Иконопись никогда прежде не была отделена от секулярного искусства.
Долгое время светского изобразительного искусства почти не существовало. Затем оно выходит из иконописи. Появляются Художники и начинается Поиск живописных приёмов.
Теперь уже иконопись (пока ещё неотделённая) становится вторичной, перетаскивая к себе новинки из живописи.
В религиозных сообществах иконопись была на вершине пирамиды изобразительных искусств, но только КАК ЖАНР.
Символизм сменяется реализмом, появляется любовь к мелочам и деталям, появляются эмоции.... всё это сначала на полотнах художников, потом на иконах... тем более, что авторы были одни и те же.
Караччи
Потом живопись на 200 лет зашла в тупик «фотографизма». И с небольшим запозданием туда же пришла и иконопись. Только теперь Европа атеизировалась и большинство «крутых» художников не писали икон. Поэтому иконы стали чем-то вроде Гжели и Палеха... Ремесло без особых претензий.
Даже афонские иконы 19 в. откровенно слабы по технике (хотя лучше многих), если сравнивать их с современными парадными портретами.
Затем застой в живописи прорвался импрессионистами, постимпрессионистами... а дальше наметилось низложение античных образцов - отточенных и отшлифованных.
Кстати, небольшое отступление от реализма в модерн иконопись успела захватить. Это росписи Васнецова, Нестерова и (почти успел) - Врубеля.
И один из путей был через адаптацию «дикого», туземного искусства. Поиск корней.
Матисс и Пикассо восхищаются африканскими масками.
Ван Гог и Боннар открывают японцев
А тут Трубецкой и Успенский вдруг откопали каноническую иконопись. Рерих пишет пермский иконостас в древнерусском стиле.
Я готов немного пофантазировать на тему путей искусства... Например, отфонтанировав в 19-20 вв. живописцы ушли от идеи Искусства вообще - единственного и неповторимого. Само многообразие стилей доказало, что нельзя всё свести к одному - идеальному и универсальному. А значит, «каждому валенку - свой фасон». Разные формы лучше подходят разным содержаниям. И иконе нужен не сюрреализм, не дадаизм и не суперреализм - а... вот тут особенно не договариваясь выбрали эдакую позднюю Византию - раннюю Русь, как образец.
.................................................................................
Искусство не может долго стоять на месте.
Иконопись - это искусство. Значит, насладившись чистой водой из родника старорусских канонов, оно рано или поздно перестанет копировать старое и двинется дальше.
Некая тенденция уже намечается. Еще больший символизм... геометризм какой-то..., вероятно, эдакий модерн в каноне... ну дак я не силён в -измах.... не могу это назвать...
...................................................................
ммм... 90-е - 2000-е это явный ренессанс... попытка воспроизвести, скопировать... Византию, Грузию, Сербию, Русь... Рублёва, Феофана, Ушакова... набивали руку... сейчас самое время искать новые формы.