О новой попытке поставить Булгакова на Патриарших прудах

Feb 11, 2018 21:57

Пишет Елена Ткач, много лет ведущая борьбу за сохранение облика старой Москвы:
"Опишу суть истории с новой попыткой вставить скульптуру Булгакова, работы Рукавишникова, на Патриаршие пруды.
Все помнят, что в начале 2000х существовал безумный проект Лужкова по осушению Патриаршего пруда и создания под ним подземного паркинга и развлекательной зоны вокруг. Идею Лужкова поддержала тогда коммерческая организация «Булгаковский дом», которой разрешили установить на уничтоженном пруду скульптурные композиции героям романа «Мастер и Маргарита» и памятник Булгакову.

Надо понимать, что «Булгаковский дом» - это коммерческая организация, никак не связанная с писателем. Это просто коммерсанты, которые присосались Михаила Афанасьевича и много лет рубят бабло, эксплуатируя имя писателя. Памятник им нужен для «булгаковизации» района и привлечения клиентов.

Местные жители в течение нескольких месяцев круглосуточно дежурили на пруду, написали множество обращений, создали ТОС и смогли добиться отмены этого нелепого проекта.

Вот как описывает эти события знаменитый москвовед Сергей Романюк в своей книге « Патриаршие пруды. Переулками до Чистых прудов» : «…В 2003 г. на Патриаршем пруду предполагалось поставить нечто странное, посвященное писателю М. А. Булгакову. Там должна была быть толпа фигур-персонажей романа «Мастер и Маргарита»: кота Бегемота, Азазелло, Коровьева, Понтия Пилата с собакой, Мастера с Маргаритой, Иешуа, бредущего по воде, и самого автора, угнездившегося на сломанной скамейке. Кроме всего этого намечалось возведение огромного, высотой 12 метров, бронзового примуса, который предполагался быть не просто примусом, а по совместительству еще и фонтаном.
Весь этот бред скульптора А. Рукавишникова вместе с архитекторами А. Кузьминым и С. Шаровым прошел конкурс (!), все стадии согласования, поддержан московскими властями, и уже было начато строительство, но вмешались москвичи, не потерявшие здравого смысла. Несколько месяцев продолжалось противостояние: жители писали письма, выходили на ночные дежурства, отрывали себя от работы, от семей, трепали себе нервы, но все-таки выдержали осадное положение.
А сколько безобразных фигур понаставлено в разных местах Москвы! Тут и огромный монстр Петр, больной Достоевский, Шолохов в стаде обезумевших лошадей в лодке на мели, чудовища-пороки, окружившие детей…»

Пруд после долгой борьбы жителей оставили в покое, проект отменили, но с тех пор каждый год коммерсы из «Булгаковского дома» пытаются поставить на пруду памятник Булгакову в качестве рекламы для привлечения экскурсантов. Каждый год жители вынуждены собирать подписи против установки памятника, писать письма и бегать по «рабочим группам» и комиссиям доказывая что на Патриаршем пруду происходили действия первой главы одного из романов Булгакова, что в столице еще много мест, связанных с творчеством этого писателя (например Пироговка). Однако, «Булгаковскому дому» важно не увековечить имя писателя, а использовать его в качестве коммерческой рекламы. И именно частью той лужковской «композиции» и пытается сейчас таки поставить на Патрики «Булгаковский дом»

Существуют серьезные опасения, что если у них получится протащить скульптуру на пруд, то далее возможен возврат к проекту по уничтожению Патриков и появлению остальных уродливых скульптур.

Вся эта история является не увековечивание а надругательством над памятью Булгакова - писателя которого любят москвичи и не только. А для коммерсов он является просто брендом, на котором удобно зарабатывать деньги.

Надо к тому же помнить, что Патриаршие пруды связаны не только с творчеством Михаила Афанасьевича, но и с Куприным, Пушкиным, Маяковским, Данилевским, Толстым и многими другими. К тому же памятник Булгакову у нас в районе есть - это дом в котором он жил с мемориальной квартирой писателя № 50, где находится городской музей (не путать с заведением коммерсов в подвале соседнего подъезда). К тому же городскими властями уже согласован проект установки памятника Булгакову работы Франгуляна на ул. Пироговская...".

Добавлю от себя.
Тему Булгакова в Москве я могу долго комментировать. Для меня эта история началась в 1994 году, а продолжается до сих пор. Недавно я осмелился наконец предложить свою авторскую экскурсию, связанную с интереснейшей версией трактовки "Мастера и Маргариты" (выдвинута в прошлом веке в Киеве). С Леной Ткач мы тоже дружим не первый год, и свели нас проблемы столичной градозащиты. Поэтому без колебаний подтверждаю, что "подвал", приватизировавший имя Булгакова, историей советской литературы, Москвы и сохранением ее облика интересуется в последнюю очередь. Уж не говорю о той запойно-похабной атмосфере, которая много лет процветает под горячим руководством практического однофамильца одного из булгаковских героев под видом литературных вечеров.
А хорошему экскурсоводу на маршруте лишний новоявленный "памятник" не нужен, достаточно сохранять подлинные - булгаковские и не только булгаковские адреса, скверы, сады. Усилиями Елены возник сквер имени Булгакова, хотя очередной инвестор хапнул соседний кусок, уничтожив два исторических здания, и с радостью бы прихватил и этот участок. Еще одна убогая громада в Б. Козихинском, возведенная ценой побоев, угроз, подлогов, гордо носит все то же имя - "Булгаков". Думаю, мера пошлости должна иметь свой предел. А сколько сказано об этом в самом романе.
Можно перефразировать один из его пассажей так: "История и культура не могут быть второй свежести...".
Идея нового памятника отдает тухлятиной. Не стоит вызвать на Патрики дух Воланда, чтобы это доказать.

Москва, Патриаршие пруды, скульптура, Михаил Булгаков, архитектура, город

Previous post Next post
Up