Фантаст Иван Ефремов о фашизме и лжесоциализме, как родственных системах

Aug 07, 2022 11:19


Этот текст важен не только для темы фашизма, но и для будущих публикаций, когда речь пойдет о законах построения гармонично развитой личности и социально правильного, гуманного общества.

Я, как и все мои ровесники из СССР, воспитан на идеях построения светлого будущего - коммунизма. Будучи ребенком и юношей, я искренне воспринимал идеи коммунизма и верил, что именно такое общество мы строим. Это уже позже, когда я после университета пришел на работу, а затем был призван на службу в армию и в полной мере столкнулся с реальностью жизни советского общества, когда благодаря политике гласности во времена Перестройки Горбачева открылся факт, что нам нагло врали и обманывали с социализмом и коммунизмом, что идеология строительства политически и социально правильного общества не соответствует тому, что было в действительности, вот тогда моя вера в светлое будущее… - нет, она не исчезла, и даже не пошатнулась, она была пересмотрена и проведена капитальная ревизия моего мировоззрения. Почему так?


В отличие от многих людей, мои юношеские идеалы коммунизма основывались не на слепой вере от партийных работников (коммунистов, членов КПСС) и школьных учителей, и даже не на тупо заученных догмах марксистко-ленинского учения, а на «живом», диалектическом подходе к теории и практике коммунизма и понимании сути явления. Именно таким способом я изучал марксизм-ленинизм: сначала в университете, затем в аспирантуре. Но самое главное мое достояние в представлении коммунизма, как я это сегодня понимаю, это фантастические романы Ивана Ефремова, в которых он описал правила, устройство и жизнь коммунистического общества будущего. Социально-философский, научно-фантастический роман «Час Быка» я прочитал еще в школе, а остальные - в университете. Таким образом, еще в детстве я заложил в себе образ будущего и понимание коммунизма, причем на основе научного подхода, в рамках космологического мировоззрения, которое сильно отличается от того, что бытует в сегодняшнем обществе, в сознании обывателя.

В последнем тексте из серии «Фашизм: современный научный подход» я сформулировал и обосновал идею, которую на форуме четко и кратко озвучил ЖЖ-друг daily_madness: «Коммунизм есть частный случай фашизма. Или более чётко: коммунизм есть фашизм без частной собственности». Согласитесь, весьма необычный подход и непривычный вывод, который «рвет» общепринятые в философии и политологии шаблоны. Здесь речь идет не о вообще коммунизме, как прогрессивном обществе будущего человечества, а о той исторической системе коммунистической направленности, которую мы строили, которую мы знаем в реальности. Во время обсуждения темы у меня возникли смутные ассоциации, а не идет ли эта идея расширенного понятия и толкования фашизма (с переносом его на социализм-коммунизм и другие тирании) от Ивана Ефремова, советского фантаста в его романе "Час Быка"? Не из тех ли ячеек памяти мой ум извлёк это знание? Либо оно как-то повлияло?

Основная идея Ивана Ефремова в «Час Быка» была в том, что в далеком будущем, прилетев на другую, отсталую в развитии планету с фашистским режимом, земляне (которые на Земле жили в эпоху настоящего коммунизма) вспоминали, что в прежние исторические эпохи у них также был фашизм. Они обсуждали закономерности, правила и принципы, на которых фашизм основывался, а также то, как его преодолеть. Таким образом, земляне связывали политическую тиранию в обществе с фашизмом.

Формула фашизма от Ивана Ефремова: Фашизм = бандитский капитализм, или лжесоциализм, или все их разновидности.

Я вновь обратился к творчеству Ивана Ефремова и нашел подтверждение: точно, И.Ефремов приравнивал социализм с фашизмом. Только называл его лжесоциализм. При этом он ссылался на китайский вариант социализма под управлением Мао Цзэдуна. Тогда (в 1960-е годы) СССР враждовал с Китаем. Но только ли китайский социализм? Разве социализм СССР на деле не был лжесоцилизмом? Был. Даже Михаил Горбачев во время Перестройки на Пленуме ЦК КПСС в 1985 году сказал о необходимости перехода к построению социализма «с человеческим лицом» (Концепция "социализма с человеческим лицом" в перестроечной идеологии СССР). Получается, что до этого социализм в СССР был с другим лицом - нечеловеческим? А конкретнее - с фашистским, что ли? Получается, что так.

Некоторые критики утверждают, что обладая гениальным умом, умением заглядывать в будущее и пониманием сути вещей, И.Ефремов не мог не видеть ущербность советской социальной системы. Скорее всего, это так. Тем не менее, в те годы он не мог открыто писать против социализма СССР, иначе бы его писательство на этом печально закончилось бы. Известно, что у И.Ефремова и так возникли трудности после издания рома «Час Быка», так как советская цензура видела в них скрытую критику социализма СССР. В частности, полная версия романа вызвала гнев у председателя КГБ Ю.В. Андропова, который посчитал, что «под видом критики общественного строя на фантастической планете „Торманс“ по существу клевещет на советскую действительность». Роман после смерти автора был запрещён к переизданиям. (Вики)

-------------------

В романе есть эпизод, где сказано, что Россия, цитирую писателя, «первая страна социализма, которая пошла великим путем [прогресса, прим. автора ЖЖ] по лезвию бритвы между гангстеризующимся капитализмом, лжесоциализмом и всеми их разновидностями». Далее сказано о построении [российского] общества с большей заботой о людях и с большей справедливостью, искоренении капиталистического успеха, всяческих владык в политике, науке, искусстве и прочее. И делается вывод, что такая система уводит от фашизма и развращения людей. История показала, что Россия за последующие 50 лет после написания романа не только не прошла «по лезвию бриты» и не просто свалилась с него, а упала на самое дно в общественном развитии - в самый настоящий фашизм. Потому что на самом деле она также была страной лжесоциализма. А он (лжесоциализм), по выводам И.Ефремова, в конечном итоге ведет к фашизму. Собственно говоря, он и есть разновидность фашизма. Ведь в периоды страшных репрессий против собственного народа или агрессивных войн против своих соседей процесс фашизации государства и общества в социалистическом СССР достигал кульминации.

*******
Об Иване Ефремове

Иван Антонович Ефремов - советский писатель-фантаст, социальный мыслитель, палеонтолог, доктор биологических наук. Иван Ефремов - легендарная фигура русской фантастики второй половины ХХ века. Его фантастические романы посвящены образу человека и общества будущего - коммунистического.

В романе-утопии «Туманность Андромеды» (1957 г.) писатель представил масштабную картину коммунистического будущего ― мир Великого Кольца, содружества различных разумных цивилизаций. Роман выразил дух времени - энтузиазм в освоении космоса; ознаменовал начало «золотого века» советской фантастики. В антиутопии «Час Быка» (1968 г.) показан негативный сценарий развития человечества. Иван Ефремов ― автор романов «Лезвие бритвы» (1963 г.), «Таис Афинская» (1972 г.), историко-приключенческих повестей и научно-фантастических рассказов. Его синтетическое мировоззрение, отмеченное влиянием разных идейных традиций, включало утопизм левого толка, эволюционизм, научный рационализм, эзотеризм и гуманизм. (Вики)

Книги Ефремова стали знаковыми для нескольких поколений советских читателей, знакомили их с современной западной общественной мыслью, затрагивали запретные темы, включая эротизм и психоанализ. В советское время его творчество использовалось для легитимации коммунистических идей, а впоследствии становилось объектом различных идеологических манипуляций. (Вики)

*******
Фрагменты о фашизме и лжесоциализме из романа И.Ефремова «Час Быка»

- Они применяют методы проникновения в психику человека через подсознание, в свое время запрещенные у нас законом, но широко использовавшиеся в демагогии фашистских и лжесоциалистических государств ЭРМ. Страшный преступник Гитлер, расценивавший свой народ как стадное сборище обезьян, действовал в точности как эти тормансианские ораторы. Он вопил, орал, багровел в яростных припадках, извергая ругань и слова ненависти, заражая толпу ядом своих несдержанных эмоций. «В толпе инстинкт выше всего, а из него выходит вера»- вот его слова, использованные позже в олигархическом лжесоциализме Китая. С противниками не спорят. На них кричат, плюют, бьют, а при надобности уничтожают физически. Вы сами видите, что для ораторов Торманса нет ничего, кроме вбитых в голову понятий. Они обращаются не к здравому смыслу, а к животному безмыслию, так пусть вас не смущает эта ругань - она всего лишь прием в разработанной системе обмана народа.

-------------------

- Скажите нам, Родис, - попросила Эвиза, - неужели и у нас, на Земле, когда-то было нечто подобное? Я изучала историю, но недостаточно, и этот трудный переходный период истории человечества - Эру Разобщенного Мира - представляю плохо. В чем его суть?

- В этот период начали формироваться госкапиталистические формации с тенденцией распространиться по всей планете. Именно в фазе государственного капитализма выявилась вся бесчеловечность такой системы. Едва устранилась конкуренция, как сразу же отпала необходимость в улучшении и удешевлении продуктов производства. Трудно представить, что творилось в Америке после установления этой формы! В стране, избалованной обилием вещей! Олигархия властвует лишь ради своих привилегий. Существо этой формы в неравенстве распределения, не обусловленном ни собственностью на средства производства, ни количеством и качеством труда. В то же время во главе всего стоит частный вопрос личного успеха, ради которого люди готовы на все, не заботясь об обществе и будущем. Все продается, дело только в цене.

Лжесоциализм, усвоив от государственного капитализма демагогию и несбыточные обещания, смыкается с ним в захвате власти группой избранных и подавлении, вернее, даже физическом уничтожении инакомыслящих, в воинствующем национализме, в террористическом беззаконии, неизбежно приводящем к фашизму. Как известно, без закона нет культуры, даже цивилизации. В условиях лжесоциализма великое противоречие личности и общества не может быть разрешено. Все туже скручивается пружина сложности взаимной кооперации отдельных элементов в высшем организме и высшем обществе. Самая страшная опасность организованного общества - чем выше организация, тем сильнее делается власть общества над индивидом. И если борьба за власть ведется наименее полезными членами общества, то это и есть оборотная сторона организации.

Чем сложнее общество, тем большая в нем должна быть дисциплина, но дисциплина сознательная, следовательно, необходимо все большее и большее развитие личности, ее многогранность. Однако при отсутствии самоограничения нарушается внутренняя гармония между индивидом и внешним миром, когда он выходит из рамок соответствия своим возможностям и, пытаясь забраться выше, получает комплекс неполноценности и срывается в изуверство и ханжество. Вот отчего даже у нас так сложно воспитание и образование, ведь оно практически длится всю жизнь. Вот отчего ограничено «я так хочу» и заменено на «так необходимо».

- Кто же был первым на этом пути? Неужели опять Россия? - заинтересовалась Эвиза.

- Опять Россия - первая страна социализма. Именно она пошла великим путем по лезвию бритвы между гангстеризующимся капитализмом, лжесоциализмом и всеми их разновидностями. Русские решили, что лучше быть беднее, но подготовить общество с большей заботой о людях и с большей справедливостью, искоренить условия и самое понятие капиталистического успеха, искоренить всяческих владык, больших и малых, в политике, науке, искусстве. Вот ключ, который привел наших предков к Эре Мирового Воссоединения. Его мы не нашли на Тормансе, потому что здесь две тысячи лет спустя после ЭМВ еще существует инферно, олигархия, создавшая утонченную систему угнетения. Для борьбы с этой системой надо создать людей высокой психофизиологической тренировки, подобно нам, безвредных в своем могуществе. И прежде всего научить их бороться со всепроникающей «избранностью»- системой противопоставления владык и толпы, всеведущих ученых и темных невежд, звезд и бесталанных, элиты и низшего, рабочего класса. В этой системе корень фашизма и развращения людей Торманса…

-------------------

Фай Родис улеглась на диване, положив подбородок на скрещенные руки. Она раздумывала о своей двойственной роли на планете Ян-Ях. Умный владыка, сделав ее негласной пленницей своего дворца, изолировал от людей Ян-Ях. И в то же время невольно дал ей возможность проникнуть в самое существо власти над планетой, изучить олигархическую систему, понять которую человеку высшего, коммунистического общества было бы чрезвычайно трудно. Основа олигархии, казалось, была предельно проста и практиковалась издревле на Земле, принимая различные формы - от тиранических диктатур в Ассирии, Риме, Монголии, Средней Азии до самых последних видов национализма на капиталистическом Западе, неизбежно ведших к фашизму.

Когда объявляют себя единственно - и во всех случаях - правым, это автоматически влечет за собой истребление всех открыто инакомыслящих, то есть наиболее интеллигентной части народа. Чтобы воспрепятствовать возрождению вольности, олигархи ставили задачей сломить волю своих подданных, искалечить их психически. И к осуществлению этой задачи повсеместно пытались привлечь ученых. К великому счастью, деградация биологических наук на Тормансе не позволила такого рода «ученым» добиться серьезных успехов в тех зловещих отраслях биологии, которые в отдельных странах Земли в свое время едва не привели к превращению большинства народа в тупых дешевых роботов, покорных исполнителей любой воли. Здесь, на обедневшей планете, средства духовной ломки были несложны: террор и голод плюс полный произвол в образовании и воспитании. Духовные ценности знания и искусства, тысячелетиями накопленные народами, изымались из обращения. Вместо них внушали погоню за мнимыми ценностями, за вещами, которые становились все хуже по мере разрушения экономики, неизбежного при упадке морально-психического качества людей. На Земле, при разнообразии стран и народов, олигархия никогда не достигала столь безраздельной власти, как на Тормансе. В любой момент в любом месте планеты владыки могли сделать все, что угодно, бросив лишь несколько слов. Разъяснение необходимости или объяснение случившегося предоставлялось ученым слугам. Эта абсолютная власть нередко попадала в руки психически ненормальных людей. В свое время на Земле именно параноики с их бешеной энергией и фанатичной убежденностью в своей правоте становились политическими или религиозными вождями. В результате в среде физически более слабых резко увеличивалось число людей с маниакально-депрессивной психикой, основой жизни их становился страх - страх перед наказанием, дамоклов меч хронической боязни - как бы и каким-либо образом не ошибиться и не совершить наказуемый проступок.

-------------------

- Мне представилась бы возможность увидеть настоящих хозяев жизни и смерти любого человека. Еще в школе второго цикла я увлекалась историческими фантазиями. Больше всего меня захватывали книги о могучих королях, завоевателях, о пиратах и тиранах. Ими полны все сказки Земли, какой бы из древних стран они ни принадлежали.

- Это несерьезно, Олла, - сказала Чеди, - величайшие страдания человечеству доставили именно эти люди, почти всегда невежественные и жестокие. Одно тесно связано с другим. В плохо устроенном обществе человек или должен развивать в себе крепкую, бесстрашную психику, служащую самозащитой, или, что бывает гораздо чаще, надеяться только на внешнюю опору - бога. Если нет бога, то возникала вера в сверхлюдей, с той же потребностью преклонения перед солнцеподобными вождями, всемогущими государями. Те, кто играл эту роль, обычно темные политиканы, могли дать человечеству только фашизм и ничего более.

- Среди них были и мудрецы, и герои, - не смутилась Олла Дез. - Мне хотелось бы повстречаться с подобными людьми. - Она закинула руки за голову и оперлась спиной о выступ дивана, мечтательно сощурив глаза.

Фай Родис пристально посмотрела на инженера связи.

- Чеди права в одном аспекте, - сказала она, - в действиях всех этих владык, помимо обусловленности, было еще отсутствие понимания далеких последствий. Это порождало безответственность, приводившую к трагическому результату. И я понимаю Оллу Дез.

- Как? - воскликнули разом Чеди, Вир и Тивиса.

- Любой человек Земли так осторожен в своих поступках, что проигрывает в сравнении с властителями нашей древности. У него нет внешних признаков могущества, хотя на самом деле он как осторожно ступающий исполинский слон перед несущимся напролом перепуганным оленем.

-------------------

С развитием мощных государственных аппаратов власти и угнетения, с усилением национализма с накрепко запертыми границами инферно стали создаваться и в обществе.

Так путались и в природных, и в общественных противоречиях, пока Маркс не сформулировал простого и ясного положения о прыжке из царства необходимости в царство свободы единственно возможным путем - путем переустройства общества.

Изучая фашистские диктатуры ЭРМ, философ и историк пятого периода Эрф Ром сформулировал принципы инфернальности, впоследствии подробно разработанные моим учителем.

Эрф Ром заметил тенденцию всякой несовершенной социальной системы самоизолироваться, ограждая свою структуру от контакта с другими системами, чтобы сохранить себя. Естественно, что стремиться сохранять несовершенное могли только привилегированные классы данной системы - угнетатели. Они прежде всего создавали сегрегацию своего народа под любыми предлогами - национальными, религиозными, чтобы превратить его жизнь в замкнутый круг инферно, отделить от остального мира, чтобы общение шло только через властвующую группу. Поэтому инфернальность неизбежно была делом их рук. Так неожиданно реализовалось наивно-религиозное учение Мани о существовании направленного зла в мире - манихейство. На самом деле это была совершенно материальная борьба за привилегии в мире, где всего не хватало.

Эрф Ром предупреждал человечество не допускать мирового владычества олигархии - фашизма или государственного капитализма. Тогда над нашей планетой захлопнулась бы гробовая крышка полной безысходности инфернального существования под пятой абсолютной власти, вооруженной всей мощью страшного оружия тех времен и не менее убийственной науки. Произведения Эрф Рома, по мнению Кин Руха, помогли построению нового мира на переходе к Эре Мирового Воссоединения. Кстати, это Эрф Ром первый подметил, что вся природная эволюция жизни на Земле инфернальна. Об этом же впоследствии так ярко написал Кин Рух.

-------------------

Из всех падений человека в дальнем и недавнем историческом прошлом деградация римлян не имела себе равных, разве в Германии в эпоху фашизма. Римляне, столь высоко возносившие себя над «варварами», сами были наихудшими дикарями в обращении с людьми.

Потакая самым низменным инстинктам, правители Рима превратили своих граждан в невежественную садистскую толпу, ненасытную в требовании «хлеба и зрелищ». Жестокость и полное отсутствие сострадания сделали мучения человека развлечением, а полное отсутствие представления о достоинстве иноплеменников и иноверцев создали атрофию совести и благородства.

Еще в дохристианский период римляне начали практиковать в цирках, как специально построенных для этой цели, так и в перестроенных греческих театрах, зрелища кровавых сражений людей с дикими зверями или между собою. Обычай этот, возрастая до чудовищных избиений, продолжался более пятисот лет, до эдикта императора Константина, запретившего игры с убийством людей.

Обычное притупление сильных ощущений заставляло императоров и консулов наращивать число убийств и разнообразить приемы.

-------------------

- Общественного показа не было, - жестко ответила Родис. - Исполняя ваше желание, мы не демонстрировали фильмов всей планете. Вероятно, у вас есть на это причины?

- Я запретил показывать кому бы то ни было!

- На это не имеет право ни одно государство, ни одна планета во вселенной. Священный долг каждого из нас - нарушать такое беспримерное угнетение. Кто смеет закрывать мыслящему существу путь к познанию мира? Фашистские диктатуры прошлого Земли и других миров совершали подобные преступления, причиняя неимоверные бедствия. Поэтому когда в Великом Кольце обнаруживают государство, закрывающее своим людям путь к знанию, то такое государство разрушают. Это единственный случай, дающий право на прямое вмешательство в дела чужой планеты.

- Может ли судить какое-то там Кольцо о конкретном вреде или пользе в чужой жизни! - в бешенстве крикнул Чойо Чагас.

- Не может. Но запрет познавать искусство, науки, жизнь других планет недопустим. Для того чтобы установить с вами дружеские отношения и понимание, мы сделали уступку, не требуя всепланетного показа фильмов.

Чойо Чагас издал невнятный звук и быстрее прежнего заходил по залу.

- Мне жаль, - тихо сказала Родис, - что вы не оценили стереофильмов, привезенных нами. Они в противовес гнетущему аду, собранному вашими предками там, внизу, доказывают конечную победу человеческого разума.

-------------------

- Мы не теоретизировали, а боролись со смертью, на опыте постигая новые возможности продления жизни.

- И прибавили в колоссальный список преступлений природы и человека еще миллионы мучеников! Вдобавок многие открытия принесли людям больше вреда, чем пользы, научив политических бандитов - фашистов - ломать человека психически, превращать в покорного скота. Если подсчитать всех замученных на опытах животных, истерзанных вашими операциями больных, то придется - строго осудить ваш эмпиризм. В истории нашей медицины и биологии также были позорные периоды небрежения жизнью. Каждый школьник мог резать живую лягушку, а полуграмотный студент - собаку или кошку. Здесь очень важна мера. Если перейти грань, то врач станет мясником или отравителем, ученый - убийцей. Если не дойти до нужной грани, тогда из врачей получаются прожектеры или неграмотные чинуши. Но всех опаснее фанатики, готовые располосовать человека, не говоря уже о животных, чтобы осуществить небывалую операцию, заменить незаменимое, не понимая, что человек не механизм, собранный из стандартных запасных частей, что сердце не только насос, а мозг не весь человек. Этот подход наделал в свое время немало вреда у нас, и я вижу его процветающим на вашей планете. Вы экспериментируете над животными наугад, забыв, что только самая крайняя необходимость может как-то оправдать мучения высших форм животных, наделенные страданием не меньше человека. Столь же беззащитны и ваши «исцеляемые»в больницах. Я видела исследовательские лаборатории трех столичных институтов. Сумма страдания, заключенная в них, не может оправдать ничтожные достижения…

*******

Скачать для чтения роман Ивана Ефремова «Час Быка» можно здесь .

---------------

А что вы думаете по этому поводу - можете написать здесь на форуме.

Всем добра, мудрости, прогресса!
Георгий Козулько
Беловежская пуща

(Свои отзывы, мысли, идеи, предложения, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу (опция для анонимных комментариев без авторизации в ЖЖ включена) или присылайте на мой электронный адрес: kazulka@tut.by)

(Этот пост в Интернете находится по адресу https://bp21.livejournal.com/142343.html)

Политика, Разумная цивилизация, фашизм

Previous post Next post
Up