"Венера" Ивана Витали в Русском музее

Sep 06, 2017 22:06



The State Russian Museum Ivan Vitali "Venus"
Когда приходишь не во второй и не в третий раз в зал Русского музея с прославленным "Последним днем... ", начинаешь замечать то, на что раньше не обращал внимания. Наконец для меня в этом зале пробил час скульптуры. Начиная с "Венеры" Ивана Петровича Витали. Конечно, положено хвалить Античность и снисходительно смотреть на подражателей-академистов в скульптуре и живописи, особенно если они не выдали нечто совсем незаурядное, как тот же Брюллов. А ведь эта Венера настолько живая, в какой-то мере и порочная и в то же время равнодушная к зрителям, которые в основном едва ли не натыкаются на нее спиной, стараясь рассмотреть умирающих помпеян огромном полотне. Я же, вопреки общему течению, бродил вокруг нее, грешной. Хотя ведь и греха не было, когда эту богиню создавал греко-латинский ум. Обратившийся к знаменитому образу Витали погружается в материал и с ним уводит зрителя от века, от времени. Что случилось еще в 1852 году, за три года до смерти скульптора и профессора Академии художеств? Нью-йоркская газета «NY Lantern weekly» опубликовала, предположительно, первое изображение дядюшки Сэма. Из Гринвичской обсерватории по телеграфу впервые переданы сигналы времени. Анри Жиффар совершил первый полёт на дирижабле, а в Кёльне начался процесс над 11 членами Союза коммунистов, обвинёнными в заговоре против Пруссии. В Порт-о-Пренсе прошла коронация императора Гаити Фостена I и императрицы Аделины, повторяющая коронацию Наполеона I (а я об этих "подражателях" впервые слышу...). В России опубликованы "Детство" Л. Толстого и "Записки охотника" И. Тургенева, двух гениев, однажды едва не сошедшихся на дуэли по причине взаимной ревности. Умерли Жуковский и Гоголь, перед этим бросивший в камин второй том "Мертвых душ". В Лондоне открылся первый общественный мужской туалет в Британии, а в Петербурге - "Эрмитаж"! Итальянец Витали, занесенный, среди многих артистов-соотечественников, на далекий север, заслуживший звание академика как раз за бюст Брюллова, создавший Исаакия для лучшего собора Питера и статую Павла I для Гатчины, возвращался к концу жизни к тому, что согревает сердце каждого истинного уроженца Апеннинского полуострова - соблазнительным изломам тела красивой женщины. Да, конечно, это была уже не та идеальная и по сути почти асексуальная классическая обнаженка, которую сегодня тысячи и тысячи фотографируют в Лувре, не безрукая Венера Милосская, найденная всего за 32 года до этого французским моряком на одном из греческих островов. Она невозмутимо скидывает покрывало и развязывает сандалию на глазах у толпы, не обращающей на этот стриптиз почти никакого внимания. Толпу приковывают заранее данные ориентиры, путеводители, тот или иной пиар, созданный силой гения или случая. Даже если кто-то осмелится утверждать, что именно эта Венера, а не ее знаменитая старшая сестра сегодня остается воплощением духа чувственности и в то же время человеческого тепла, проникшего в мрамор, языческой посланницей, что-то передающей на языке почти невинного кокетства, на него посмотрят скептически. А может это и к лучшему. Каждый может найти в мире искусства в свое время свой знак, свой образ. И еще интересно, что когда смотришь на "Помпею...", как на фон Венеры, очередной раз чувствуешь, что красота не теряет магии даже перед лицом бездны и гибели. А ощущается острее что ли...

Античность, Италия, Русский музей, искусство, Санкт-Петербург

Previous post Next post
Up