Фашизм - такое, казалось бы, простое и понятное всем слово, на деле оказался вовсе не простым, а сложным, да еще и запутанным социально-политическим явлением. Среди специалистов нет единого подхода к пониманию и оценке фашизма. Одних только определений фашизма существует
более десятка. Некоторые исследователи наполняют понятие фашизма своим, особым смыслом, что делает невозможным унификацию его определения.
Вторая проблема - отсутствие простых, четких диагностических признаков фашизма. Фашизм не находится в изоляции от других общественных проявлений. Наоборот, он с ними в единстве. Так сказать, фашизм сплетен в единый клубок со всем остальным, что существует в обществе. Он влияет на все аспекты общества, а они, в свою очередь, влияют на него. Вот почему всё так запутано. Вот почему бывает сложно отделить фашизм в чистом виде от других проявлений тоталитаризма. Особенно в случаях, когда фашизм еще не оформился окончательно, в его законченном виде, а находится на переходной, промежуточной стадии своего формирования.
В
тексте по этой ссылке я предложил и сформулировал свое определение и формулу фашизма, исходя из самой сути этого общественного явления - «фашио» (единение, союз, пучок, связка). Или по-другому, как процесс и механизм единения (сплочения) общества и государства для достижения общественно значимых целей, либо сверхидеи на основе идеологии и практики тоталитаризма и методов подавления плюрализма, личной свободы и гражданских прав. Сделал развернутое обоснование определения и дополнил его
диагностическими признаками от Умберто Эко, которое более всего цитируют применительно к фашизму.
Изучая литературу, я встретил книгу Николая Алексеевича Сергеева «Гидра. Том 1», издание 1998 г. Эту книгу можно свободно скачать в интернете
здесь (500 стр.). Фрагмент для ознакомления (первые главы книги), например,
здесь. Автор в предисловии 2022 года дал разрешение на это, написав «25 февраля 2022 года, узнав о пересечении украинской границы войсками России, я решил сделать книгу бесплатной. Разрешаю свободное распространение текста книги и цитирование без каких либо ограничений, при условии указания источника и автора». Тем самым автор не двузначно дает понять, для какой страны содержание этой книги сегодня наиболее актуально.
В книге автор простым и понятным любому читателю языком попытается объяснить суть явления фашизма. По-видимому, это самая современная книга на русском языке, где сделана попытка по-новому, с позиций нынешнего гуманитарного знания посмотреть на фашизм, как на глобальное явление в человеческой цивилизации. Потому что более ранние авторы предпочитали рассматривать фашизм, как исторически локальное явление первой половины 20-го века, характерное для некоторых стран Европы. А если и распространяли понятие фашизма на современный мир, то не всегда делали это фундаментально, комплексно и достаточно аргументированно.
В первой части автор книги кратко и наиболее просто описал объективные признаки фашизма и дал им понятное объяснение. Во второй части он собирался дать более подробную, развёрнутую характеристику фашизму, основанную на научном подходе, и объяснить основные его черты на исторических примерах. К сожалению, вторая часть книги либо не написана (не издана), либо я ее не нашел. Поэтому вынужден ограничиться первой частью. В ней с избытком информации для осмысления.
Автор поясняет, что «Гидра. Том 1» - не научная монография и не справочник по мировым политическим движениям фашистского толка. В книге нет полного описания исторических событий в строгом хронологическом порядке, исторические факты приведены лишь отрывочно, в качестве примеров, иллюстрирующих основные идеи, изложенные в книге. В тексте нет ничего нового и сенсационного, каких то сногсшибательных исторических открытий. Тем не менее, для большого количества людей, которые вообще не понимают что такое фашизм, эта книга может стать своего рода введением в предмет, описывающим начала и основы фашизма, как универсальной политической системы управления государством и обществом, на основе лжи, ненависти и страха. Можно считать эту книгу своего рода популярным пособием, предназначенным для ликвидации существующей в постсоветском обществе политической и исторической безграмотности.
Не сомневаюсь, что специалисты найдут в книге что-то для критики, как по фактам, так и по их интерпретации, оценке и по выводам. Тем не менее, ничего лучшего и современного, изданного на русском языке, мне неизвестно. А потому пользуемся тем, что есть. Лично я нашел в книге много ценной и полезной информации, которая углубила и расширила мое понимание фашизма. Тем более, что в ней излагаются близкие к моим взгляды, подходы и понимание в формулировке и признаках фашизма, а также оценке современного строя в РФ, как подобного на фашизм (с учетом и поправкой на современные условия).
*******
Общая характеристика фашизма по Н.А. Сергееву
В разделе 1.1 книги автор указывает, что современные теории фашизма, как правило, крайне однобоки. Цитата: «Одни теории основываются на каком либо частном историческом примере фашизма, возникшего на религиозной, национальной или иной почве. В основе других лежат отдельные социальные, культурные или религиозные аспекты. Поэтому, у исследователей имеются серьёзные разногласия по вопросу о необходимых и достаточных признаках фашизма, его факультативных свойствах». Крое того, «большинство идеологов и пропагандистов воспринимают фашизм лишь как удобный политический ярлык».
По определению фашизма, цитата: «На сегодняшний день не существует строго определения термина «фашизм», с которым были бы согласны если не все, то хотя бы большинство современных политологов и историков».
« Многие современные историки, определяя фашизм, как явление в целом, ссылаются на такие его свойства, как стремление к авторитаризму, тоталитаризму, расизм и национализм, то есть указывают признаки свойственные не только фашистским движениям и фашистским политическим режимам. Другие смешивают фашизм и идеологии, ссылаясь на конкретные исторические примеры. Стараниями советских пропагандистов и историков, термин «немецкий фашизм» был отождествлён в советской популярной и исторической литературе с нацизмом, что, разумеется, не одно и то же. Нацизм - это идеология, а понятие фашизма одной идеологией не ограничивается».
Автор отмечает, что, цитата: «Рассуждения о природе фашизма выходят за рамки чисто академического спора. Фашизм трудно вогнать в какие то узкие рамки одной научной дисциплины. Примитивизация описания столь сложного явления как фашизм, попытка свести его лишь к идеологии может обойтись очень дорого, как для отдельной нации, государства, так и для всего человечества в целом, если брать в расчет риск применения в следующей мировой войне оружия массового уничтожения. Существует серьёзная опасность того, что, используя в таком ключе понятие «фашизм», можно не заметить приход фашизма в каком либо из его обличий».
Автор использует термин «фашизм» в его изначальном смысле, в том качестве, как он использовался теоретиками фашизма первой половины XX века, как его понимали члены политических движений, именовавшие себя фашистами. Цитата: «Фашизм в сознании людей в первой трети XX века ассоциировался с ультрамодными новыми экономико политическими концепциями - социальным дарвинизмом, солидаризмом и корпоративизмом, идеями новой общественно географической отрасли знания - геополитики, с новым направлением развития цивилизации. Фашизм был синонимом политического и социального и прогресса».
Автор отмечает, что, цитата: «По причине узкой направленности исторических исследований, полностью игнорируется то, что по всему миру, на всех шести обитаемых континентах возникали похожие движения, стремление которых к созданию тоталитарного общества нового фашистского типа и подражание существовавшим европейским фашизмам отличает их как от традиционных консервативных политических режимов, так и от классических военных или революционных диктатур»..
В книге дана развернутая диагностическая схема фашизма. Автор пишет о сложности этой системы: «Никакой из видов фашизма не может быть достаточно простым для понимания, чтобы его можно было рассматривать с одной стороны, отдельно от свойственных ему остальных психологических, культурных, экономических особенностей». … «Термин «фашизм» претерпев серьёзную инфляцию, стал употребляться как синоним зла, причём это проникло не только в сферу бытового употребления и журналистику, но и в серьёзные научные работы». … «У идеального фашизма нет других глобальных целей, кроме построения идеального тоталитарного государства и экспансии этого государства на максимально возможную территорию. Для него существуют сегодняшние задачи и вечная борьба». … «Идеальный фашист приспосабливает идеологию к существующим реалиям». … «Как яйцо превращается в гусеницу, а гусеница превращается в бабочку, так и фашизм постоянно эволюционирует».
Еще важные цитаты: «Фашизм - это сложное явление, которое невозможно объяснить лишь какой либо определённой идеологией». … «Фашизм узнаётся по его родовым признакам даже через полвека, после того как в 1946 году, после окончания Второй мировой войны, произошла сознательная подмена понятий и термин «фашизм» перестал употребятся в своём первоначальном смысле» … «В основе как самых ранних фашистских, так и коммунистических рабочих движений лежит одна и та же цель - создание справедливого социального государства» … «…главным, что объединяет фашистские движения, это не их внешнее сходство, а внутреннее содержание. Содержание это воспринимается часто не совсем осознанно, на интуитивном уровне. В основе фашистских политических движений всегда присутствуют схожие родственные признаки и именно по этой причине, все эти движения большинством людей узнаются в качестве фашистских, несмотря на их явные отличия друг от друга».
Еще: «Фашизм, как историческое и политическое явление, включает в себя также определённые типы социальной практики, методы государственного управления, методы управления экономикой, различные теории фашистского тоталитарного социального государства». … «При наступлении благоприятных условий фашисты сразу начнут осуществлять свою мечту - строить идеальное тоталитарное государство, где все будет под контролем, все будет устроено правильно, будет мир и сотрудничество между гражданами, социальная справедливость, единоверие, единомыслие и пр.». …
«Фашизм характеризуется экстремальными проявлениями, как вполне обыденных явлений, присутствующих в любом демократическом обществе, так и свойственных фашизму в гораздо большей мере. В фашизме всего сверх меры: национализма, патриотизма, героизма, жертвенности, силы, традиций, веры и пр.»
«Отличие фашизма от диктатур прошлого в том, что он превращает абстрактные философские идеи в громкие лозунги и руководство к действию, его идеология рассчитана не на политическую или военную элиту, а на малообразованное большинство, пропаганда фашизма всегда обращена к народным массам. Фашизм, в отличие от авторитарных и тоталитарных режимов иных типов, характеризуется тем, что поддержка населением каждой этой идеи превращается в настоящий политический культ. Именно поддержка граждан даёт настоящую силу любому фашизму. Массовое сознание, общество и государство поражаются той же болезнью, какую применительно к отдельному человеку называют паранойей».
*******
Об изменчивости и эволюции фашизма по Н.А. Сергееву
Авто указывает на важное качество фашизма - его изменчивость, адаптивность, приспособляемость к новым условиям. Это должны учитывать современные исследователи фашизма, когда они смотрят на историю и политику недавнуюю и современную.
Фрагмент текста: «То, что в начале века понимали большинство образованных людей на земле под термином «фашизм», по прошествии десятилетий нам, живущим в конце XX века, уже не кажется таким определённым, в отличие от наших предшественников, живших всего каких то 50-70 лет назад.
Идеальное вечное тоталитарное фашистское государство видится теоретикам как не требующая постоянного интенсивного развития законченная система, где за каждой ее составляющей закреплена строго определенная функция.
В такой системе нет места новому, спонтанному, не укладывающемуся в рамки, установленные архитекторами системы. Функционирование всех подсистем строго регламентировано и направлено на достижение великой цели. Для изменения такой системы каждый раз требуется изменение правил, пересмотр концепции фашистского государства.
Именно по этой причине, меняя политический курс, фашистам приходится менять идеологию, это одно из слабых мест фашизма. Лишь те фашистские режимы, которые способны серьёзным образом меняться сами, менять свою идеологию, способны выжить и существовать десятилетиями. Те режимы, которые меняться не способны - нежизнеспособны в долгой исторической перспективе.
Фашизм представляет собой исторически новую форму господства правящего класса, отличную от старых форм автократии, для него важной становится идеология определенного типа, с утопическими целями построения идеального государства, с помощью которой фашисты пытаются мобилизовать массы».
*******
Диагностические признаки фашизма по Н.А. Сергееву
В разделе 1.2. книги даны основные признаки фашизма и развернутая диагностическая схема фашизма.
Автор пишет: «Фашизм можно охарактеризовать, как политические учения, политические движения и организации, государства и их объединения, способы государственного управления, которые характеризуются наличием следующих обязательных признаков»:
- Провозглашение перманентной борьбы за выживание единственной целью существования человека, общества и государства.
- Провозглашение в качестве привилегированной какой либо группы людей, численно доминирующей на определённой территории.
- Историческое, антропологическое, теологическое или любое другое, в том числе псевдонаучное обоснование исключительности привилегированной группы.
- Экстремальный антилиберализм и этатизм. Стремление создать тоталитарное государство в интересах конкретной привилегированной группы. Этой привилегированной группой может быть всё население страны, за исключением некоторых малочисленных категорий, объявленных врагами.
- Насаждение в обществе культового сознания, поддерживающего идеи социального дарвинизма, мифы об исключительности привилегированной группы, принципы примата государственных интересов перед личными.
- Создание единой системы взглядов на государство и общество, на нравственность и мораль, на социальные, экономические и любые другие отношения между людьми - универсальной фашистской тоталитарной идеологии. Цель такой идеологии - стандартизация массового сознания, моделей поведения и общественных реакций, манипулирование общественным сознанием с целью мобилизации членов привилегированной группы, для захвата и последующего удержания манипуляторами власти. Манипулирование общественным сознанием может сочетаться с завуалированным или открытым контролем над жизнью граждан.
- Отрицание серьёзного значения и принципиальной неустранимости социального неравенства, естественно возникающего из за различий между людьми.
- Отрицание или значительное принижение значимости для общественных и экономических отношений, иных различий людей (культурных традиций, образования, профессии и прочего), кроме самого факта принадлежности к численно доминирующей привилегированной группе. Единственным действительно значимым отличием людей провозглашается принадлежность к привилегированной группе.
- Заявления о возможности решения любых политических, экономических, социальных и любых других проблем административными методами и вытекающие из этого: откровенная политическая и социальная демагогия, административные способы управления экономикой.
- Создание массового общественно политического движения (фашистского движения), декларируемое предназначение которого являются защита интересов привилегированной группы, общественная поддержка и прямое содействие получению конкретной фашистской политической организацией властных полномочий с целью защиты интересов этой же привилегированной группы. Истинная цель создания такого массового движения - захват и последующее удержание власти фашистской политической организацией.
- Создание политической организации с иерархической структурой (фашистской организации, политической партии) декларируемое предназначение которой является получение властных полномочий с целью защиты интересов привилегированной группы. Истинная цель создания такой политической организации - исключительно захват и последующее удержание власти.
- Использование массового фашистского политического движения для получения тотального контроля над всеми проявлениями экономической, общественной и политической жизни, а также над личной жизнью людей. Максимально возможное, для конкретных сложившихся политических и экономических условий, подчинение фашистской организации и (или) фашистскому массовому политическому движению государственных органов и общественных институтов.
- Использование в политической борьбе за власть, а также в государственном управлении методов манипулирования массовым сознанием с помощью пропаганды, построенной на политических, псевдорелигиозных или религиозных культах, как одновременно с методами физического или психологического принуждения, так и без принуждения. Идеология, методы и цели пропаганды могут меняться со временем, с целью сохранения их эффективности в изменившихся условиях.
- Антикапитализм в идеологии в явной (отрицание необходимости свободы конкуренции) или скрытой форме (требования ограничений свободы конкуренции в интересах государства, создания новых или укрупнение сложившихся финансовых и промышленных монополий, создания государственных монополий). Признание государственно монополистических методов регулирования экономики в качестве единственно приемлемых, с точки зрения социальной справедливости. Как результат - максимально возможная, в конкретных сложившихся условиях, монополизация экономики через методы принуждения экономического и неэкономического характера.
- Антилиберализм в идеологии всегда в явной форме. Приписывание либерализму не свойственных ему признаков или значительное преувеличение имеющихся у него недостатков - принижении роли государства, стремлению к декоративности и декларативности демократии, ведущей к всевластию и безнаказанности имущих классов. Утверждения о том, что в основе либерализма лежат исключительно эгоцентризм, эгоизм и алчность, которые подрывают основы государства и общества, наносят ущерб социальной справедливости. Установление в качестве базового постулата невозможности, без вмешательства государства, никакими общественными соглашениями достичь гармонии между личными и экономическими свободами граждан, и общественными интересами.
По автору, только наличие всех, перечисленных выше, пятнадцати обязательных признаков фашизма, является необходимым и достаточным условием для определения политического движения, партии или государства в качестве фашистских. Остальные признаки фашизма имеют факультативный характер и органично возникают из его основных свойств.
*******
Заключение.
На мой взгляд, 15 признаков фашизма от Николая Сергеева являются ценным дополнением к
14 признакам урфашизма от Умберто Эко.
Таким образом, в сумме получаем 29 диагностических характеристик, которые охватывают все аспекты проявления фашизма в государстве и обществе. А далее остается лишь одно - научиться правильно применять их на практике и на их основе делать верные выводы.
---------------
А что вы думаете по этому поводу - можете написать
здесь на форуме.
Всем добра, мудрости, прогресса!
Георгий Козулько
Беловежская пуща
(Свои отзывы, мысли, идеи, предложения, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу (опция для анонимных комментариев без авторизации в ЖЖ включена) или присылайте на мой электронный адрес:
kazulka@tut.by)
(Этот пост в Интернете находится по адресу
https://bp21.livejournal.com/150666.html)