Регулярно встречаю одни и те же мифы про СРП. Даже вполне уважаемые авторы регулярно накидывают на вентилятор.
1. Осталось только 3 СРП
Кто - то уверен , что их было больше. Но всего было заключено 3 СРП с 1994 по 1995 год. Это:
Юкос никакого отношения к СРП не имел.
Есть древняя статья в коммерсанте, где Ходорковский критикует СРП. В целом, на мой взгляд, вполне по делу.
2. Российский бюджет не получает доходов / налогов по СРП.
Крайне распространенный миф. На самом деле налоговые ставки фиксируются на дату заключения проекта и дальше не меняются. До окупаемости проекта часть налогов не платится (в частности, налог на прибыль). В сумме, с добытой нефти государство получит возможно меньше налогов (тут сложно считать корректно. Многое зависит от цен и конъюнктуры. Что невозможно просчитать до завершения проекта). Но то что налоги с проектов идут, факт. Даже до выхода проекта на самоокупаемость.
При этом, подрядные организации платят налоги в полном объеме. А это также не малые суммы.
3. Чем выше расходы на проект, тем больше денег заработает оператор
Частично данный миф обоснован. Но только частично. Суть - прибыль компании считается как выручка минус возмещаемые расходы. Если завышать возмещаемые расходы, то можно уменьшить налог на прибыль. Ну а если подрядные работы выполняет сам оператор проекта, то тем самым он выводит деньги задирая ставки.
Но уже давно все жестко контролируется. Тендеры проводятся. Просто взять и увеличить расходы не так просто. Правительство просто не признает расходы. (что вполне регулярно и буднично не случается). И данные траты попадают в невозмещаемые расходы (то есть прибыль не уменьшают). Ну и бюджет каждый год отдельно согласовывается.
Конечно, неверующие всегда останутся. Но по факту уже давно нельзя просто взять и увеличить бюджет.
4. Налогов СРП платят заметно меньше.
Как писал выше, данное утверждение можно будет проверить только по завершению проектов. К примеру, налоговая ставка налога на прибыль по проектам Сахалин-1 и Сахалин-2 составляет
32-35% против 20%, действующих в настоящее время. НДС проекты платят как и все.
5. Данные проекты позор для России
На самом деле, СРП вполне себе распространенная практика в мире. Да, в основном в странах третьего мира. Например, их
можно найти в Китае. Плюсом можно сказать, были созданы мощные проекты, которые приносят деньги в бюджет РФ. С другой стороны, многие принимают за позор тот факт, что правительство РФ не может изменить текст СРП, что многие принимают за слабость. То есть, СРП стоит выше российских федеральных законов. Изменения могут касаться ФЗ или бюджетного кодекса.
С другой стороны,
два Сахалинских СРП сложно переоценить для региона, который находился в упадке (да и до сих пор находится).
Да, кстати у ЛУК-ойла есть опыт работы по СРП за границей.
6. Путин отменил СРП
На самом деле тексты СРП не менялись, как и остались сами СРП. Но был введен более жесткий контроль за расходами в рамках СРП плюс введены в состав акционеров российские компании (Газпром, Роснефть).
7. Никаких плюсов от данных проектов нет
Сахалинские проекты используются как кузница кадров. Сахалин-1 бурит самые глубокие скважины в мире. Сахалин-2 первый и единственный до сих пор действующий завод СПГ в России. Многих специальностей просто не было в РФ. Опыт тоже полезен.
Сейчас много стипендий для молодых специалистов. Правда, многие уезжают. Но многие и остаются.
Многие специалисты с проектов сейчас работают на Ямал СПГ, Приразломной и т.д. Это первое что в голову приходит.
В «Сахалин‑1» доля российского персонала составляет 82%, в «Сахалин‑2» - 87%, в проекте «Харьягинское месторождение» - 80%» (один из типичных мифов то, что на проектах работают только иностранные специалисты).
Другой плюс: население Сахалина после развала СССР сократилось с 730 тысяч до 500. И если бы не проекты, снижалось бы и далее гораздо быстрее. Сахалин до сих пор является одним из наименее обжитых и комфортных регионов для проживания. То что деньги от проектов составляют львиную долю доходов региона - факт. Без них было бы заметно грустнее.
8. Иностранные компании получили внахаляву доступ к месторождениям.
Проекты требовали достаточно крупных инвестиций. «Сахалин‑1» и «Сахалин‑2», привлекли, по состоянию на конец 2014 года, $26,8 млрд и $ 34,4 млрд соответственно. Меньший по размеру проект «Харьягинское месторождение» - $3,8 млрд. Суммы инвестиций достаточно крупные.
Кстати, напомню, что проекты только недавно вышли на окупаемость. Дальше доходы бюджета пойдут заметно веселее.
9. В проектах используется только иностранное оборудование.
В «Сахалин‑1» за весь срок реализации проекта доля российского участия составила 69,5% от стоимости всех работ, по «Сахалин‑2» - 61%. По проекту «Харьягинское месторождение» есть только данные за 2014 год, где доля российского участия составила 95,1%.
Кстати, данные на 2014 год. Известно, что после санкций, с тех пор российское участие только увеличивалось.