Краеведческие зарисовки, или встречи на дорогах Волосовского района

Sep 09, 2013 23:52

    Давно не брал я в руки клюшку… Или шашку? Или ручку?
Целое лето я путешествовала, прошлась по маршруту Одесса- Тбилиси-Ереван-Севастополь, ходила в горы, встречала уникальных людей, но об этом до сих пор руки не доходят написать…
А вот маленькое домашнее путешествие по Волосовскому району Ленобласти - вдохновило.

Позвали меня картошку копать. Я это дело никогда не пробовала, заинтересовалась - я, кстати, думала, что это значит перекапывать землю для того, чтобы туда потом посеять картошку. А оказалось, что вовсе наоборот - «выкапывать».
Копать предстояло в деревне Курск волосовского района, она же бывшая деревня Яблоницы , где, кстати, жил в конце 18 века индийский бывший раджа, некий Визапурский. Он отслужил в армии, женился на русской помещице, обустроил свои поместья… Сегодня в деревне стоит церковь середины 19 века и старый ревизский столб напротив, а больше нет ничего, кроме невспаханных полей и потомков тех, кого выселяли за 101-ый километр.

Но по пути на картошку я решила изучить несколько достопримечательностей, указанных в тонюсеньком путеводителе, купленном год назад в рериховской усадьбе Извара.
Дальше будет не только скучный краеведческий любительский текст, но и несколько драматических зарисовок.
Первым пунктом была ничем не примечательная, кроме года постройки (1812) церковь в селе Волгово. Грустные руины.



Потом - лютеранский храм в селе Губаницы: шведская община существовала здесь с середины 17 века, а нынешний храм был отстроен в 1896г. Никаких руин, все ухожено, покрашено, даже кладбище рядом аккуратное.



Чуть дальше по маршруту шла усадьба Врангелей (сер. 19 века) в селе Торосово. Хозяин - Михаил Георгиевич Врангель, финляндский генерал-губернатор и дядя того самого белого барона. Усадьба была бы великолепна, и не только своим псевдоготическим романтическим стилем, но и хозяйственными постройками через дорогу - Врангели стилизовали их под средневековый городок, облицевали булыжником, вымостили дорожки…
Сегодня - руины. В одной из декоративных ракушек на стенах усадьбы  - советская звезда.



Усадьба Врангелей (1860-ые)


Расстроенная сижу в машине и изучаю карту, намечая следующий пункт. Рядом останавливается черный джип. Опускается стекло:
- Девушка, заблудились? Помочь?
- Нет, все хорошо.
-А что ищете? Может, подсказать?
- Да ничего не ищу, спасибо, выбираю, куда дальше поехать.
- А что Вы делаете?
- Путешествую по заброшенным усадьбам и храмам.
- Зачем?
- Нравится.
Ну, думаю, теперь точно должен уехать черный джип. Но никогда не нужно судить мужчин по цвету джипа!
- Так, усадьбу Врангелей вы явно посмотрели уже. А на могиле последнего из них были? Кстати, там церквушка красивая, а местные жители рассказывают, что когда его красные в 21 году расстреливали, все крестьяне на защиту встали…

Я проглатываю удивление и покорно сажусь в джип, где мне нарисовали план дальнейшего передвижения  с такими деталями, о которых мой тонкий путеводитель и мечтать не мог.

Вдохновленная, отправляюсь в деревню Редкино, смотреть остатки поместья одного из  сподвижников Петра III, графа Черкасова, сосланного в эти глухие края Екатериной.  Храм 1780-х годов  с высоченной колокольней, без крыши, в лесах… Вокруг - усадебные постройки купца Сахарова, уже 19 века. Купец  явно был с занятным характером, так как одну из своих конюшен увенчал стилизованной готической башней. Огромное разрушенное здание усадьбы, как я потом узнала, еще 15 лет назад было действующей школой. Потом школу прикрыли, а здание выкупил какой-то немец под фермерское хозяйство. Что сделали добрый односельчане? Правильно. Сожгли усадьбу. И не осталось ни зимнего сада, ни террасы, спускавшейся прямо к речке…



Усадьба (1860-80), бывшая школа (до примерно 1995 года)



хЦерковь Рождества Богородицы, Примерно 1780-ые

Пока я фотографировала, подошел мужчина с ребенком. По безрукавке и длинной бороде я сразу определила его социальный статус. Он начал первым.
- Здравствуйте.
- И Вам.
- Что Вы тут делаете?
- Туристка я. Гуляю, фотографирую.
-  А я священник здесь.
- Я догадалась. Я - Ольга .
- А я - отец  Яков. Вы кто по образованию?
- Филолог-классик.
- Ну тогда хорошо. Значит, знаете кто такой Петр Третий?
- Ну… немного представляю.
-А я  не люблю просто, когда фотографируют. Тут потом приезжают всякие копатели, ищут клады, все перекапывают вокруг… Хотите чаю?
- С удовольствием!
И мы пошли. Священник живет с пятилетним сыном в этой деревне уже пять лет, круглый год. Жена со старшими детьми зарабатывает в городе «чтобы я смог спокойно молиться, спасибо ей большое». Когда он подвел меня к своему «дому», я пожалела об отсутствии скрытой камеры. Патриархия (или сам отец Яков, не уточняла) выкупил старые купеческие хозяйственные постройки (кстати, как уточнил потом водитель черного джипа, еще и несколько гектар земли). За пять лет своими руками и силами приезжающих друзей о.Яков преобразил бывшие конюшни: раскрашенные потолки, индийская мебель, собранная вручную печь, отреставрированная мебель, книги, картины… и все это очень скромно, очень просто и до сих пор в стадии активного ремонта.

Мое удивление было не скрыть, и священнику пришлось признаться:
- Я по первому образованию архитектор, Муху заканчивал…  А по второму - режиссер-постановщик, Театральный наш. Мне и поучиться нормально в семинарии не дали, все посылали храмы строить или расписывать, устал. Просился в глушь, в начале все хотел другой храм восстанавливать... знаете,  где могила Врангеля ?
Я поперхнулась. Похоже, эта могила Врангеля для местных как пароль, помогает отсечь ненужных.
- Я знаю, где она, но туда еще не доехала.
- Но там совсем деревни уже нет, а я все-таки с ребенком. Вот сюда попросился,  я здесь скорее в отпуске. Отдыхаю, храм отстраиваю, друзья иногда приезжают, помогают. Эти вот колонны из Индии, остатки моего прошлого.
- А какие храмы Вы в городе построили?
- Да на Васильевском острове, при детской больнице.
- Так там же служит мой однокурсник, Данила!
- Да, все верно, он был у меня диаконом, а как его рукоположили, так я сюда и отпросился…

Целый час мы говорили на около философские темы - о том, что разница между подвигом и жертвенностью не существует, о том, что в России отчего-то особенно сильна страсть стирать память о прошлом, о деревне, о его приходе в 4 человека, о сыне, о художниках, о дизайне интерьера…
В конце о.Яков расчувствовался и решился показать мне свою главную ценность:
- Я все не знал, как подростков привлечь, как с ними быть, как заинтересовать. Вот, нашел мотоцикл старый, ИЖ 49 года - копию немецкого  мотоцикла. Перебрал движок, отремонтировал… И гоняет теперь русский батюшка на фашистском мотоцикле по деревне!

Чай закончился, отшельник явно устал, да и меня уже ждала картошка. Впереди будут и болота, и рыбалка, и еще один удивительный собор в деревне Хотнежи, на высоком берегу Луги, где в пустынной деревушке вместо разрухи мы обнаружили швейцарские шале , пруд с карпами и стадион.



река Хотнежа впадает в Лугу



Покровский Храм (1896) в дер. Хотнежи

У кого-то джип, у кого-то ИЖ.
Но они оба были в заброшенной деревне Раскулицы, на семейном кладбище рода Врангелей.

И я туда еще поеду.

Dum spiro spero.

Статьи о путешествиях, Петербург

Previous post Next post
Up