Feb 11, 2018 21:57
Пишет Елена Ткач, много лет ведущая борьбу за сохранение облика старой Москвы:
"Опишу суть истории с новой попыткой вставить скульптуру Булгакова, работы Рукавишникова, на Патриаршие пруды.
Все помнят, что в начале 2000х существовал безумный проект Лужкова по осушению Патриаршего пруда и создания под ним подземного паркинга и развлекательной зоны вокруг. Идею Лужкова поддержала тогда коммерческая организация «Булгаковский дом», которой разрешили установить на уничтоженном пруду скульптурные композиции героям романа «Мастер и Маргарита» и памятник Булгакову.
Надо понимать, что «Булгаковский дом» - это коммерческая организация, никак не связанная с писателем. Это просто коммерсанты, которые присосались Михаила Афанасьевича и много лет рубят бабло, эксплуатируя имя писателя. Памятник им нужен для «булгаковизации» района и привлечения клиентов.
Местные жители в течение нескольких месяцев круглосуточно дежурили на пруду, написали множество обращений, создали ТОС и смогли добиться отмены этого нелепого проекта.
Вот как описывает эти события знаменитый москвовед Сергей Романюк в своей книге « Патриаршие пруды. Переулками до Чистых прудов» : «…В 2003 г. на Патриаршем пруду предполагалось поставить нечто странное, посвященное писателю М. А. Булгакову. Там должна была быть толпа фигур-персонажей романа «Мастер и Маргарита»: кота Бегемота, Азазелло, Коровьева, Понтия Пилата с собакой, Мастера с Маргаритой, Иешуа, бредущего по воде, и самого автора, угнездившегося на сломанной скамейке. Кроме всего этого намечалось возведение огромного, высотой 12 метров, бронзового примуса, который предполагался быть не просто примусом, а по совместительству еще и фонтаном.
Весь этот бред скульптора А. Рукавишникова вместе с архитекторами А. Кузьминым и С. Шаровым прошел конкурс (!), все стадии согласования, поддержан московскими властями, и уже было начато строительство, но вмешались москвичи, не потерявшие здравого смысла. Несколько месяцев продолжалось противостояние: жители писали письма, выходили на ночные дежурства, отрывали себя от работы, от семей, трепали себе нервы, но все-таки выдержали осадное положение.
А сколько безобразных фигур понаставлено в разных местах Москвы! Тут и огромный монстр Петр, больной Достоевский, Шолохов в стаде обезумевших лошадей в лодке на мели, чудовища-пороки, окружившие детей…»
Пруд после долгой борьбы жителей оставили в покое, проект отменили, но с тех пор каждый год коммерсы из «Булгаковского дома» пытаются поставить на пруду памятник Булгакову в качестве рекламы для привлечения экскурсантов. Каждый год жители вынуждены собирать подписи против установки памятника, писать письма и бегать по «рабочим группам» и комиссиям доказывая что на Патриаршем пруду происходили действия первой главы одного из романов Булгакова, что в столице еще много мест, связанных с творчеством этого писателя (например Пироговка). Однако, «Булгаковскому дому» важно не увековечить имя писателя, а использовать его в качестве коммерческой рекламы. И именно частью той лужковской «композиции» и пытается сейчас таки поставить на Патрики «Булгаковский дом»
Существуют серьезные опасения, что если у них получится протащить скульптуру на пруд, то далее возможен возврат к проекту по уничтожению Патриков и появлению остальных уродливых скульптур.
Вся эта история является не увековечивание а надругательством над памятью Булгакова - писателя которого любят москвичи и не только. А для коммерсов он является просто брендом, на котором удобно зарабатывать деньги.
Надо к тому же помнить, что Патриаршие пруды связаны не только с творчеством Михаила Афанасьевича, но и с Куприным, Пушкиным, Маяковским, Данилевским, Толстым и многими другими. К тому же памятник Булгакову у нас в районе есть - это дом в котором он жил с мемориальной квартирой писателя № 50, где находится городской музей (не путать с заведением коммерсов в подвале соседнего подъезда). К тому же городскими властями уже согласован проект установки памятника Булгакову работы Франгуляна на ул. Пироговская...".
Добавлю от себя.
Тему Булгакова в Москве я могу долго комментировать. Для меня эта история началась в 1994 году, а продолжается до сих пор. Недавно я осмелился наконец предложить свою авторскую экскурсию, связанную с интереснейшей версией трактовки "Мастера и Маргариты" (выдвинута в прошлом веке в Киеве). С Леной Ткач мы тоже дружим не первый год, и свели нас проблемы столичной градозащиты. Поэтому без колебаний подтверждаю, что "подвал", приватизировавший имя Булгакова, историей советской литературы, Москвы и сохранением ее облика интересуется в последнюю очередь. Уж не говорю о той запойно-похабной атмосфере, которая много лет процветает под горячим руководством практического однофамильца одного из булгаковских героев под видом литературных вечеров.
А хорошему экскурсоводу на маршруте лишний новоявленный "памятник" не нужен, достаточно сохранять подлинные - булгаковские и не только булгаковские адреса, скверы, сады. Усилиями Елены возник сквер имени Булгакова, хотя очередной инвестор хапнул соседний кусок, уничтожив два исторических здания, и с радостью бы прихватил и этот участок. Еще одна убогая громада в Б. Козихинском, возведенная ценой побоев, угроз, подлогов, гордо носит все то же имя - "Булгаков". Думаю, мера пошлости должна иметь свой предел. А сколько сказано об этом в самом романе.
Можно перефразировать один из его пассажей так: "История и культура не могут быть второй свежести...".
Идея нового памятника отдает тухлятиной. Не стоит вызвать на Патрики дух Воланда, чтобы это доказать.
Москва,
Патриаршие пруды,
скульптура,
Михаил Булгаков,
архитектура,
город