Бредихин Антон Викторович
Современный мир испытывает воздействие двух разноплановых тенденций. С одной стороны, это тенденция всеобщей глобализации, когда государства стремятся интегрироваться в наднациональные образования, каковыми являются уже существующий Европейский Союз и, в перспективе, создающийся Евразийский Союз. Подобные образования строятся по типу сетевой структуры, постепенно формирующей свои государственные институты.
При этом национальные государства в таких образованиях отходят на задний план.
С другой стороны, активно развивается и стремится к доминированию тенденция регионализации. Ее выражение происходит по двум направлениям: 1) непосредственно региональная самоидентификация, увеличение политических прав, образование автономий и, в перспективе, получение независимости регионами; 2) формирование единой региональной общности в формате трансграничного сотрудничества между близкими в экономическом, историческом и социокультурном плане приграничными регионами.
Как в первом, так и во втором случае национальное государство должно придать формирующимся региональным образованиям расширенные политические и экономические права, что во многом способствует переходу унитарных государств, на территории которых имеются региональные формирования, к федеративному типу устройства.
Увеличение прав региона и его самостоятельность заключается в том, что федеральный центр наделяет его правом принимать собственную конституцию, устав, законы и иные нормативно-правовые нормы, в которых на основе Конституции и законов страны закрепляется механизм управления регионом, определяется организационная структура, функции и полномочия законодательного собрания и администрации, права и обязанности их руководителей, формы участия граждан в деятельности во властных структурах региона.
Попытки федерализации Украины
Современная Украина, согласно своей Конституции, является унитарным государством, однако при этом имеет автономное образование - республику Крым, что подразумевает придание отдельным регионам страны, по аналогии с Крымом, исключительных политических прав. Как отмечает политолог Геннадий Басов, нужно осознать необходимость конституционной федерализации государства. «Причем, учитывая что по сути украинское государство и является федерацией (в ее составе есть Автономная Республика Крым), в федерализации нет ничего ни нового для Украины, ни тем более опасного».[1] С другой стороны, на протяжении последних двадцати лет Украина активно участвует в создании еврорегионов в рамках трансграничного сотрудничества со странами ЕС и СНГ, что во многом расширяет политические и экономические права приграничных регионов страны. Данные аспекты и позволяют поднять для рассмотрения вопрос о применении федерализма по отношению к Украине.
Возможности применения федеративного типа устройства для Украины рассматривались многими видными украинскими политиками и мыслителями: Н. И. Костомаровым, М. С. Грушевским, М. П. Драгомановым и другими.
Первая попытка вынесения вопроса о возможной федерализации страны после распада СССР была предпринята Вячеславом Черноволом. В 1989 году им была созвана т.н. «Галицкая ассамблея» в составе Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской областей. Целью ее было закрепление экономической самостоятельности Галиции. Данная «ассамблея» уже имела исторического предшественника в 1918 г. - Западно-Украинскую Народную Республику (ЗУНР). Поэтому некоторый «опыт государственности» шестимесячной самопровозглашенной республики, а следовательно, и «желание» для получения автономии у данного региона имелся.
После «ассамблеи» Черновол продолжал развивать идеи федерализма и заявил на съезде Великой Рады Народного Руха в октябре 1990 г.: «Я думаю, что в дальнейшем мы придем к идее федеративного устройства Украины. Эта идея не будет работать на развал Украины, потому что речь идет не о федерации национальной... Иначе мы будем иметь замену этого московского опостылевшего нам централизма на киевский централизм. Это будет широкое самоуправление и некоторые проблемы, в том числе и культурно-языковые, будет легче решить в пределах земли федеративной. И много проблем будет снято. И это будет служить, как показывает опыт и США, и ФРГ, только укреплению украинского государства и ее широкому разнообразию». В 1991 году он как лидер партии «Народный Рух Украины» включил в свою предвыборную программу пункт об оптимальном федеративно-земельном устройстве Украины.
Региональные элиты Украины также настаивали на возможности изменения административно-территориального устройства страны. Поэтому 1 декабря 1991 года на территории Закарпатской области совместно с Всеукраинским был проведен областной референдум, рассматривающий вопрос за «специальный самоуправляемый статус территории Закарпатской области… в качестве субъекта в составе Украины».[2] На нем 72,8% высказалось за получение Закарпатской областью автономного (самоуправляемого) статуса. В тот же день в Береговском районе Закарпатской области состоялся местный референдум о предоставлении району статуса Венгерского национального округа, на котором большинство избирателей проголосовало за создание автономии.
Второй раз вопрос о федерализации был поставлен весной 2002г. - после парламентских выборов. Тогда за создание двухпалатного парламента и выборность губернаторов выступали как представители блока «За єдину Україну» (Д. Табачник), так и «Нашої України» (П. Мовчан). Северодонецкие съезды элит восточной и южной Украины 2004 и 2008 годов одной из своих задач также ставили рассмотрение вопроса федерализации страны. На Первом Северодонецком всеукраинском съезде депутатов всех уровней в ходе заседания председатель донецкого областного совета Борис Колесников предложил создать Юго-Восточную Украинскую Автономную Республику со столицей в Харькове. В ее состав должны были войти Автономная Республика Крым, а также Донецкая, Днепропетровская, Запорожская, Луганская, Одесская, Херсонская и Николаевская области. «Мы будем проводить референдум о создании Юго-Восточного государства», - обещала Раиса Богатырева. На съезде назначили даты возможного референдума, который был запланирован на 5 декабря (Донецк) и на 12 декабря (другие регионы автономии) 2004 года. В тоже время победивший на выборах Президента Виктор Андреевич Ющенко с программой «демократической реорганизации» Украины не видел места в будущем страны для федерализма и противопоставлял свое понимание демократии пониманию И. Дючесека, согласно которому федерализм - это территориальное выражение внутреннего кредо демократии.[3]
Третьей волной тенденции к федерализму можно назвать приход к власти Партии Регионов и избрание Президентом В. Ф. Януковича. Возможность изменения административно-территориального деления неоднократно включалась в предвыборную программу Партии Регионов и звучала в заявлениях ее представителей. Вице-премьер страны Виктор Тихонов на съезде Украинской ассоциации местных и региональных властей в Харькове 15-16 июля заявил: «Я глубоко убежден, что будущее нашей страны все-таки в федеральном устройстве». Двумя неделями ранее депутат Верховной Рады от Партии регионов Артем Щербань заявил, что «Федеративная форма государственного устройства Украины - вариант отдаленной перспективы… Федеральные земли надо еще уметь удержать, чтобы одни не побежали в Россию, а другие - в Евросоюз».[4] C другой стороны, в программе «Україна для людей», с которой В. Ф. Янукович шел на президентские выборы 2010 года, ни слова не было сказано о возможной федерализации страны.
Региональная идентичность
Подходя к региональному аспекту, следует подчеркнуть, что Украина представляет собой гораздо большую «мозаику регионов», нежели союз «Королевства Галиции и Лодомерии» - «Малой Польши» и «Малороссии». При этом нужно не забывать и о том, что главным стимулом федерализации является не величина территории, а степень ее гетерогенности в сочетании с благоприятствующей идеологией территориально-государственного строительства.
Обозначая географическое пространство страны, можно выделить ряд схем, предлагаемых различными исследователями. Большинство из них основывается на историческом, экономическом и этнокультурном делении страны.
Известный украинский мыслитель Степан Львович Рудницкий выделял девять исторических регионов Украины. Разделение Украины на исторические регионы предлагает бывший президент Украины Леонид Кучма в своей книге «Украина не Россия». Там он выделяет двенадцать исторических регионов страны. К ним он относит Слобожанщину, или Слободскую Украину, Полесье, Среднее Поднепровье, Запорожье, Донбасс, Подолию, Причерноморье, Крым, Волынь, Галичину, Закарпатье, Буковину.[5]
Украинские управленцы разделяют Украину согласно своим собственным схемам, основанным на хозяйственных нуждах государства. Вследствие имеющихся проблем по управлению страной они выделяют Северный, Северо-Восточный, Северо-Западный, Центральный, Днепровский, Западный, Юго-Западный, Донецкий, Крым с Севастополем и отдельно Киев.
Известный украинский специалист в области размещения производственных сил В. А. Поповкин предлагает для рассмотрения 10 мегарегионов Украины. Киевские ученые А. Г. Стегний и Н. Н. Чурилов, основываясь на использовании факторного и кластерного анализа, также выделяют 10 регионов Украины. В то же время исследователь Анатолий Филатов выделяет семь социокультурных регионов Украины. Это русскокультурный ареал, Малороссия, Югоруссия, Карпатский край, русинский край, Буковина и Галичина. Есть мнение, предложенное Ильей Кононовым, о том, что Украина представляет из себя пять этнокультурных областей.
[1] «Русский блок»: Истинная соборность может быть реализована только при федеральном устройстве Украины// Межрегиональный союз органов местного самоуправления - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://federal.org.ua/node/1163 [2] Неменский О. Восточнославянский этнический сепаратизм: русины и казаки // Актуальные проблемы Европы: Сб. науч. трудов. - Вып. 3: Сепаратизм в современной Европе / Ред.-сост. О. Н. Новикова. - М.: ИНИОНРАН, 2009. - С. 149-174
[3] Durchacek I. The Territorial dimension of politics within, among and across nations. Boulder, 1986, 96
[4] Соратник Януковича: Федерализация Украины - «вариант отдаленной перспективы»//ИА REGNUM - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.regnum.ru/news/1299218.html [5] Медведев Р.А. Расколотая Украина. М.: Ин-т экополитических стратегий, Международная академия исследования будущего, 2007. - с.12
Источник:
Украинский выбор