Разрыв шаблона в песнях

Jun 03, 2021 02:35

Владимир Макаров - Последняя электричка:

1
2
3
4
5

Как всегда,
мы до но-
чи стоя-
ли с тобой.

Как всегда,
было э-
того ма-
ло. ##

Как всегда,
####
позвола
тебя ма-
ма домой,

Я метну-
лся
к вокза-
лу. ##

В третьей строке каждого куплета добавлена пауза в один такт. Можно было и без неё - строка была бы совершенно самодостаточна без паузы. Но разрыв шаблона легко воспринимается на слух, так что полный успех.


Кино - Пачка сигарет:

Я сижу и смотрю в чужое небо из чужого окна
И не вижу ни одной знакомой звезды
Я ходил по всем дорогам и туда, и сюда,
Обернулся и не смог разглядеть следы.
(...)
И никто не хотел #### быть виноватым без вина.
И никто не хотел руками жар загребать...

Первые строки куплетов составлены из пяти тактов, а все последующие из четырёх. Причём в первом куплете все 5 тактов присутствует текст, а во втором куплете один из 5 тактов заполнен паузой.

Сплин - Выхода нет:

Сколько лет прошло - всё о том же гудят провода
Всё того же ждут самолёты #### ####
Девочка с глазами из самого синего льда
Тает под огнём пулемёта #### ####
Должен же расстаить хоть кто-то ##
(...)
Лишь бы мы проснулись в одной постели
(...)
Лишь бы мы проснулись с тобой в одной постели

Сплин в этой песне отожгли по полной. Куплеты состоят из пяти строк. Первая и вторая строки - из 4 тактов текста. Вторая и четвёртая - из 2 тактов текста и 2 тактов паузы. А вот пятая строка каждого из трёх куплетов своеобразна:
- в первом куплете 2 такта текста и пол такта паузы;
- во втором куплете 2,5 такта текста;
- в третьем куплете 3 такта текста.
Словом, если они вживую исполняли такое и никогда не сбивались, то я апплодирую стоя.

Любэ - Ты неси меня, река:

(...)
Ты неси меня река, #### ####
Да в родные мне места, #### ####
Где живёт моя ## краса, #### ####
Голубы у неё глаза.

Количество строк в куплетах этой песни непостоянно, но все строки кроме двух последних построены по схеме 2 такта текста + 2 такта паузы. Вернее, это паузы для Николая Расторгуева, а Игорь Матвиенко в эти паузы вполне себе подпевает. Нас же интересуют последние две строки куплетов. Предпоследняя имеет полутактовую паузу в середине, а последняя не имеет тактов пауз в конце, сразу переходя в припев. Оригинально, но на разрыв шаблона, впрочем, претендует только предпоследняя строка.

Кристина Орбакайте - Поцелуями нежными:

А ты буди меня поцелуями нежными-нежными, #### #### #### #
### Усыпляй меня словами ласковыми. #### #### #### #
# Буду я тебе навек и женой, и невестою, #### #### #### #
# Буду петь тебе песни самые сладкие. #### #### #### #

Это нифига не попсуха, товарищи. Это высший пилотаж. Правда, "диссонанса" добавляет в двух местах несоответствие ударения в слове с окончанием такта, как это обычно принято (в слове "поцелуями" и "ласковыми"), но Кристиночка всё спела с правильным ударением, поэтому исполнительнице даблплюс.

А вот пример, где весь текст написан по классике, но исполняется специально с паузами переменной продолжительности, местами сведённой в ноль. Таким исполнениям невозможно подпевать, но в этом их уникальность и возможно потому они не надоедают:
Александр Розенбаум - Вальс Бостон

И заморские примеры.

Тут в течении всей песни случаются перепады в ритме, понимаемые где-то на уровне интуиции:
Simply Red - Fairground

А тут в одном только первом куплете творится просто космос:
Erasure - Drama!

2021, музыка, великимогуч

Previous post Next post
Up