Ворота кладбища Росса в Вильне.

Apr 30, 2022 14:06

Тема вполне себе отдельная, но родилась она благодаря пункту 6.2 в местах съёмок фильма «Звездочёт», так что это можно рассматривать, как продолжение той темы.

Главный вход на кладбище в первые годы его существования (тогда оно называлось Миссионерским) располагался где-то в южной части, возможно в том месте, где сейчас южные ворота, но это не точно, поэтому сразу переходим к 1820 году. Тогда увеличенная чуть раньше территория кладбища была обнесена кирпичным забором, в котором совершенно точно были сделаны северные и южные ворота. Кроме того, в центральной части стены были сделаны столбы наподобие опор северных и южных ворот, но нет ни одного изображения, на котором эти гипотетические центральные ворота были бы открыты для прохода. Северные же ворота, как наиболее близкие к центру города, стали главными.



1 - северные ворота; 2 - место гипотетических центральных ворот; 3 - южные ворота. Фот. 2009 г.


Северные и южные ворота сначала были одинаковыми. Опорой в обоих случаях служили два столба с четырёхскатными черепичными крышами. В первозданном (хоть и сильно потрёпанном) виде сегодня сохранились только южные ворота.


 

Северные ворота около 1866 г. Фот. Вильгельм Захарчик (качество слабовато, ставлю обе найденные версии). В левой части виднеется здание, успевшее во второй половине 30-ых годов прошлого века побыть как караульной для часовых воинского мемориала, так и музеем Пилсудского, если источник не врет.



Северные ворота, фото до 1882 г., т.к. в 1882 г. на видимом в правом углу одноэтажном здании надстроили деревянный второй этаж. Фот. Конрад Брандель (тыц).

Гипотетические центральные ворота имели 4 аналогичных опорных столба, но на всех найденных изображениях проходы в них замурованы.



Гипотетические центральные ворота, рисунок из коллекции Люциана Уземблы (Lucjan Uziębło) от 1850 до 1888 г. (в 1850 г. между северным и южным колумбариумами была построена изображенная часовня, а в 1888 к ней была пристроена колокольня, которой на рисунке ещё нет).

Оффтоп
Кстати, взгляните на колумбарии: интересно, что по самым что ни на есть христианским понятиям (кладбище Росса римско-католическое), человек считался похороненным даже когда не был закопан в землю и даже его гроб не находился ниже уровня земли, а вполне себе располагался выше его, да еще и в несколько этажей. И после этого ещё кто-то говорит, что Ленин не похоронен...

Подъём в гору через центральные ворота был бы наименее удобен, т.к. там самый крутой уклон, поэтому не исключено, что столбы в центральной части ограды были исключительно декоративными для подчёркивания симметричности всей планировки кладбища и воротами, возможно, никогда не являлись. В настоящее время стена выполняет не только функцию ограды кладбища, но и подпирает довольно приличный перепад высот. Со стороны улицы высота стены гораздо больше чем с территории кладбища, поэтому теперь на всём протяжении стену усиливают контрфорсы. А на старых фотографиях контрфорсов не видно, и как один из возможных вариантов, столбы по центру ограды вполне могли выполнять функцию контрфорс в месте наибольшего перепада высот. Но это всё теория.



Гипотетические центральные ворота, литография 1872 г.



Вид на центральную часть кладбища около 1895 г. Колокольня у часовни уже построена, видны оба колумбария, а так же домик смотрителя кладбища с надстроенным деревянным вторым этажом в левой части. А вот гипотетических центральных ворот не видно из-за растительности. Фот. Станислав Филиберт Флёри.

Наконец, переходим в век больших перемен.

В 1902 году между главным (северным) входом и домом смотрителя кладбища была... хотел сказать пристроена, но по факту встроена прямо в кладбищенскую ограду часовня-усыпальница землевладельцев Еленских в неоготическом стиле.

Спустя казалось бы всего каких-то 22 года, но после неподдающихся счёту смен властей, когда с внешней стороны ограды уже появился мемориал погибшим в виленских передрягах полякам, главные ворота кладбища были переделаны под аналогичный часовне Еленских неоготический стиль, причём опорных столбов стало четыре. Запоминаем, это был 1924 год. Поэтому, если вам скажут, что (цитирую):
Ренней неоготике причисляются ворота кладбища Росса (1820 г.)...
Vilniuje ankstyvajai neogotikai priskiriami Rasų kapinių vartai (1820 m.)...

... то знайте, вас обманывают более чем на век.


 

Рисунок Владислава Захорского 1924 года не претендующий на фотографичную достоверность и фотография около 1925 года показывают новый вид главных ворот.



Панорама главного входа на ноябрь 1927 г. из нескольких кадров кинохроники похорон доктора Й.Басанавичюса.

«Продержались» ворота в таком виде всего 11 лет, когда уже без смены властей опорные столбы снова были перестроены в первозданный классический вид, но их количество оставили равным 4, после чего ворота стали выглядеть так, как сначала могли бы выглядеть гипотетические центральные ворота, если бы они были воротами. Переделка на этот раз была связана с реконструкцией польского воинского мемориала и подготовкой его к захоронению сердца Пилсудского.


 

Две фотографии конца 1935 года, показывающие реконструкцию польского воинского мемориала и главных ворот.


 

Фото в день захоронения сердца Пилсудского 1936-05-12 и фото 1937 года с более общим видом на главный вход с воинского мемориала. За воротами видна неоготическая часовня Еленских.

В таком виде ворота простояли весь советский период, что и зафиксировали кадры художественного фильма «Звездочёт» 1986 года:

 

Но внезапно, на фоне развала СССР, кадры кинохроники похорон Басанавичюса посмотрел какой-то литовский ура-патриот и решил, что пора начать отказываться от «советского прошлого» кардинально... Уже в октябре 1991 года воротам вернули «эуропейский» вид, который до того момента, напомню, они имели только 11 лет из 171 года своего существования.



Кадр из документального фильма октября 1991 года.

До кучи


На фото предположительно ограда кладбища Росса с контрфорсами. Качество не позволяет рассмотреть детали. Фот. Фёдор Кислов, июль 1944 г.

1820, 1888, 1924, 1937, 2009, 1895, 1882, 1872, 1902, 1991, 1850, 1936, 1925, 1927, 1986, однако, кино, 1866, 1935, зодчество, история

Previous post Next post
Up