Пицунда - мозжечок Абхазии, или Реальный экстрим: с детьми - на Кавказ!

Aug 20, 2016 23:59

                 Ииии снова с вами прыскающий сарказмом Сми Манас, сакраментальнейший из Братьев Забадай! Соскучился, читатель? Вот, вновь могу я порадовать тебя своими вздрыгами и рефлексиями.
Соскучившись по экстремальным путешествиям, я решился на наиболее опасное - АБХАЗИЯ С ДЕТЬМИ!
Вообще Абхазия ведёт происхождение от легендарной Колхиды, куда плавали аргонавты за Золотым руном. А в первозданной древности в горах Колхиды был прикован к скале тот самый Прометей, который научил детей баловаться спичками богов (знал бы он про последующие Хиросиму и Чернобыль…). Нынешняя гордая Абхазия (Апсны) - непризнанная республика, осколок Грузинской СССР, после развала «тюрьмы народов» отделившаяся от ставшей независимой Грузии. Кроме России, Абхазия признана только такими же отщепенцами: Южной Осетией, Приднестровьем и Нагорным Карабахом. Абхазы - это название нации, а не народа (племенное самоназвание - «нарты»), они самоорганизовались раньше грузинов и периодически на протяжении веков то объединялись, то воевали с ними. К Российской империи Абхазия в XIX веке присоединилась раньше Грузии. В советское время Сталин настоял на смыкании Абхазии с Грузией - причины неизвестны. Но абхазы были этим недовольны и даже при Вожде устраивали митинги недовольства, которые тщательно замалчивались. История Абхазии как курорта началась с конца XIX века, с деятельности российского дворянина принца Ольденбургского, получившего гигантский откат на устройство санатория в Гагре. В 1930-1940-е Берия обустроил эти места на новый лад, добавив вычурного сталинского ампира даже в строительство железнодорожных платформ, самых красивых в мире - замечу, строительство велось в годы Войны. Абхазия (Гагра) стала местом отдыха для советской верхушки, которой очень хотелось почувствовать себя чем-то вроде имперской аристократии. Нужен был компенсационный механизм для восполнения моральных травм, причиняемых тогдашним рекрутированием правящей элиты, - через доносы, слежку, травлю и сживание со свету. Хрущёв превратил часть Абхазии - Пицунду - в место отдыха для научной элиты и богемы советского общества. В Пицунде снимались некоторые знаменитые советские фильмы - например, «Алые паруса» и «Гостья из будущего». В Гагре - «Весёлые ребята» и «Зимний вечер в Гаграх», на Гегском водопаде - знаменитая сцена поединка Шерлока Холмса с профессором Мориарти.




Пицунда заметно отличается от прочих частей Апсны своей утончённостью, стильностью и продуманностью. В 1992-1993 гг. случилась война Абхазии и Грузии, так как Грузия не желала предоставлять независимость своему региону, доставлявшему в тбилисский бюджет большую часть его дохода, благодаря своим черноморским курортам. Абхазы завоевали самостоятельность, прикрывшись Россией, интегрировавшись в её экономику и военщину. И теперь, в связи с патриотическим разочарованием российских туристов в Турции и Египте, поток их в непризнанную республику увеличивается ежегодно. Стремясь увидеть чистое Чёрное море, россияне везут сюда большие деньги, полностью обеспечивая это государствишко. Туризм - почти единственная отрасль экономики, да и то не централизованная. О причинах привлекательности Абхазии - позже.
По моему разумению, Абхазия - место, слабо подходящее для путешествий с детьми. Только Пицунда - о Пицунда! - так вот, только Пицунда с её тихими и тенистыми улочками, волшебными реликтовыми соснами и остатками позднесоветского шика манила меня. В Абхазии я был в 2013 году, отмечая написание докторской диссертации (ещё не зная, что враги мне её не дадут защитить). Так что гештальт получился незавершённым. И вот, слупив при увольнении со своео полубандитского псевдовуза оплату проезда с детьми до самой крайней точки Мордора, я решил пробраться в непризнанную республику, жутко гордящуюся своей непризнанностью.
В памяти от прошлой поезди остались оручие шашлы́чки с «Чёрными глазами», вполне удовлетворяющие эстетические и релаксационные потребности среднестатистических россиянских ячеек общества, выглядящих следующим образом:
Ø     хронически бухой чувак в синтетической футболке-безрукавке и купальных трусах, используемых как шорты, вооружённый пивным брюхом, гоповской чёлкой и заплывшей татуировкой «ВДВ»;
Ø     обряженный в розовый топик осатанелый кусок сала, в далёком доэволюционном прошлом бывший женщиной, но с тех пор стремительно освободившийся от всех рудиментов женственности, кроме кровопийского отношения к партнёру;
Ø     маленькое визжащее существо, имеющее надувное плавсредство, арсенал способом манипулирования предками и не имеющее ни малейших признаков воспитания и уважения к взрослым.
Вот на такую биомассу рассчитана примитивная туристская инфраструктура Абхазии, в особенности Гагра и Сухум. Пицунда немного отличается - она в стороне от Сухумского тракта, в ней маловато батутов и шашлычек, следовательно, публика чуть поинтеллигентнее.
Но в само́й Пицунде подобрать эконом-жильё нищему профессору не удалось, пришлось осесть в районе Рыбзавод, обитатели которого соответствуют его наименованию.

Вначале - граница:




На самом медленном в мире КПП мы стояли часа полтора - говорят, ещё легко отделались. Видимо, это расплата за безвизовый и беспаспортный въезд в «Страну души». Абхазские пограничники даже паспорта не проверяли! Как всегда, всё за них сделали россияне.

Так получилось, что посредством интернета мне удалось найти жильё только на вершине этой горы:










Красиво… Чистейший воздух. Позади - предгорья Малого Кавказа. Впереди  - лазурный простор Пицундской бухты Чёрного моря. Вокруг дома зреют гранаты (фрукты), персики и ежевика:































Обещали просторный зелёный двор - он оказался в меру вытоптанной площадкой, засранной двумя собаками. Плюс истерики хозяйки, обусловленные нашими катастрофическими тратами высокогорной воды. А самое главное - полуторакилометровый подъём на эту гору с коляской и чемоданом. Вот он, экстремальный отпуск! Какой-то религиозный некрофил как-то заявил, что истинный экстрим - не альпинизм или горный мотоциклизм, а «семейное времяпровождение». Соглашусь, блин…

Панорамы окрестных гор:










Армянский околоток, куда впоследствии мы переселились. Называется Рыбзавод. Армяне сюда перебрались из Турции век назад во время геноцида:






















Панорамы Пицундского мыса. Виднеются даже курортные отели-могоэтажки и купол Патриаршего собора Х века:




























Экстремальный отдых:




Абхазский быт удивляет своей непритязательностью и традиционно азиатским полным отсутствием эстетики. По-своему, это даже притягательно:




Напоминание об эпохе, когда абхазам приходилось трудиться:




Только в Абхазии автомобили выбрасывают на помойки:







Сдаётся и продаётся всё, что нужно среднему российскому туристу. Большинство предпочитает оттягиваться в съёмных комнатушках без душа и телевизора - так сказать, экстрим. Категории сдаваемого жилья разные, от 350 р. за койко-место. Почти в каждом гостевом доме - своя кафешка, именуемая здесь столовой.




Есть любители даже такого жилья:







Отличительная черта совковых российских туристов - организованные экскурсии (+ жратва и дегустация вин на каждом горном перекрёстке):
















Символическое фото Владислава Ардзинба (1945-2010) - первого президента Абхазии, героя войны с Грузией за независимость 1992-1993 гг:




«Мы умирали, чтобы жить!» - и на фото есть почти все атрибуты абхазской действительности: хороший дом, спутниковая антенна (ловящая, разумеется, российские каналы) и жвачное животное как символ отношения к этой действительности.




Есть серьёзная проблема с мусором (использованные подгузники порой приходится полдня катать в поддоне коляски):




Му́сорок и помоек здесь почти нет, каждый дом ввечеру устраивает публичное аутодафе ежедневных отбросов. Впервые за 10 дней я увидел мусоровоз:




За три года после моего прошлого визита Абхазия сильно загламурела. Есть и такие гостиницы:







Абхазы благочестивы:







Пляж в окрестностях Рыбзавода:




Впереди - тот самый Пицундский мыс. По галечному берегу - минут сорок. По суше мы обходили гигантскую дачу Хрущёва часа два. Именно там кукурузный генсек плавал в бассейне, когда ему сообщили о снятии с должности.

Другая сторона пляжа:
















Аскетический воллейбол на камнях:




Одно из вознаграждений - Пицундско-Мюссерский заповедник реликтовой сосны, созданный в 1966 г.:




Когда-то местными соснами были очарованы ещё римляне, давшие этому место прозвание Питиунт, от латинского именования сосны. Отсюда - «Пицунда». Те самые сосны - ещё третичного периода - до сих пор тут растут. На этих фото - их «молодняк», «внуки». Но уже внушительны размеры, уже пьянит ошалевающий аромат прогретой солнцем гигантской хвои.










Руины летнего кинотеатра:







В советское время была пронумерована каждая сосна, даже сухостой и пни:







Летний кинотеатр:




Герои абхазо-грузинской войны соседствуют с голливудскими актёрами. Весь мир - театр, а кавказская действительность даёт возможность в этом убедиться:










Благодаря народосберегательной политике нашего правительства, предохраняющего граждан от бесовской Турции, здесь теперь народу достаточно:




Благочестие:




Несколько раз я был свидетелем того, как абхазы агрессирую на баб в купальниках и полуголых мужиков, как презрительно оглядывают туристов шортах. В первом случае, наверное, действует просто обиженная зависть. В последнем - стыд за свои джигитские ножки: кривые, тощие и волосатые.

Абхазские руины - отдельный разговор. Примечательно и то, от чего они остались, и то, в каком они состоянии, и то, как именно протекает процесс разрушения.







Тот самый рыбзавод. Теперь тут неплохой пляж, на котором даже канализация не мешает отдыхать тоннам сала с наших северов:







"Цивилизация" по-кавказски:










Руины рыбзавода облюбованы российскими автокемперами:




К развалинам прикреплены рекламные баннеры и спутниковые антенны, каждое место сдаётся. Этакая окультуренная и нормированная дикость.
Руины Абхазии вообще весьма красочны - они иллюстрируют преобладание мира природы над самовлюблённым и бренным миром человека. Но в Пицунде это заметно особо - возможно, в силу настойчивого эстетизма, присущего этим местам.




Вот как устроена местная каналолизация:




Канализация. Горные места с успехом пользуются речками в которые сливаются сточные воды из бесчисленных гостевых домов. В непосредственной близости от речки (мы жили на улице Речной) пробита скважина для набора воды, почему-то считающейся особо чистой и даже пользительной. Будучи немного осведомлёнными об особенностях подземных вод, мы предпочли тратить огромные деньги на бутилированную воду (50 р. за 1,5 л.!). Отходы туристической жизнедеятельности поглощает солидное количество радостных рыб, которую яростно ловят радостные российские туристы. Так сказать, замкнутый круг, круговращение глистов в природе.
Безымянная речка-говнюшка выходит на пляж и упирается в психологически-успокоительную галечную перемычку. Все твёрдые отходы остаются в этом озерке (облюбованном всевозможными собаками загорающих россиян), а жидкости невидимо проникают в Пицундскую бухту. Почему-то народ в этом месте отдыхает в повышенной кучности. Словам Ломоносова, «подобное притягивается подобным». И я там был, купался - по усам текло, надеюсь, в рот не попало. Детям моим повезло гораздо меньше; мы были прикованы две недели к месту проживания бесконечными рвотами и поносами.










... и всё это вливается в море, в прямом смысле слова услаждая пляжный отдых!







Но лучше не замечать нехорошего, умом прилепившись к красотым мира сего. Именно так и поступает большинство туристического контингента.




Дорога на Золотые пески - единственный в Абхазии песчаный пляж:




Над дорогой грозят обрушиться целые скалы, придавая интереса шарканью сандалями по раскалённой дороге:







Один кусочек пару лет обрушился прямо на полотно дороги:




Золотые пески:




...и не только пески. Пляж чудовищно загажен. Эту весёлую находку мои пальцы нащупали во время строительства с детьми песочного замка:




Пески не особо золотые - скорее, это мелкая галька, но погрузить в неё избитые галькой ступни весьма приятно. (Если не наткнуться на шприц.)




Какой-то самозабвенный бородач влез в кадр:










Последние две фотографии этого очерка иллюстрируют все грёзы и мечты абхаза. Точнее, абхазца - в данном случае, армянина, ибо посёлок Рыбзавод облюбован армянами, бежавшими сюда из Турции во время геноцида, которого не было в начале ХХ века. Так вот, эти ценности: навороченная тачка, символически намекающая на близость к российскому политическому ландшафту и ничегонеделанье. Полный увэй! Ах, я даже позавидовал этим бессмысленным псевдоджигитам. Слепить из говна хатку, сдавать её за неплохие деньги россиянам, количество которых резко возросло, так как наше государство систематически отучает нас от посещения разных неподконтрольных стран: Турции, Египта, Таиланда.
И на этом окончены все хлопоты! Один туристический сезон с лихвой окупает не только расходы всего остального года, но и оплату обучения молодёжи в нормальных вузах, где зачёты получают не только за баранов - то есть в России. А если ещё и периодически суетиться - завозить из Сочи и втридорога продавать китайские персики и пластмассовые лопатки или реализовывать собственное ацетоновое винишко и сивушную чачу - вообще можно не тужить. Вот и колесят абхазы по своим хорошим дорогам на хороших, новых и чистеньких машинах. Вот и ведут расслабленный руссоистский образ жизни. Здесь я снова задался проклятым вопросом который обуревал меня в Гоа: можно ли окунуться в расслабленный примитивизм, в по-настоящему традиционный дауншифтинг так, чтобы никакому дураку из какой-нибудь Перми не пришлось за это платить? Можно ли не паразитировать на несчастных отрабатывателях кредитов, устраивая для себя сказочный традиционализм?







Итак, Пицунда - эстетическая сердцевина Абхазии. Место, где можно не просто пожарить пивное пузо, но и культурно отдохнуть. Будем проверять эти возможности, упражняться в интеллигентном гедонизме и утончённом примитивизме.


Колхида, отдых с детьми, реликтовые леса, межкультурные коммуникации, россияне на отдыхе, практическая культурология, Абхазия, Ктулху, кросс-культурные исследования, Кавказ, российские туристы, Золотое руно, сахалинские культурологи, пицундская сосна, мусор, Пицунда, руины, грязь, постсоветское пространство, Апсны, семейный отпуск, путевые заметки, дорожная философия, Золотые пески, Братья Забадай, туризм, Рыбзавод, непризнанная республика

Previous post Next post
Up