4. Наив и/ли стилизация

Dec 03, 2022 10:49


Кроме наивно-детских искажений в изображении может быть намеренная стилизация. Как правило, она утоньшает, изгибает в избыточно-изящные позы, в физиономике тоже идёт упрощение-сведение до простых основных форм, эдакий кубизм.

Опять же, оставшись в иконном поле, приведу разные примеры.

Ниже довольно умелый мастер по фамилии Рублёв намеренно стилизовал позы поражённых светом апостолов (на фоне максимально стилизованных гор и растительности)





Здесь явно наивный мастер просто и без затей пытался написать «Икону Преображения», так как он видел у других и чтобы вышло красиво. Он старался. И вышло мило. И эта милость-добрость именно в проступающем сквозь краски иконописце, который подвязав бороду тесёмкой, чтобы не мешала, и высунув от усердия язык выписывал все эти горушки.



А здесь неумело-наивный мастер пытался внести в свою икону элемент драматизма, как он сам его видел. Он и гору одеял светом красным яко ризою и крайне-правого апостола уложил ничком. Но получилось забавно и тоже мило. Особенно та самая поза правого апостола. В образцах, которые он явно имел в виду это жест «схватиться за голову», а здесь удобно подпёр щёку, как за чтением книги.



А здесь мастер посовременнее старательно вырисовывал ботву и камушки, а позам тоже пытался придать неестественно-утрированное положение, но получилось уже даже не смешно, а грустно. И я очень подозреваю, что вывих ноги среднему апостолу придумал не он сам, а срисовал с древнего (возможно наивного) образца. Если так, то это полноценный 100%-ный китч.



............................

Попробую подобрать примеры икон Богородицы по той же «лесенке»

Тут умелая работа мастера в вычурности позы и стилизованной скорбности лика.



Простой наив - хороший и без претензий.



Здесь наив играет со стилизацией и получается вдвойне интересно



А вот что выходит, когда современный (и явно подкованно-образованный) автор пытается играть в наив и стилизацию - на авторов подобных «икон» вполне можно подавать за оскорбление чувств верующих.



.....................................................................

Вывод из всей этой басни получается примерно такой.

Такой же как в другой басне про «Трое вас-трое нас». Там простецы-неучи достигли совершенства духовного в своей наивности. Но бежали при этом босиком по воде, за кораблём, чтобы узнать правильный текст молитвы.  Обычно сию басню рассказывают в том смысле, что простота круче учёности. Но я всегда вспоминаю, что настоящая Простота не отвергает учёность и жаждет её.

Наивное искусство тогда прекрасно, когда в нём чувствуется попытка сделать максимально красиво и правильно. А когда умелая рука начинает косплеить деревенского маляра - это китч.

.....................

"Я могу рисовать как Рафаэль, но мне понадобится вся жизнь, чтобы научиться рисовать так, как рисует ребенок" - тут Павел Пикасьев говорил, кажется, о другом. И о том как Марк шагал в сторону своего детства - об этом дальше.

.......................

китч, наивное искусство, искусство, икона

Previous post Next post
Up