Один близкий мужчина недавно сказал мне: "И, кстати, не пиши больше. У тебя больше не получается".
Мне стало очень грустно. С чего он так решил, я же не писала статей уже более года??
Таки он был прав.
Получается, не получается...Все проще: Стало лень. Ужасная, всепоглощающая лень, которую я оправдывала новой работой, долгими путешествиями без ноутбука, личной жизнью, командировками, участием в проекте о записи воспоминаний пожилых людей... И вот мое самое любимое в мире занятие (ну, не самое, конечно, а второе после самого): работа с буквами и эмоциями - оказалось в пыли, в углу, на донышке.
Потребовалось две вещи:
1.Двухнедельный постельный режим
2.Песнь Песней и Эшколот
Я побывала на четвертом в моей жизни фестивале медленного чтения
http://www.eshkolot.ru/event/39173На моем потоке "Образы женщин в Библии" мы очень долго и вдумчиво разбирали разные библейские тексты через призму ... живописи. Да, именно так: рассматривая иллюстрации к старинным манускриптам или разглядывая барельефы французских храмов Раннего Средневековья, мы изучали, как со временем менялись трактовка и понимание ключевых библейских событий, ведь все толкования с веками находили свое отражение в искусстве.
Для меня каждая лекция была подобна медитации.
Возможно, завораживал низкий, грудной голос преподавателя-библеиста А.Шмаиновой-Великановой.
Возможно, моим стеклянным шаром стал древнегреческий текст, к которому мы порой обращались для текстового анализа. А ведь мне не приходилось вспоминать мое классическое образование уже более 10 лет...
Возможно, для меня закрылся гештальт: в детстве, в возрасти 6-7 лет, когда я сильно ныла от скуки, родители давали мне "посмотреть картинки" : большие альбомы живописи, из которых моим любимым был венгерский двухтомник "Образы женщин". Потом, в ответ на мое нытье "А почему они все голые? А что это за обруч у дяденек над головой?" мне вручили "Мифы в западноевропейской живописи" и переложение библейских историй поляка Косидовского.
Дальше было коллекционирование марок с картинами Эрмитажа. Позже - отпрашивание со всех групповых автобусных экскурсий, чтобы забежать в местную картинную галерею. До сих пор помню свой шок, когда обнаружила в Псковском музее одну из "Мах" Гойи...
В возрасте 13 - 20 лет полюбила я изобразительное искусство сильнее музыки и литературы. Точнее, полюбила я свою вдруг открывшуюся способность растворяться, если долго смотреть вглубь картины.
Ни книги, ни постоянно звучавшая дома музыка мне не давали этого погружения. Читая, я неминуемо оказывалась втянута в события; слушая, я никак не могла избавиться от образов или мыслей, вызываемых музыкой. (Правда, спустя годы и некоторый не совсем цензурный опыт я научилась "улетать" под музыку , но уже не под Рахманинова...)
Только картины - конечно, не все и не всех - убивали во мне суетливые мысли. Я пыталась понять: проглатывала учебники теории, изучала разные школы, планировала отпуска только по тем странам, где есть знаменитые галереи. Рисовать не пыталась. Раскрыть секрет не удалось, но я стала понимать коллекционеров.
Я до сих пор хожу медитировать в Эрмитаж, когда нужно провести чувства в порядок.
Когда же этот мой навык "смотреть вглубь" слился с чтением одного из самых медитативных текстов Библии, да еще и в замкнутом пространстве единомышленников, тогда и случилось откровение.
Странное чувство, как будто что-то в вековом стало мне наконец-то понятно, но это понимание пришло не через культурный контекст, не через чтение подлинника, не через знание традиции и не через комментарии... а через сердце.
Подкрепите меня вином, освежите меня яблоками, ибо страшным бредом может показаться смелое заявление: я что-то знаю про любовь.