Вселенная Лигурии. Сори.
The Universe Of Liguria. The Town Of Sori
Только одно из прекраснейших мест мира, где нам удалось побывать и целую неделю прожить минувшим летом.
Лигурийское побережье. Горы, обрывающиеся в море, узкие долины с маленькими городками, один из их трогательно зовется «Сори», словно извиняется за собственную малость и незначительность в окружающем пространстве. Он расположен на границе с местным мегаполисом - Генуей, последнее предместье которой, Нерви, начинается рядом. Но настоящей границы тут нет, за одной скалой следует другая, а дома тянутся непрерывной вереницей. Впрочем, Генуя - мегаполис весьма условный после Москвы… Гулять по ней одно удовольствие, архитектуры здесь, как в любом итальянском городе, - море, но и настоящее море тоже рядом, уютное и благородное.
Зато в Сори архитектуры почти нет. Несколько церквей, стройная колокольня одной из которых на фото (она первая всегда бросалась в глаза, когда мы выходили на балкон) - почти не в счет, хотя каждая из них гармонична и сама по себе и как часть пейзажа. Зато пейзаж здесь, словно микрокопия мироздания. Так, с балкончика нашей комнаты, находящейся в любопытном родовом доме (род идет от одного из соратников Гарибальди, между прочим!), мы могли любоваться разом полосой морской воды, льнущей к горизонту, склоном горы на противоположной, близкой стороне долины, в которой приютился городок, домиками и церквушками, железнодорожным и автомобильным мостом. Да еще оливами, растущими во дворе. На второй же день, с утра тучи закружились над долиной, клок одной из них повис почти рядом, вода морская из голубой стала серой, дождь добрался до пола на балконе, но все это сложилось в неяркую, но светлую гармонию!
Уходить из нашей комнаты никуда не хотелось. И ехать через неделю дальше - ближе к Флоренции и Пизе, к мраморным россыпям у Каррары. Хотя и там все затягивало и потрясало.
Но именно в Сори хочется просто дышать, наблюдать за изменениями неба, думать.
Мы любовались и самим домом. Простой, не помпезный, но уютный и наполненный документами, картинами и фотографиями, рассказывающими об истории семьи. Елена, одна из двух сестер, к которой дом перешел по наследству, преподаватель латыни и итальянской литературы в университете Пизы, охотно рассказывала о своих предках, благо прекрасно говорила по-французски и тактично подбирала лексику на мой более чем скромный уровень.
Чтобы добраться до моря, мы спускались по лестнице с нашей горы; чтобы дойти до ближайшего памятника 12 века - все же без них здесь тоже не обошлось - поднимались на противоположную; в десяти минутах и железнодорожная станция, от которой 20 минут до центра Генуи и 15 - до городка Санта-Маргарита, откуда дорога ведет к Портофино.
В один из тех июльских вечеров мы слушали Шопена (японская пианистка давала бесплатный концерт в одной из цервей), в другой - пешком ходили в соседний городок, где под джазовую музыку по-итальянски читали рассказ «Старик и море». В магазине покупали спагетти и помидоры, а муж Елены скептически замечал, что настоящие томаты растут только в твоем огороде. По дороге на станцию нас встречала одна и та же кошка, а во дворе одного из домиков, выходящим к нашей лестнице - одна и та же меланхоличная псина.
А в Геную нас вечером того же дня, что начался с небольшого шторма, Елена и Андреа отвезли на своем авто и затащили на камерную постановку Плавта. Я не ожидал ничего выдающегося, но актеры играли аболютно профессионально и с полным драйвом, а площадка расположилась вновь перед старой церковью (ну куда от них в Италии деваться?). И даже не понимая языка, я наслаждался и образами и сюжетом, потому подлинный театр, как и кино, это лишь в малой степени язык (во всяком случае, не просто «смысл» слов, но и их звучание).
Потом мы посмотрели еще много, и в Италии, и за ее пределами. Сейчас московский дождь за окнами. То ли труды, то ли суета. А маленький город, где есть все в миниатюре, вкус утреннего кофе (порции нам подавали более чем скоромные, но они казались в самый раз в этом не громоздком мире), изогнутые стволы олив, близость морского простора и нешуточной горной кручи по бокам и за спиной, которая ведь может и встряхнуть и обрушить весь уют! - все в памяти, словно на ладони.
Вот такими минутами найденного равновесия с временем и пространством и живешь потом до новой внезапной или ожидаемой встречи. Ведь уже то важно, что равновесия, гармония - существуют.