Бредихин Антон Викторович
Молодежный директор департамента по делам казачества
и кадетских учебных заведений Ростовской области
Современное казачество Украины представляет собой очень пестрое и различно ориентированное сообщество. Есть в нем православные, католики, некоторые заявляют о своей готовности сотрудничать со всеми религиозными конфессиями. По своей политической ориентации украинское казачество также неоднородно, при этом нередки случаи периодической смены «окраски». В ходе международной научно-практической конференции «Патриотизм как форма социокультурной идентификации: русско-украинский опыт» (Ростов-на-Дону, октябрь 2011 г.) даже высказано мнение, что в стране существует условно «антироссийское» и «антиукраинское» казачество.
Но каковым бы оно ни было, тема казачества активно используется высшими эшелонами власти для реализации собственных политических целей. Одной из задач администрации Виктора Януковича с самого начала стал отбор казачьих организаций, лояльных ему и способных выступить в качестве его опоры.
Во время предвыборной кампании В. Януковича его активно поддерживал целый ряд казачьих войск. К их числу можно отнести Союз казаков Украины «Войско Запорожское». Во время «оранжевой революции» запорожцы доказали свою преданность нынешнему президенту, последними уйдя с Майдана. А в 2010 г. они вручили Януковичу казацкую саблю начала XVII века и старинный пернач. Обещали казаки, что он получит и булаву запорожского гетмана, но лишь в том случае, если выполнит декларацию, торжественно подписанную на берегу Днепра в феврале 2010 г. Декларация включала следующие позиции: государственный статус запорожского казачества; официальный статус русского языка в качестве второго государственного; внеблоковый статус Украины, отказ от вступления в НАТО; возобновление дружеских и взаимовыгодных связей с Россией! (1) То было накануне второго тура президентских выборов, запорожцы питали большие надежды. Сегодня же шансы на воплощение декларации в реальность весьма невысоки.
Получив президентский пост, В. Янукович занялся структуризацией казачьих обществ, для чего Кабинетом министров был создан Совет по вопросам развития казачества в Украине, воспринятый различными кругами казачества по-разному. Его возглавил министр обороны Михаил Ежель, заместителем председателя совета стал глава Синодального отдела УПЦ по вопросам пастырского окормления казачества Украины епископ Конотопский и Глуховский Иосиф, секретарем совета - главный атаман «Верного казачества» Алексей Селиванов.
Заметим, что «Верное казачество» относится к пророссийски настроенным организациям. Его представители принимают активное участие в мероприятиях и праздниках российских казачьих войск. Среди последних следует назвать празднование 370-й годовщины Азовского осадного сидения донскими казаками, которое состоялось 13 сентября нынешнего года и в котором атаман А. Селиванов участвовал. Позднее делегация «Верного казачества» посетила международный фестиваль «Казачья станица Москва». В ходе него атаманом Селивановым были достигнуты договоренности о сотрудничестве с рядом казачьих организаций России.
Но пророссийская ориентация «Верного казачества», конечно, не сводится лишь к участию в мероприятиях российских братьев-казаков. Атаман Селиванов, выступая на «круглом столе» комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками 24 марта 2011 г., отметил, что «наша организация «Верное казачество» не ограничивается идеологией принадлежности к русской цивилизации и Русскому миру. Мы предлагаем людям идеологию мужества, непрерывности русской и казачьей воинской традиции. Русская идеология не может не опираться на православную церковь. Слава Богу, хоть здесь мы находим понимание и духовную поддержку» (2). Говоря о работе с молодежью, он подчеркнул, что воспитываемые казачьим обществом кадеты могут не очень хорошо знать наследие Тютчева, но поставить на место какого-нибудь украинского националиста, оскорбляющего патриарха или Россию, они в состоянии.
Отметим, что атаман Селиванов имеет значимый политический вес во Всеукраинском Координационном совете организаций российских соотечественников, который объединяет российских соотечественников - граждан РФ и иных государств, «считающих Россию своей духовной и культурной Родиной». Во ВКСОРСе он занимает должность председателя Совета по работе с казачьими организациями.
Но и среди пророссийски настроенного казачества нет должного единства, более того, обозначилась тенденция к расколу. На Раде атаманов Союза казаков «Войско Запорожское», в работе которой приняли участие атаманы всех паланок (областных организаций) и офицеры Генеральной канцелярии, по просьбе прибывшего на заседание Рады одного из вышедших из «Верного казачества» офицеров была внепланово заслушана его информация «О деятельности атамана Верного казачества Алексея Селиванова». В результате обсуждения информации было принято решение: «До выяснения всех аспектов активности г-на Селиванова в личный контакт с ним никому из казаков-запорожцев не вступать» (3).
Казаки-запорожцы на своих интернет-ресурсах активно поддерживают версию о том, что атаман Селиванов является «убежденным монархистом, сторонником этнической чистоты русской нации, активный участник межконфессиональных столкновений». При этом ими постоянно поднимается вопрос: казаки «Верного казачества» - украинцы или все-таки русские? Назначение Селиванова на пост секретаря Совета по вопросам развития казачества в Украине лишь усилило недовольство со стороны запорожцев, ибо они, по всей видимости, хотели видеть там своих, а не чужих представителей.
Сам же Алексей Селиванов, комментируя неоднозначное отношение к своей персоне со стороны различных украинских казачьих обществ, видит его причину в новой системе организации Совета по вопросам развития казачества: «В совет при прошлом президенте принимали руководителей всеукраинских и международных казачьих организаций просто по факту регистрации (и при отсутствии разногласий с курсом тогдашней власти). Это стимулировало «клонирование» организаций. Каждый, кто хотел иметь престижную строчку на визитке «член Совета при Президенте», просто регистрировал виртуальную организацию. Но это не объединение казачества, а наоборот».
А раз ситуация изменилась и казачьих «генералов» поубавится, многие казачьи общества Украины из недовольства валят с больной головы на здоровую, считая созданный В. Януковичем Совет лоббистским органом в пользу пророссийских казаков.
Но так ли это на самом деле? Несмотря на то, что многие казачьи организации, в том числе и пророссийские, казалось бы, вправе рассчитывать на поддержку власти, в действительности они ощущают на себе опалу. Это ярко проявилось в истории со сносом поклонного креста в Феодосии 1 июля с.г. Именно тогда при попытке казаков возвратить крест на его законное место против них были выставлены 300 спецназовцев из «Беркута» и «Тигра», в драке с которыми 15 казаков получили ранения. Казаки решили не сдаваться и продолжать свою борьбу за праведное дело. В результате 30 августа Совет министров Крыма принял решение, которым разрешил Симферопольской и Крымской епархии разработку проекта землеустройства по отводу в постоянное пользование земельного участка для размещения поклонного креста в Феодосии. Однако крымский муфтий Эмирали Аблаев обратился к мэру Феодосии с просьбой отменить установку креста.
Несомненно, подобные действия вызвали большой резонанс в казачьих кругах, да и в целом среди российских соотечественников. Совет атаманов юго-восточного Крыма посчитал заявление крымского муфтия «противозаконным», «подрывающим мир в регионе», «ведущим к межконфессиональной розни» и в этой связи потребовал от представителей власти и исполнительных, судебных органов дать этому заявлению соответствующую оценку (4). Ответа властей до сих пор нет.
Стоить заметить, что предприняты и радикальные меры в отношении казаков, ориентированных на Россию. Я имею в виду депортацию в РФ лидера казачьей организации «Соболь» Виталия Храмова и запрет въезда ему на территорию Украины. Казачий «старейшина» Храмов является одним из немногих, кто открыто и достаточно резко критиковал крымскую власть за уступки меджлису и несоблюдение равенства прав граждан по этническому признаку, гарантированного Конституцией. Заметим, что подобный случай не единичный, до этого был депортирован в Россию первый президент АР Крым Юрий Мешков. Обозначившаяся тенденция опасна стремлением определенных политических сил разыграть в Крыму антироссийскую карту.
Налицо политика двойных стандартов руководства Украины по отношению к пророссийскому казачеству. В. Янукович стремится показать себя лидером всех казаков страны, чем пользуются украинские казачьи организации, возникающие как антиподы пророссийским движениям. Они с готовностью провозглашают президента гетманом. Судя по всему, он - не против. По отношению же к пророссийски настроенным казачьим лидерам власть ведет себя двояко: одних вводит в состав правительственного совета по вопросам развития казачества в Украине, а других депортирует за границу.
__________________________
1. Запорожцы посулили Януковичу гетманскую булаву - [Электронный ресурс] - режим доступа:
http://pmr-kazaki.ucoz.ru/news/zaporozhcy_posulili_janukovichu_getmanskuju_bulavu/2010-02-03-354/2. Стенограмма «круглого стола» Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками 24 марта 2011 г. - [Электронный ресурс] - режим доступа:
http://www.zatulin.ru/index.php?section=news&id=5093. Казакам в личные отношения с атаманом Верного казачества Алексеем Селивановым не вступать! - [Электронный ресурс] - режим доступа:
http://kvzn.zp.ua/?go=news&nomid=47&news_id=7564. Феодосийские казаки: Заявление крымского муфтия подрывает стабильность и межконфессиональный мир в регионе - [Электронный ресурс] - режим доступа:
http://novoross.info/kazaki/9401-feodosiyskie-kazaki-zayavlenie-krymskogo-muftiya-podryvaet-stabilnost-i-mezhkonfessionalnyy-mir-v-regione.html Источник:
Русское Единство