Гоа - индийский штат, но сами индийцы приговаривают: «Гоа - не совсем Индия». Это место впечатлило меня как, ни одно из увиденных и прочувствованных ранее. Это не просто туристический кусок земли и моря, где возможно приятно и недорого отдохнуть. Это особая вселенная, существующая по своим законам - настолько отличным от наших, что после возвращения в Мордор я полгода не мог придти в себя, и результаты окунания в Гоа ощутимы в моей душе по сей день. Пока я там был, пытался разобраться в т.н. «гоанском синдроме», о нём размышлял и всё время после возвращения. И теперь, наблюдая как россиянские серость и злобность вытесняют шанти, почерпнутое в Гоа, я решил, пока не поздно, запечатлеть свои впечатления.
Рабочий вопрос: что в Гоа настолько привлекательно, что заставляет отовсюду туда попросту сбега́ть? Куда, к кому бегут, от чего и от кого? И получается ли? Особые масштабы это бегство имеет в среде наших соотечественников, заселивших в Гоа уже целый городок - об этом феномене Буслов даже снял нашумевший фильм
«Родина».
Куда? Места божественные
Гоа - прежде всего - курорт. Аравийское море здесь всегда тёплое - температуры тела. Купаешься, словно в материнской утробе, не ощущая прикосновения воды. В таком море можно, не заметив, провести многие часы. Хотя оно мутное, почти всегда волнующееся и несравнимо едкое. Своим побережьем Гоа обращён на запад и на Запад, что особо символично. Ежедневная достопримечательность - сансет, закат, который на берег сходятся смотреть почти все. Даже жирные и богатые индийцы из других штатов съезжаются сюда - чтобы отметиться на фоне заходящего солнышка, на зависть своим бывшим односельчанам. Сансет - это символично: в разношёрстной толпе на берегу словно провожаешь закат всей западной цивилизации, оставаясь ногами стоять на чём-то вечном, вневременном, истинном....
В Гоа жарко и пустынно. Из-за жары, тесноты и древности лесов тут почти не осталось. Красная земля, красная пыль... Идёшь, идёшь под палящим ярилом - на пляж или на обед. И это солнце не томит - оно напитывает собой и тело, и ум. Вся эмоциональная изморозь оттаивает, весь мрак испаряется с по́том. Этот жар приятен и прекрасен. Это не убийственное пекло, как в каком-нибудь Поволжье. Это жизнь и свет - это прикосновения самого́ Аполлона (время Диониса - ночи, да ещё какие!).
Вперемешку - пляжи
Вагатор, Анджуна,
Морджим,
Арамболь:
Почти весь Северный Гоа:
Красная тропа на красной горе ведёт в крепость махаришей 12 в.:
Посередь джунглей - индуистский храм:
Русские сушат бельё на верёвках, натянутых меж пальм:
Смотрю в окно - за ним снег. Смотрю в монитор - вижу подобие рая:
В джунглях:
Приближается сансет:
Вот он...
Что есть Шанти? Это бесстрастие, самоконтроль, гармония с самим собой и окружающей средой. Часами беспечально сидя на берегу, выпускаешь из себя наши родимые агрессивность и всебоязливость, словно газы. Мир с самим собой - величайшее благо, равных которому нет во всей реальности.
Только ли природа этому содействует? Вряд ли: Гоа не слишком комфортен, в отличие от райского Таиланда. Помимо моря и солнца, Гоа - ещё люди, города, история, культура… Попробуем разобраться.
Куда? Места человеческие
По степени загаженности Гоа почти стерилен, в сравнении с остальной Индией. Когда прибываешь в Дели, испытываешь культурный шок от неимоверного засранства индийцев. Многие «дикари» любят путешествовать по наиболее чудовищно загаженным местам - т.н. «святым» (Варанаси, Хампи) - с неприличной подсознательной целью: после Индии возвращение в джунгли новосибирских многоэтажек с прилегающими гектарами железобетонных гаражей - желаемо! Наш страшный мир грязи, уродства и бестолковости в сравнении с Индией - верх чистоты, красоты и упорядоченности. А такие социальные блага, как всеобщее стрёмное здравоохранение и обязательное безрезультативное образование, после Индии видятся благородным барьером, отделяющим нашу цивилизацию от азиатской дикости.
Гоа был португальской колонией с 16 века до 1963 года (см.
Панаджи,
Старый Гоа). Португальцы почти искоренили индуизм и прочее местное варварство, насадили и привили католичество и некоторые европейские порядки. За 500 лет гоанцы из индийцев превратились в индо-португальцев. В 1963 году Индия внаглую оттяпала Гоа у ослабевшей Португалии, и в новый маленький штат начали стекаться толстосумы-индусы и жадные на поживу сикхи. Но поток этот не был слишком большим: для устройства в Гоа индийцам нужен был немалый финансовый и социальный капитал, не все им обладали, не все могли и были готовы сняться с насиженных мест. Гоа - это не Мумбаи, где можно в беспредельной нищете существовать поколениями: здесь нет больших городов с необозримыми трущобами, дающими приют любому клошару. Так что сюда ехали в поисках «нового старта» индийцы, уже хоть чего-то достигшие в родных местах. Соответственно, это было не совсем быдло, не имеющее представлений о чистоте, красоте и порядке.
Так что, возможно, католическая культура, слабость позиций индуизма, относительно высокий культурный уровень переехавших сюда «материковских» индийцев, а также большое количество присевших здесь европейцев - те причины, по которым Гоа пока не превратился в помойку, как вся прочая Индия.
Крест над миром: потругальское духовное наследство:
Религия - часть повседневности:
Одна из старейших церковок, 17 век:
Шикарными католическими соборами Гоа знамен на весь латинский мир:
Кресты а алтари стоят во дворах и огородах, люди молятся часто и напоказ:
"Пресвятая Богородица Вайланкани, моли Бога о нас":
Главный столичный собор в Панаджи:
На первом месте - молитва, на втором - чистоплотность:
Женский монастырь в Старом Гоа:
А далее - индуизм. Индусов до ХХ века здесь почти не было; почти все храмы - новодел, но симпатичный:
Индусские алтари столь же утилитарны, как с кресты. Но всё более аккуратно, чем в остальной Индии - видимо, у католиков понабрались культуры:
Фото специально для христианских проповедников, учащих, что все религии, кроме отдельно взятой ветви христианства, на самом деле служат дьяволу:
И нашим, и вашим (католичество + индуизм + ислам):
Редкие нерелигиозные руины - форт Чапора:
Руины самого большого в мире монастыря (
Старый Гоа):
По сравнению с другими штатами, мусора нет вообще:
Правительство Нарендры Моди поставило целью искоренить извечное индийское засранство:
Мир торговли:
Знаменитые торговые улочки Арамболя:
Купить можно всё. Баранинки:
Свежей курятинки (дома сам зарежешь, как тебе надо):
Краски на праздник Холи - чтобы обмазать ими всё чуханство (как унас на Новый год):
Турист, крепись! Пляж чаще всего выглядит вот так:
Улицы, дома, инфраструктура:
Индийские народные (мужские) клубы - общественные туалеты, там всегда полно народу:
Моднейший гоанский клуб - днём:
Гоанцы живут не в коробках:
Индийцы приветливы, но всё имеет границы:
Стрит-арт:
Есть даже банки...
...с банкоматами:
Хавка для европейцев:
Хавка для индийцев (они любят то, что благословлено и разлекламировано гурами):
Даже поликлиника есть! Правда, всегда закрыта была:
Индия - страна настощих поголовных байкеров. Не ряженых буржуев на мотоциклах, стомостью с квартиру. Два колеса здесь - всенародный способ перемещения в пространстве:
Тук-тук (для падких на экзотику туристов):
Но есть и такое:
Правительство занимается повышением культуры граждан - например, учат их не харкаться в общественных местах:
Среднестатистический отельчик (
Анджуна):
Среднестатистическое бунгало (
Арамболь):
Автовокзал в столице
Панаджи:
Столица Панаджи - стильный город, застраивался в 1950-1960-е модными европейскими архитекторами и дизайнерами (пока европейцев отсюда ни попёрли):
ПРОДОЛЖЕНИЕ