Бредихин Антон Викторович
Секретарь РРО "Российский Социально-Консервативный Союз"
Есть ли сейчас геополитический выбор для Украины? Это большой вопрос! В Евросоюзе перед Януковичем закрывают двери, в союз Евразийский он сам не просится. Оказываясь зажатым между двух геополитических образований, президент Украины забывает о другом факторе: региональном.
Янукович, как и все его предшественники, начиная с Кравчука, развивает, в первую очередь, связи приграничных регионов с государствами, вошедшими теперь в состав ЕС, а также - с будущими странами-участницами ЕАС. И заключается этот процесс в создании еврорегионов - «мостиков», как оказалось, не только возможной европейской интеграции, но и интеграции евразийской. Но Янукович, по всей видимости, просто забыл, что ЗСТ на уровне еврорегионов, в состав которых вошли приграничные области Запада Украины, просто-напросто провалились. Наглядным примером здесь выступает еврорегион «Карпаты», в концепции которого официально прописывалось способствование вступлению Украины в НАТО. Это аспект военный, но не будем забывать и о двух других базовых аспектах: экономическом и политическом. Для жителей этого еврорегиона Евросоюз так и не открыл границы, как это мыслилось в Киеве. Да и товары с украинской территории не стали беспошлинно проходить на территорию ЕС. Шенгенская зона стала каменной стеной на пути экономической интеграции западноукраинских областей в «европейский дом».
Не удалось сделать это и с точки зрения политической: слишком уж разная политико-правовая система у территорий, вошедших в состав еврорегиона «Карпаты». Не получается адаптироваться к ней украинской стороне.
С другой стороны, Януковичу не помешало бы вспомнить, что с момента прихода к президентству он начал активно развивать другой вектор региональной политики - восточный, о котором так быстро стали забывать в Киеве. Еврорегионы «Слобожанщина», «Ярославна», «Донбасс» активизировали свою работу или же вообще создавались именно с 2010 года. «Слобожанщина» и «Ярославна» находились до этого переломного момента в стагнации, а «Донбасса» вообще не существовало. Однако, за прошедшее с того момента время они смогли доказать свою большую эффективность по сравнению с еврорегионами Запада страны. Здесь и свободные экономические зоны с российской стороной, и открытая граница, и формирование единой политико-правовой системы. Именно на востоке Украины удалось создать еврорегионы, наиболее приближенные к идеальному концепту понимания данного понятия.
Не будем забывать, что процессы глобальные имеют во многом региональную основу. Эффективность восточных еврорегионов на несколько порядков выше эффективности западных. Налицо большая их адаптированность к евразийскому пространству. Евросоюз, наоборот, закрывает двери для еврорегионов Запада страны. Из чего можно судить, что раз ассоциированного членства Украины с ЕС не будет, и Украина не вступит в Евразийский Союз, то это не исключит ее из евразийской политики, даже наоборот. Украина станет частью ЕАС, не входя в него, а благодаря работе своих приграничных областей, которые уже интегрированы посредством еврорегионов, в структуры, создаваемые как предшественники Евразийского Союза и в первую очередь в ТС и ЕЭП.
Вполне можно согласиться с мнением консула Украины в г. Ростове-на-Дону Арсенюка А.С., который предложил расширить еврорегион «Донбасс» за счет АР Крым, Запорожской, Николаевской и Херсонской областей. В результате этого к экономическим интеграционным процессам на евразийском пространстве подключится большинство областей востока и юга страны - это регионы, в которых доминирует русскоязычный электорат. Так что, пока Янукович все еще носит надежды о европейском будущем для Украины, страна сама делает свой выбор, куда ей идти.
Источник:
Однако