Все мелкие типа державы, как то: Польша, Болгария или те же экс-Прибалтийские республики объединяет одна особенность: у них у всех есть комплекс маленькой страны, порождающий в их народах национальную жадность и националистическую завистливость. Поляки - наши враги испокон веку и просто честно нас ненавидят. А прибалты больше боятся Россию, ну и недолюбливают нас тоже, правда, скорее по инерции.
Но тогда как с Польшей у России достаточно прозрачные международные отношения, то Литва, Латвия и Эстония до сих пор переживают постсоветский посттравматический синдром в виде легкой шизофрении и мании покусительства на их национальную самоидентификацию с нашей стороны. Выражается это в основном в попытках искоренить в Прибалтике все, что связано с временами бывшего СССР.
Естественно, что это война прибалтов со всем пророссийским началось с гонений на русский язык и закончилось реформой образования во всех выше обозначенных странах. Правда, и с тем, и с другим вышла неувязочка: во всех трех республиках чуть ли ни по трети русскоговорящего населения. Соответственно эти люди стали отстаивать русский язык, а уж против перехода на тотальное преподавание на национальном языке в русских школах выступили даже местные аборигены из продвинутых.
Причем с одной стороны, они находят такое изменение шовинистическим и антиконституционным, а с другой стороны, невозможно не замечать глупость и непрофессионализм реализации этих реформ. Допустим, в Латвии борьбу с русским языком в латышских школах начали проталкивать как проект по переходу на «компетентный подход» в среднем образовании страны. Однако новые методички из Минобра Латвии написаны на никому непонятном языке: смеси латышского и абракадабры, кишащей суррогатными словами, типа: субмодуль, сумматив, когнитив, мета когнитив и пр., что даже для латышских преподавателей сродни больше шарлатанству и знахарству или откровенной глупости, чем новым наработкам академической педагогической мысли.
В этой ненужной околонационалистической суете или в такой борьбе с национальными ветряными мельницами и проявляется комплекс маленькой нации или страны. Жаль, но вся Прибалтика и ряд других небольших европейских государств сильно и достаточно долго страдают от этого националистического недуга, делая все возможное, чтобы подчеркнуть свою самобытность, да попытаться напомнить о себе. На что вековая мудрость нашего народа резонно отвечает: мал клоп, да вонюч.