Мой духовный путь. Часть 17. На пути обратно в Беловежскую пущу

Dec 07, 2013 12:52


(Обновление. Начало здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь и здесь)

В прошлом тексте я описал свой вещий сон по поводу переходного периода, когда международная общественная кампания в защиту Беловежской пущи была успешно закончена и мне предстояло в течение нескольких лет поработать на самой низкой "по квалификации должности", пока не сформируются и не вызреют условия для кое-чего качественно нового. Там же я описал свое сотрудничество в рамках международной программы экологической лесной сертификации FSC (Forest Stewardship Council - Лесной попечительский совет).


1. Беловежская пуща, старая дубрава, 21.07.2012 г.

В августе прошлого (2012) года благодаря FSC лесной сертификации состоялась моя первая официальная встреча с руководством национального парка "Беловежская пуща". Последняя такая встреча была в 2001 году, когда меня увольняли из нацпарка за отказ от выполнения антиэкологических и незаконных распоряжений директора. Здесь особо нужно отметить, что встреча произошла на равных, что очень важно как для продвигаемой мною новой концепции трансформации Беловежской пущи в Центр духовного возрождения и просвещения, так и для меня лично.

Бывшего директора Николая Николаевича Бамбизу уволили из нацпарка в январе 2011 года. После этого я написал открытое письмо Президенту Беларуси Александру Григорьевичу Лукашенко "Остановите уничтожение Беловежской пущи и сделайте ее заповедной!" и вскоре получил позитивный, обнадеживающий ответ. Через месяц на место уволенного директора был назначен Александр Васильевич Бурый, до этого возглавлявший государственное лесохозяйственное учреждение «Красносельское», что в Минской области, достаточно образованный и культурный человек. Спустя месяц я написал новому директору открытое письмо "Станьте Хранителем Беловежской пущи, а не очередным ее киллером!", в котором сделал оценку кризисной ситуации в национальном парке и предложил пути выхода. Еще через месяц пришло долгожданное известие о том, что наконец-то подписан президентский указ, благодаря которому абсолютно заповедная территория Беловежской пущи расширяется почти в 2 раза. Таким образом, Беловежская пуща становится заповедной - той, за которую боролись три поколения природозащитников и экологов.

Казалось бы, цель достигнута, Беловежская пуща заповедная, строго охраняемая, всё прекрасно. Увы, всё намного сложнее. Ведь коллектив в национальном парке остался почти тот же, что и при старом директоре-эковандале. С этим коллективом он творил свои эко-преступления. Король делает свиту, свита делает короля… В общем, ответа на свое открытое письмо от нового директора я не дождался. Было понятно, что ситуация там непростая и необходимые качественные изменения в управлении в национальном парке еще не произошли. Внешне поменялось многое, а вот внутренне…

Я сделал паузу, в течение которой продолжал работать на самой низкой "по квалификации должности", одновременно вел интернет-сайт "Беловежская пуща - 21 век" и участвовал в FSC-сертификации в качестве эксперта и аудитора.


2. Гигантский муравейник, 01.06.2012 г.

Так прошло 1,5 года. На контакты со мной руководство национального парка не выходило, на встречи экспертов Совета Европы и Юнеско с общественностью по поводу сохранения Беловежской пущи не приглашало, обратно на работу брать не планировало, устранить неофициальный запрет на профессию и незаконную репрессию за защиту Беловежской пущи, сотворенную бывшим директором-эковандалом, не собиралось. Ситуация чем-то схожа со сталинскими временами - "нет человека - нет проблемы". В течение этого времени я искал достойный, подходящий сценарий разрешения проблемы. Было понятно, что действовать стандартно означало получить прямой отказ на свои предложения, либо попасть в унизительную ситуацию зависимости и угнетения. Как-то один директор смежного с Беловежской пущей лесхоза, хорошо знающий обстановку в нацпарке, сказал мне примерно такое: "Я поступил бы аналогично, потому что директор не свободен, он полностью зависим от вышестоящего начальства, а ты свободен в своем сознании и потому слабо управляем, у него худо-бедно управляемый коллектив, а тут приходишь ты со своим духовным сознанием и своим видением целей, ставишь перед ним неудобные вопросы и трудно выполнимые задачи, в коллективе начинается "брожение", сам подумай, зачем такое директору в его ситуации". По-своему он правильно описал ситуацию и в его системе координат возразить было нечем.

Но… Не всё так однозначно. Мироздание мудрее, чем это обычно принято думать. И за невидимой стороной его обыденного ритма скрываются мудрые решения. Так случилось и на сей раз. Мироздание подарило уникальное по сценарию и синхронизации событие, которое одним разом снимало множественные труднопреодолимые барьеры. В этом непосредственно помогла программа FSC лесной сертификации.

Дело было так. Фирма при Управлении делами Президента РБ, занимающаяся экспортом, решила получить международный "зеленый" FSC-сертификат на древесину. Для этого она обратилась в сертификационную компанию, а та командировала меня провести аудит. По правилам необходимо было проверить территории, откуда фирма покупает древесину. Проверить ведение лесного хозяйства и лесозаготовки на предмет соответствия принципам и стандартам FSC. Беловежская пуща и Припятский национальный парк оказались в их числе. (В Беларуси все нацпарки и заповедник подчиняются Управлению делами Президента.)

С директором Припятского национального парка Степаном Николаевичем Бамбизой пообщаться не удалось. Он был в командировке. (Николай Николаевич Бамбиза, который был директором Беловежской пущи, творил произвол там и в конце концов был уволен оттуда, - это его родной брат). Поэтому работали с его замами.

А вот в Беловежской пуще всё произошло наилучшим образом! Представитель Управления делами Президента привез меня в национальный парк и представил директору Александру Васильевичу Бурому. Вначале с ним и с ведущими специалистами обсудили общую ситуацию и план работы. Я послушал 20-минутный рассказ о достижениях нацпарка и текущих задачах. Затем была работа с документами. На следующий день полевая проверка.

В целом я остался удовлетворен тем, как сейчас поставлено заповедное дело и лесоуправление в национальном парке. В сравнении с тем экологическим произволом, что творился при прежнем директоре Н.Н.Бамбизе, ситуация выглядела вполне прилично. Национальный парк использует щадящие методы ведения лесного хозяйства. По окончании аудита еще раз встретились с директором А.В. Бурым и обсудили проблемы Беловежской пущи. Там же я озвучил вопрос о моем возвращении на работу в Пущу. Самостоятельно решить этот вопрос директор не мог, поэтому обещал согласовать его и сообщить результат.

В течение двух месяцев я безуспешно пытался дозвониться до директора: то он отсутствовал, то был занят, то препятствовало еще какое-то стечение обстоятельств. Я воспринял этот как знак того, что, образно говоря, не стоит ломиться в закрытую дверь. Действительно, живем рядом, при желании вопрос решился бы легко и просто. А тут получается какая-то игра в прятки. Я продолжил паузу...


3. Творческое единение в Беловежской пуще, 01.05.2012 г.

Этой весной (2013 г.) состоялась еще одна наша встреча. Я пришел и предложил экологическое обоснование прекратить интенсивное выкашивание травы вдоль автомобильных дорог в национальном парке, которое уничтожает многие виды цветковых растений и обитающих на них редких насекомых. Моя идея была поддержана. Мы договорились, что я сделаю ее более детальное описание, после чего вместе с ботаниками научного отдела разработаем рекомендации для ее практического внедрения. В конце я спросил, есть ли со стороны директора какие-либо предложения для меня. В ответ услышал четкое и предельно понятное "нет".

А дальше у меня начался пик пчеловодческого сезона, летние работы на своем экологическом хуторе, а также частые поездки в рамках FSC лесной сертификации. Я не успел к необходимому времени сделать детальное обоснование не выкашивания растительности вдоль автодорог и вопрос временно завис.

*****

Таким образом, касательно моего возвращения на работу в Национальный парк "Беловежская пуща" складывается весьма интересная психологическая ситуация. В 2001 г. я был уволен из национального парка с должности заместителя директора по науке за то, что не согласился участвовать и выполнять антинаучный и незаконный приказ по сплошным вырубкам в охраняемом лесу, инициированный ныне уволенным директором Н.Н. Бамбизой, а также за то, что помог разоблачить это эко-преступление и поднять общественный протест против беззакония. Затем был фактически репрессирован белорусской властью и получил неофициальный запрет на профессию за то, что дальше разоблачал эко-преступления руководства в Беловежской пуще, что организовал международную общественную кампанию против уничтожения Беловежского первобытного леса и боролся за его заповедание. Прошло 12 лет. История повернулась так, что под напором протеста со стороны международной общественности и в связи с очевидностью управленческого идиотизма в национальном парке, белорусские власти в конце концов осознали ошибочность тогдашней стратегии и выполнили наши основные требования - сделали Беловежскую пущу заповедной. Более того, если в 2005 г. я в своей книге "Станет ли Беловежская пуща Мировым наследиес?" осторожно предлагал расширить заповедный статус на площадь до 50 000 га первобытного леса, то власти пошли еще далее - сделали это на площади 57 129 га. Т.е. почти вся историческая часть Беловежского первобытного леса сейчас заповедная. Более чем красноречивое подтверждение нашей правоты!

И что в итоге? А в итоге продолжают играть в "кошки-мышки" - делают вид, что всё в порядке, беззакония и репрессий за правое дело не было, ничего экстраординарного не произошло. То есть, "нет человека - нет проблемы".

Этим летом брестский журналист провел исследование - "Пилят ли дубы в Беловежской пуще?" Он проехал по лесу, нарушений не нашел. Посетил лесозавод, правда, оттуда его почему-то выдворили (!?).В целом вроде всё нормально. Однако в конце статьи журналист ставит резонный вопрос: "Вроде вся информация пока что сходится… Странно, почему при таком обороте дел не берут назад на работу Георгия Козулько? Ведь очевидно: ошибочка вышла! Так почему одним и большие ошибки прощаются, а другим за правое дело приходится нести свою выдупленную, как дуб-отшельник, судьбу. И это на глазах у народа."

Впрочем, Мироздание мудрее, чем это обычно принято думать. И оно приготовило новый разумный сценарий для выхода из этого управленческого тупика...

Ситуация в коллективе национального парка вполне понятна - духовная темнота перешла в разряд духовной серости. Метафорично говоря, черная ночь пока что сменилась сумраком. Это еще не рассвет, и тем более не ясный светлый день. На переходе эпох в истории человеческой цивилизации поставлена новая грандиозная задача - Беловежская пуща должна быть трансформирована в будущий центр духовного возрождения и духовного просвещения. Это в дополнение к тому, что она уже является центром охраны природы и экологического просвещения. Для этого необходим подъем грамотности и осознанности работников на новый, высокий уровень. Однако встает вопрос - как это сделать, если в национальном парке работают преимущественно духовные "лилипуты"? В то время как для выполнения выше названной задачи должны работать "гулливеры". О каком духовном просвещении можно говорить, если там даже экологическое просвещение отстает от современной экологической и философской мысли на несколько десятилетий?

Вот такая ситуация. Поэтому вполне понятно, что выполнить новую значимую задачу, так сказать, изнутри коллектива национального парка не получится. Ибо там духовная немощность, страх и непонимание. Потому и не берут меня на работу туда. А я и не рвусь, разумея это. Но как быть в таком случае с новой задачей? Данная задача будет продвигаться извне. Как это будет делаться, мне уже более менее понятно. В связи с этим готовится "сюрприз". Озвучить его пока не могу. Но могу дать лишь подсказку, намек.:) В 2002-2003 годах, после моего увольнения из нацпарка, я ездил на велосипеде по его дорогам. Нередко встречал там едущего на автомобиле директора. Тот не обращал на меня никакого внимания, мол, выкинули дурачка на улицу как собаку, и на этом точка. Именно такое отношение и нужно было мне в то время. Ведь у меня с собой был фотоаппарат. А в лесу много нарушений. И это всё фиксировалось на фотопленку. И вот однажды, спустя 2 года, как гром с ясного неба... В интернете появился новый сайт, а в нем сотни фотографий с описанием и доказательством эко-преступлений, творимых в Беловежской пуще. И тогда весь мир узнал, что на самом деле происходит и скрывается за красивым фасадом в национальном парке. Говорили, у директора тогда случилась первая за 3 года его правления публичная истерика в мой адрес. До этого были лишь насмешки. Но было уже поздно. Процесс пошел... Тем более, что директор так ничего и не понял, не сориентировался и вовремя не выправил ситуацию. Итог - Беловежская пуща стала заповедной, а он войдет в историю как киллер Беловежской пущи.

На сей раз тоже будет нечто неожиданное, новое и интересное...
(PS.При этом, еще одна подсказка "местным", не ищите прямых аналогий с той давней историей. Природа не любит дважды повторяться. Каждый раз она находит новый путь...)
На этом всё. Удачи всем!

Ниже видео-дополнение к PS… "Сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок." Во всем есть скрытый смыл, который нельзя понимать буквально.

image Click to view


Георгий Козулько
Беловежская пуща

(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу (анонимным пользователям при отправке комментария иногда необходимо еще в отдельном окошке ввести кодовый английский текст с картинки) или присылайте на мой электронный адрес: kazulka@tut.by)

(При нажатии фотографии значительно увеличиваются в размере)


4. Беловежская пуща, гигантские сосны, 30.10.2012 г.


5. Беловежская пуща, куст черемухи, единение, 01.05.2012 г.

(Этот пост в Интернете находится по адресу http://bp21.livejournal.com/111027.html)

Духовное знание, Дела и события в Беловежской пуще

Previous post Next post
Up