написан в рамках сотрудничества с
сетевым проектом "Книгазета".