Между двумя Рождествами

Jan 03, 2021 23:46


Чего хочется всем нам пожелать, если уж пытаться... Верить в жизнь как этическую и биологическую силу. В то, что всё совершившееся зло, насилие, преступления, подлости и надругательство над разумом могут быть излечены, преодолены в обратном «лечении» - в направлении хода времени от конца к началу, которое предрекают и крупные религии и отчасти некоторые современные научные догадки.

Если обратный ход времени возможен, возможно и преодоление энтропии, и исцеление падшего мира. Мы, русские, сейчас охотно празднуем два Рождества - старое и новое и между ними Новый год. Конечно, в каком-нибудь Непале еще больше несочетаемых праздников - с каждой веры по нитке, лишь бы не скучать, но тут я вдруг разглядел особый смысл.

Мы уже больше сто лет играем со временем, двигая его в течение пары недель в разных направлениях, каждый раз приходя к одному - радости рождения Спасителя. Он у нас появляется в условно католических яслях, потом прыгает через светский «новый год», как бы исчезая, и тут же вновь приходит, озаряя светом любви зимние потёмки. Мы ценим Рождество вообще больше Пасхи просто потому, что уже в какой-то мере научились двигаться в обратном направлении и неосознанно одолевать боль, которой в нашей жизни слишком много, оставляя все крестные мучения в «прошедшем будущем времени».



Как ни странно, на такие размышления меня навели не только роман «Доктор Живаго» или поэма Блока «Двенадцать» (самая неразгаданная из всех отечественных поэм, как мне кажется), но и дурацкий, кукольный фильм «Довод», о котором я недавно писал, не разглядев в нём главного - очередной призыв задуматься о возможном близком преодолении линейности времени. Конечно, американский режиссёр и в этом научном чуде усмотрел, прежде всего, очередное зло. И красиво (или не слишком) его пресёк, покарав злого русского олигарха, сыгранного самым классическим Гамлетом мирового кино - Кеннетом Браной.

Русские тоже любят Гамлета, вечные вопросы, «быть или не быть» с уклоном в «не быть». Падают в бездны, теряют целиком отстроенный собственными руками рай, как никто способны ненавидеть родную историю, плясать на могилах предков.

Но русские способны видеть и возможность полного исцеления, которой так не хватает более рациональным и трезвым западным «партнёрам». Поэтому мы можем положить треть страны в великой войне со злом, а через полвека сдать все завоевания без боя, можем радостно срывать маски во время страшной эпидемии - просто «чтобы жить, а не трястись вечно».

Наши два Рождества с перманентным застольем от конца декабря до Старого Нового года (его мы тоже тихо чтим) нам нашептали: добро и гармония в самый последний момент не обманут. Хотя у нас гораздо меньше рациональных «доводов», подтверждающих этот тезис, чем у многих окружающих нас племён. Не потому ли и Пушкин говорит:

И долго жить хочу, чтоб долго образ милый

Таился и пылал в душе моей унылой… -

и перешагивает через свои недолгие 37 лет в вечность, в которую так упорно не верил.

По той же причине в самом пронзительном и прозорливом рассказе Андрея Платонова повествователь говорит о машинисте Мальцеве, потерявшем и вновь обрётшем и дар зрения, и дар любви к ближнему: «Я боялся оставить его одного, как родного сына, без защиты против действия внезапных и враждебных сил нашего прекрасного и яростного мира».

Мир остается одновременно и яростным, и прекрасным - но в зазоре между раздвоившимся Рождеством у нас сквозит обострённое ощущение уже свершившейся победы второго начала.

Пушкин, вера, Рождество, Европа, быть или не быть, Христос, Александр Сергеевич Пушкин, Гамлет, Блок, Россия, Новый год, религия, кино, эпидемия, Кеннет Брана, А. Платонов, праздник, надежда

Previous post Next post
Up