28 апреля 2015 года в пресс-центре «Аргументы и Факты» состоялась пресс-конференция, поводом для которой стало общественное обсуждение концепции и структуры будущего учебника по истории российского казачества. В общественно-научной дискуссии приняли участие историки-авторы уже существующих учебных пособий и книг об истории казачества, представители войсковых казачьих обществ, представители Русской православной церкви, исследователи - казаковеды.
Общественные обсуждения нового учебника по истории казачества открыла ректор Первого казачьего университета - МГУТУ имени К. Г. Разумовского, член Совета при Президенте РФ по делам казачества Валентина Иванова. Первый казачий университет является инициатором создания единого учебника. В своем выступлении ректор подчеркнула актуальность и острую необходимость в создании учебника по истории российского казачества. «Для более полного изложения такого важного явления как казачество в нашем учебном материале обязательно нужно создавать линейку соответствующих учебных пособий. Первый казачий университет поддержал инициативу целого ряда видных ученых. Сейчас работа по написанию учебного пособия по истории казачества перешла в стадию формирования конкретного учебника. Главная задача - издать линейку учебников. Существующие учебники написаны для студентов 1-2 курса, а нам необходимо создать учебное пособие для учащихся 5- 9 классов»,- подчеркнула Валентина Иванова.
Актуальность обсуждения концепции и структуры учебника по истории казачества обусловлена тем, что в российском обществе не существует однозначного восприятия исторического прошлого российского казачества. В научном сообществе также нет единого подхода к истории казачества. Авторы учебников и эксперты вынесли на общественное обсуждение создание нового учебника, в рамках которого надеются дать ответы на так называемые «трудные вопросы», в частности, происхождение казачества, проблемы современной самоидентификации, взаимоотношения с Русской православной церковью, роль казаков в Первой и Второй мировой войне. Авторы в своих учебных пособиях опирались на разные подходы. Так, авторский коллектив, в который входит А.В. Бредихин, А.Н. Кураев, М.Г. Артамонова, представил и.о. заведующего кафедрой "История казачества" МГУТУ имени К. Г. Разумовского (ПКУ) Михаил Чернавский, использовал междисциплинарный подход. «Наш авторский коллектив заостряет внимание не только на истории культуры, мы пытаемся выйти на проблемы социологии казачества», - заявил Михаил Чернавский. Еще один вариант учебника по истории казачества был написан авторским коллективом исторического факультета Ростовского государственного университета по заказу Министерства по делам национальностей и ВКО «Всевеликое войско Донское». Его представил проректор первого казачьего университета по казачеству, доцент кафедры истории казачества и регионоведения Донского казачьего института пищевых технологий и экономики «МГУТУ имени К. Г. Разумовского» Игорь Казарезов. Он подчеркнул, что данное учебное пособие прошло серьезную проверку на практике: «Учебник прошел апробацию в казачьих кадетских корпусах, а также в качестве учебного пособия по спецкурсу «История казачества» в вузах Ростовской области. Этот вариант учебника переработан и дополнен в соответствии с новым историко-культурным стандартом». Профессор кафедры «История казачества» МГУТУ имени К.Г. Разумовского, автор еще одного учебника по истории казачества предложил при создании нового пособия опираться на три основных принципа: «Первое, история казачества - это часть истории России, во-вторых, нужно отразить окормление казачества Русской православной церковью, и третье, нужно показать казачество как часть российского общества, как одно из сословий». Общественные слушания, посвященные написанию линейки учебников по истории казачества, вызвали большой интерес у сотрудников Института российской истории РАН. Старший научный сотрудник этого Института Денис Фомин-Нилов сообщил, что в современной школе историю России будут изучать по линейному принципу, с 6-го по 10-ый класс включительно.
«История казачества является неотъемлемой частью истории России. Когда мы говорим о линейке учебников по истории казачества, их необходимо синхронизировать с учебниками по истории. Существуют еще учебные модули по истории регионов России для 11-ых классов», - добавил Денис Фомин-Нилов. Представитель РАН предложил Первому казачьему университету взять на себя роль координатора в подготовке учебника по истории казачества и для 11-го класса школы, и 1-го курса неисторических факультетов вузов.
Представители Синодального комитета по взаимодействию с казачеством РПЦ обратили внимание авторов на воспитательную роль и морально-нравственные аспекты в содержании учебника по истории казачества. Войсковой священник казачьих войск по Центральному федеральному округу Марк Кравченко подчеркнул, что «нельзя писать историю казачества с точки зрения атеистического мировоззрения, как это было в советских учебниках по истории; в учебном пособии нужно отображать как духовную составляющую, так и мирскую жизнь казаков».
Член авторского коллектива учебника истории казачества, председатель Евразийского совета МОД «Молодая Евразия», старший преподаватель, советник проректора по взаимодействию с федеральными органами власти МГУТУ им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет) Бредихин Антон Викторович выступил со следующим докладом:
«Сегодня казачество представляет собой наиболее активную часть гражданского общества Российской Федерации. Самоорганизация, боеспособность, верность вере Православной являются его определяющими столпами. Потому именно казачество играет важную роль в процессах воссоединения Русского мира, сохранения памяти о победах наших предков.
С момента государственного переворота на Украине, многие донские казаки, как и кубанские и терские, оказали братскую помощь народу Крыма в отстаивании его права на самоопределения, и de facto спасли его от бандеровских карателей. Помогли с проведением и организаций референдума, предотвратили многие провокации, убийства мирных жителей со стороны украинских неонацистов. Аналогично поступили казаки и с началом проведения т.н. АТО на Юго-Востоке Украины. Свыше 12 тысяч казаков отправились в Донбасс для сохранения жизней мирных жителей, сохранения Русского мира. С оружием в руках они отстаивают право жителей Донецкой и Луганской народных республик на демократические права и свободы, право строить единое экономическое пространство с Россией и странами Евразийского Союза. Стоит отметить, что на территории Луганской народной республики существует прецедент казачьего самоуправления, и казаки, как верно подметил журналист Максим Шевченко, построили истинную демократию с элементами социалистического общества, где нет преступности и все решается сообща.
В тоже время, мы с Вами дети, внуки, правнуки поколения победителей - ветеранов Великой Отечественной войны. В этом году исполняется 70 лет со дня ее окончания, и нам бы хотелось призвать всех казаков, тех людей, чьи деды отдавали свои жизни за свободу нашей Великой Родины, помнить их заслуги, уважать их подвиги, рассказать о них своим детям. Да, сейчас поколение победителей уходит, каждый год ветеранов становится все меньше и меньше. Но память об их подвиге не должна угаснуть. И здесь именно казаки, представители следующего поколения, должны ее сохранить и передать новому поколению. В годы Великой Отечественной войны десятки тысяч казаков воевали в рядах Красной армии. Казачья кавалерия смело шла в бой под командованием Льва Доватора. Сегодня в память о своих предках в параде на Красной площади участвуют кадеты казачьих кадетских корпусов - наследники Великой Победы. Оттого и заявляем: «Казаки России - наследники Великой Победы, народа-победителя».
Представители Центрального, Волжского и Иркутского казачьих войск согласились, что историю делают конкретные люди, конкретные герои и предложили добавить в учебное пособие больше биографического материала и описаний подвигов казаков-героев. В завершении общественных слушаний все участники согласились, что необходимо объединить усилия и создать расширенную рабочую группу по созданию учебника, который бы отражал все аспекты истории казачества.