История Специальной Авиадесантной Службы Родезии. Возвращение в Чиоко, 1977 г.

Jan 16, 2023 15:19


Не успела ЗАНЛА собраться с мыслями и перебраться из руин гарнизона Чиоко в близлежащий городок, как Специальная Авиадесантная Служба снова нанесла визит в этот район. Сделав гарнизон непригодным для жизни и работы, спецназовцы теперь планировали то же самое проделать со всем населенным пунктом, в котором ЗАНЛА обосновалась вместе с ФРЕЛИМО.

Перед спецназом стояла задача потревожить силы противника в этом районе, заставить их нервничать, а также захватить место его расположения, после чего сровнять его с землей, чтобы городок перестал быть пригодным для использования в качестве исходного пункта для проникновения в Родезию.

Первоначально в район после долгого марша были выведены четыре подгруппы во главе с капитаном Дэйвом Додсоном, и в течение дня окрестности сотрясли три взрыва, - враг подрывался на минах, установленных разведчиками. САСовцы продолжали работать в окрестностях, перемещаясь с места на место с соблюдением правил антиследопытства, устанавливая мины и периодически организовывая нападения. Они все время находились в движении, преодолевая бесконечные километры в буше, но именно в этом и заключалась работа спецназа - чтобы перехитрить врага, они должны были быть впереди… быть незаметными… быть хитрыми…



Вызвав среди противника изрядную долю тревоги и уныния, командир решил, что пришло время отправиться в город. Там разведчики ожидали встретить примерно тридцать человек из группировок ЗАНЛА и ФРЕЛИМО, поэтому для атаки требовались более многочисленные штурмовые силы. Отойдя от Чиоко, группа должна была дождаться прибытия дюжины разведчиков, которым предстояло десантироваться в районе той ночью.

«Дакота» зашла на посадку красиво, на низкой высоте. Посадочные огни самолета вспыхнули один раз, и наземная группа немедленно приняла сигнал, поспешив обозначить площадку десантирования своими стробоскопами.

Двенадцать разведчиков во главе с Маком Макинтошем вышли из самолета в ночь, а их товарищи следили за ними с земли, наблюдая, как раскрывались купола, и их товарищи плавно спускались на землю. Спрятав парашюты, спецназовцы собрали свое вооружение и снаряжение, и немедленно отправились в путь, пробираясь через буш к городку Чиоко. Шли они почти всю ночь, остановившись лишь однажды на несколько часов, чтобы дождаться восхода Луны.

Когда 28 человек бесшумно приблизились к населенному пункту, бойцы прошли мимо места, где ранее они установили одну из противотанковых мин. На ее месте уже зияла воронка, рядом валялись искореженные куски и части машины. Но к этому времени, похоже, все проблемы местных обитателей, созданные САС, закончились, и все было тихо. На улицах горел свет, мерно тарахтел генератор. Все выглядело очень мирно.

Минометный взвод вместе с подгруппой охранения перешел через небольшой деревянный мост в нижней части города и отправился на кукурузное поле, чтобы установить там два 60-мм миномета. Все остальные последовали за ними, сбросив на их огневой позиции ранцы и минометные мины.

После этого штурмовые силы выдвинулись ближе к городу и растянулись в цепь вдоль большой сточной канавы, приготовившись к атаке. В канаве стояла ужасная вонь, но у разведчиков не оставалось иного выхода, кроме как терпеть ее до рассвета. И только тогда они поняли, что провели часть ночи в общественном сортире. Никогда еще девиз спецназа «Побеждает отважный» не подвергался такому испытанию.

Мэнни Карвальо, выросший в Мозамбике, очень хотел попасть в Чиоко - он уже бывал там в старые времена, когда в городке процветала португальская община. Ирония судьбы заключалась в том, что во время его повторного визита ему предстояло снести это место с лица земли. Через пару часов небо на востоке стало сереть, и наступило время начала атаки. Командир махнул рукой, и разведчики САС вышли из предрассветных сумерек.

Теперь запах из канализации был забыт, поскольку спецназовцы приближались к Чиоко двумя отдельными группами, растянувшись в цепь. Позади них, на кукурузном поле, заняли свои позиции минометные расчеты, чтобы подавить любые помехи и оказать поддержку атакующим товарищам при прохождении через вражеский город.

Бен Робинс со своей подгруппой должен был уничтожить здания и подавить любое сопротивление с правой стороны города, в то время как Мак Макинтош со своими людьми занимались домами, находившимися слева. После подавления сопротивления и захвата городка Дэйв Додсон должен был организовать в нем свой командный пункт.

Перед разведчиками раскинулся Чиоко, спокойный и тихий. Это был типичный старинный городок с засаженным деревьями бульваром, который в длину тянулся примерно на два регбийных поля. По обе стороны от основной дороги, которая шла на север в Тете и на юг в Родезию, стояло с десяток зданий.

Здесь было несколько жилых домов с двумя и тремя комнатами, почтовое отделение, общественное здание, метеорологическая станция с радиомачтами, водонапорная башня, административное здание, в котором жил мэр, и большой гражданский комплекс. Все это обслуживалось баром и новым магазином.

На дальнем конце городка также находилась старая заброшенная взлетно-посадочная полоса, но, как разведчики САС выяснили во время своего предыдущего посещения этого населенного пункта, боевики ФРЕЛИМО предусмотрительно разбросали вдоль нее старые бочки с горючим, чтобы не допустить посадки родезийских военных самолетов.

Когда САСовцы приблизились к безмолвному городку, разведчик Мэнни Карвальо увидел, что Чиоко больше не был тем маленьким, симпатичным и привлекательно старомодным поселком, который он помнил с детства. Исчезли ухоженные лужайки и аккуратные клумбы старых добрых португальских времен. Теперь Чиоко был запущенным, заросшим, и жалким… Однако времени на ностальгию не было, да это и не имело значения. Разведчики собирались превратить его в еще бóльшие руины, чем он уже был.

Прозвучал сигнал и началась атака.

Мак Макинтош забросил подрывной заряд в первое здание со своей стороны, и каждый боец его подгруппы укрылись за ним. Взрыв сотряс дом, нарушив тишину утра и возвестив о прибытии САС.

На противоположной стороне дороги двое разведчиков бросили заряды в жилое здание и спрятались за стеной. Раздался мощный взрыв, и сооружение начало рушиться, как карточный домик. На двух спецназовцев рухнула стена, а гофрированная крыша взлетела и, вращаясь в воздухе, понеслась в сторону. К счастью, на ее пути никого не оказалось, и она, не причинив никому вреда, упала в пыль.

Чертыхаясь и кляня все на свете, двое САСовцев выбрались с обломков и отряхнулись. Их слегка помяло, но к большому облегчению, парням удалось спастись.

Затем, с леденящей душу точностью, атакующие стали продвигаться по центральной улице, бросая подрывные заряды и гранаты. Подгруппы работали в тандеме, в плавном и безостановочном темпе, каждая из них разрушала здание одновременно с другой, тогда как минометчики на кукурузном поле позади них увеличили дальность стрельбы своих минометов и вели огонь на безопасном удалении, прикрывая своих товарищей.

Рушилась кирпичная кладка, грохотала жесть, клубы дыма заполняли улицы. Сзади, с кукурузного поля, доносился грохот минометов. Повсюду воцарились хаос и суматоха.

Но что удивительно, не было никакого ответного огня, ни сопротивления. Чиоко казался заброшенным, что родезийцев немного разочаровало. Всегда интереснее, когда кто-то стреляет в ответ.

Прежде чем выйти и перейти к следующему объекту, солдаты продолжали бесстрашно прочесывать здания, тщательно осматривая каждое из них, стреляя по всем возможным укрытиям, на случай, если боевики ФРЕЛИМО и ЗАНЛА где-то укрылись. Но никого не было видно.

Менее чем за полчаса бойцы САС пронеслись через весь городок, и к тому времени, когда они закончили, все, что еще оставалось на месте, было изрыто взрывами. По приказу командира в бар с магазином всадили гранату из РПГ, и через несколько секунд все вокруг запылало, а разлетавшиеся бутылки из-под кока-колы еще больше усилили утреннюю суматоху.

Бар оказался разрушен почти полностью, что-либо спасти оттуда не удалось, но, к счастью, соседний магазин остался невредим, и разведчики смогли вытащить несколько пакетов с едой и молоком и несколько бутылок пива «Маника» - по крайней мере, этого было достаточно, чтобы отпраздновать успех.

В тот день жертвой их атаки стало лишь одно живое существо, - это была курица, совершившая роковую ошибку, болтаясь по городу. Она стала главной достопримечательностью праздника.

После того, как САС начала работать в этом районе, обитатели городка покинули его и теперь отдыхали в густом буше, всего в двадцати метрах от минометной позиции. Действия спецназа, направленные на терроризирование противника в провинции, вызвали у него нервозность, и боевики предприняли меры предосторожности, чтобы не оказаться в своих домах с первыми лучами Солнца - излюбленное время для нанесения ударов спецназом. К тому времени, когда они проснулись и начали собираться, суматоха улеглась, и Чиоко уже находился под полным контролем САС.

Когда враг открыл огонь по минометным расчетам, что-то один раз разорвалось в дереве рядом с изумленными минометчиками. Один из сержантов перепрыгнул через своего товарища, чтобы добраться до миномета, развернул его и забросил в ствол несколько мин, выстрелив их туда, где, по его мнению, находился противник. Все стихло, и больше проблем с той стороны не возникало.

Как выяснилось, сержант добился прямого попадания. Позже спецназовцы обнаружили одного оцепеневшего от ужаса человека с оторванной ногой. Судя по запекшейся крови рядом, еще один получил ранение в грудь, после чего его утащили.

В городе из магазина вытаскивали спасенные продукты, готовясь к празднованию победы. Командир поручил Бену Робинсу и Маку Макинтошу закончить разрушение Чиоко, пообещав им выделить позже долю спасенных лакомств.

Тем временем, остальные спецназовцы нашли в доме мэра несколько старых мягких кресел и стол и с разрешения командира вытащили их наружу. Затем принесли чайник, чашки с блюдцами и чистую белую скатерть. Поставив стол под тенью дерева, они расстелили на нем скатерть и сервировали столовыми приборами. Кто-то в церемониальном порыве нарвал несколько цветов и поставил их в старой консервной банке, что стало идеальным украшением стола. После этого все разведчики, все еще почерневшие и грязные от утренних трудов, расслабились в креслах и приступили к празднованию.

Естественно, чаепитие в Чиоко проводилось с соблюдением всех мер предосторожности, но это было неторопливое, приятное мероприятие, ставшее кульминацией господства САС в мозамбикской провинции Тете. Солнечные лучи пробивались сквозь нависающие ветви дерева, и чумазые солдаты медленно потягивали пиво «Маника» из своих фарфоровых чайных чашек. Вскоре сквозь запах горящих и тлеющих зданий начал пробиваться запах жареной курицы. Один из бойцов нашел среди обломков домашнюю обезьянку и усадил ее на стол, открыв для малыша пару банок с манго.

Затем, когда САС полностью овладела городом, победоносный командир группы вышел на крыльцо мэрии и официально объявил себя новым лорд-мэром Чиоко - по мнению всех, вполне заслуженно.

На вертолете в город прибыли специалисты Особого отдела, чтобы из горы захваченных документов выудить любую ценную разведывательную информацию, а поскольку большинство из них было на португальском языке, то просеивать документы поручили бойцу САС Мэнни Карвальо.

В огромной каменной водонапорной башне, памятнике португальской колониальной эпохи, был обнаружен огромный склад с боеприпасами и оружием, по большей части старинным, включая Маузеры времен Второй мировой войны еще с немецкими гербами. То, что бойцы САС не смогли утащить для своих собственных нужд, было сложено в гигантскую кучу, и к концу дня квадратная каменная башня была взорвана.

Штурм городка Чиоко, последовавший за предыдущей атакой одноименного гарнизона, должен был стать последним гвоздем в гроб врага. Удобства, которыми располагали в населенном пункте ЗАНЛА и ФРЕЛИМО, исчезнут навсегда, ведь город и гарнизон так и не будут ими восстановлены.

Закончив праздновать, силы САС разделились на две группы, чтобы продолжить преследование и уничтожение противника. Мак Макинтош и двадцать человек остались в Чиоко и организовали оборону на дороге, чтобы перехватить силы ЗАНЛА, проникающие в Родезию, тогда как командир со своей группой отправился на север к перекрестку Чинханда, чтобы устроить там несколько сюрпризов.

Группа Мака оставалась на окраине разрушенного города на протяжении нескольких дней, но организовать засаду там оказалось затруднительно, поэтому спецназовцы отошли к руинам населенного пункта, установили миномет и стали ждать прибытия сил ФРЕЛИМО, которые, как они точно знали, не заставят себя ждать.

Эти силы действительно прибыли, и хотя подразделение было довольно крупным, только три человека отважились и рискнули войти в город. САСовцы терпеливо наблюдали и ждали, как они осторожно двигались по главной дороге, ожидая ловушки или засады…

Внезапно раздался хлопок миномета, и один человек упал, его зеленая форма окрасилась в кроваво-красный цвет. К счастью для двух других, они скрылись с глаз в обломках одного из зданий, и им удалось спастись. Танзанийскому лейтенанту, который в тот день столкнулся лицом к лицу с охранением САС, повезло меньше.

Однако ФРЕЛИМО и их танзанийские друзья не хотели позволить родезийскому спецназу господствовать в Чиоко, и вскоре на окраину городка прибыли их объединенные силы численностью до сотни человек при поддержке минометов, и на каждую мину, выпущенную спецназовцами, начало прилетать десять в ответ.

Одна из мин удачно легла рядом с командным пунктом группы САС, - единственная мина, выпущенная с большой точностью, в результате чего Мак Макинтош и капрал Дэйв Аркрайт получили легкие ранения.

Численность разведчиков была достаточно велика, чтобы на некоторое время организовать в городке хаос, однако предложение об отходе из города были встречены резкими возражениями со стороны командира САС в Солсбери.

После эвакуации двух раненых, командование группой спецназовцев в населенном пункте принял на себя капитан Боб Маккенна. Но у ФРЕЛИМО и их танзанийских друзей больше не было сил бороться, и через несколько дней САСовцы, наконец, покинули дымящиеся руины, которые когда-то были Чиоко.

Тем временем, капитан Дэйв Додсон со своей группой сидели на перекрестке Чинханда, добившись немалых успехов. Боестолкновения с противником происходили один за другим, и разведчики не успевали освобождать дорогу и прятать тела за холмом, как к ним подходила очередная группа врагов.

Из письма, найденного на одном из тел, стало ясно, что боевики были частью более крупного подразделения из близлежащего городка Жеке, поэтому САС, Родезийская легкая пехота и ВВС немедленно провели десантно-штурмовую операцию против расположенного там лагеря ЗАНЛА. Те, кому посчастливилось спастись, отступая, вышли прямо на группу Додсона, поджидавшую их на перекрестке Чинханда. Удача наконец окончательно покинула террористов - а куча их трупов приобрела новые масштабы.

Разведчики как могли привели дорогу в порядок, и ждали своих следующих жертв… К концу недели было учтено 24 трупа боевиков, при этом спецназовцы лишь однажды были вынуждены сменить свою засадную позицию.

Достигнув результата в пару десятков человек, командир решил на некоторое время закончить работу и оставить противника в покое. Спецназ достаточно запугал его, а если у террористов и оставались какие-то сомнения, то в доказательство того, что родезийцы определенно были настроены на серьезную работу, имелась полная куча трупов…

Говоря в общем и целом, это была очень результативная операция.



Армия, Боевые операции, спецназ, литература, военная классика, Африка, войны и конфликты, переводы, тактические примеры, Южная Африка, САС, Родезия

Previous post Next post
Up