Бредихин Антон Викторович
Функционирование еврорегионов.
Не отсутствует на Украине и другой фактор регионализации - трансграничное сотрудничество между ее приграничными регионами и приграничными регионами соседних стран. Украинские регионы в настоящий момент начинают формировать свою экономическую самостоятельность и доказывают способность ведения своей автономной экономической политики посредством вхождения в состав еврорегионов.
Еврорегион представляет собой европейскую форму международной интеграции, основанную на сотрудничестве нескольких территориальных образований, расположенных в приграничных районах соседствующих государств. Украинские регионы уже сформировали такие экономические объединения, как «Буг» (Волынская область, Люблинское воеводство Польши и Брестская область Белоруссии), «Верхний Прут» (Ивано-Франковская и Черновицкая области Украины, Ботошанский и Сучавский уезд Румынии, Бэлцкий и Единецкий районы Молдовы), «Днепр» (Брянская область России, Черниговская область Украины и Гомельская область Белоруссии), «Донбасс» (Ростовская область России, Луганская и Донецкая области Украины), «Карпаты» (Закарпатская, Львовская, Ивано-Франковская и Черновицкая области Украины, пять областей Венгрии, три соседние воеводства Польши, шесть районов Словакии), «Нижний Дунай» (Одесская область Украины, уезды Галац, Тульча, Бреила Румынии и районы Вулканешты, Кагул, Кантемир Модовы), «Слобожанщина» (Белгородская область России и Харьковская области Украины), «Ярославна» (Курская область России и Сумская области Украины). Идет процесс формирования еврорегионов «Азов» (Крым, Донецкая и Запорожская области Украины и российский Краснодарский край и Ростовская область) и «Днестр» (Винницкая область Украины, Сорокский, Флорештский и Шолданештский районы Молдавии, Каменский и Рыбницкий районы Приднестровья). Также возможно подключение украинских регионов к работе еврорегиона «Черное море» и создание по предложению народного депутата Вадима Колесниченко еврорегиона «Русское море» (Крым, Севастополь Украины и Краснодарский край России).
В своей работе различные еврорегионы в зависимости от того, со странами каких союзных образований они образованы, испытывают как определенные положительные моменты, так и проблемные ситуации. Одним из важных успехов в развитии еврорегионов «Донбасс», «Днепр», «Ярославна», «Слобожанщина», образованных частями территорий Украины и РФ, стало возникновение в их рамках зон свободной торговли. Идет создание добровольных кластерных объединений, реализация пилотных инвестиционных проектов. Есть плюсы для населения восточных еврорегионов: во многих из них предлагается отмена миграционных карт и регистрации при пересечении границы. На Втором российско-украинском межрегиональном экономическом форуме Президентами России и Украины были подписаны соглашения, упрощающие пересечение границы для жителей приграничных областей.
Для еврорегионов, образованных на западе страны со странами-участницами ЕС, особо актуален целый цикл экономических проблем. Говоря о еврорегионе «Карпаты», следует подчеркнуть, что эти проблемы особо проявились во время мирового финансового кризиса. Различный уровень экономического развития стран-участниц еврорегиона не мог не отразиться на его работе. Украина не является членом ЕС, а по макроэкономическим показателям стала со временем еще дальше от союза. Потому и по странам Карпатского еврорегиона уже прошла реальная политическая и экономическая граница, резко отделившая Закарпатскую область Украины от других участников еврорегиона, что и отражается крайне негативно на работе еврорегиона в целом.
***
Делая выводы, стоит подчеркнуть, что попытки федерализации страны имеют достаточно продолжительную историю. Когда после Октябрьской революции только шло обсуждение формы устройства УНР, тема федерализации была весьма актуальна, а прием новых территорий в состав уже УССР, в том числе и Донецко-Криворожской республики, обусловливался на правах автономий в составе будущей федерации.
Стремление к преобразованию формы устройства нынешней Украины проявляется как непосредственно от политиков всеукраинского масштаба, так и от самых регионов. Попытки проведения референдумов о придании некоторым из них статуса автономий, однако, не увенчались успехом.
На современном этапе своего развития Украина выступает в качестве евроориентированной страны и активно способствует формированию еврорегионов. Такой опыт трансграничного сотрудничества во многом расширяет функции и права входящих в него приграничных регионов Украины. Все это все более способствует размыванию унитарного устройства страны и все большей ее децентрализации, тем более что прецедент автономии - Автономной Республики Крым - уже имеется.
Все эти процессы, подкрепленные как историческими предпосылками, так и современным состоянием регионов страны, будут способствовать изменению взаимоотношений между Центром и Периферией и еще большему наделению регионов правами и свободами. И хотя юридически в ближайшее время украинское административно-территориальное устройство не будет изменено в пользу федерации, о его унитарном статусе будет говорить крайне сложно.
Источник:
Украинский выбор