Nov 05, 2014 14:47
(Очень телеграфно). Многие знают тезис о том, что литературное пространство описывает поколенческих героев и поколенческие чаяния. Ну типа - образ «романтических злых гениев» типа Монте-Кристо, Рокамболя или Капитана Немо, вдохновлявший молодых европейских дворян на бунт против власти. И это не только про то, чем люди живут сейчас - но и про то, чем они живут в будущем, чем они заряжены.
И если мы посмотрим на паттерны, которые сейчас есть в фантастической литературе с середины 20 века, то увидим примерно следующее. С 1940 по середину 1960-х - расцвет научной фантастики, космос, завоевание других планет, человек и робот рука об руку идут в светлое будущее. То, что вдохновило потом поколения инженеров на созидание мечты - своего рода вера в то, что мир можно правильно перепроектировать. Некоторые и до сих пор так думают, к слову.
Потом с 1970-х и почти по начало 2000-х - время фэнтези. Нет в жизни счастья, но есть другие миры, где в нас верят и ждут. При чем, сначала фэнтези - это неприкрытый романтизм: настоящие чувства, настоящая любовь, подлинная борьба добра и зла. Запрос на эскапизм, отвечающий чаяниям и хиппи, и наследовавшего им поколения Х. Сейчас этот жанр доэволюционировал до весьма амбивалентных героев и историй типа тех, что описаны в «Песни льда и пламени» Мартина - уж и непонятно, хочется ли в такой мир бежать, и не зашибут ли в нем на первом же перекрестке.
Если же говорить о том, что приходит им на смену - у меня есть гипотеза. Начало 2000-х - это, конечно, «время вампиров», а также добавившихся к ним оборотней и разных людей Икс. Типа, есть люди, а есть уже пост-люди, мутанты, наделенные сверхсилой и могуществом, наследующие мир. Кому в этом что видится - а мне представляется тот самый divide, не только цифровой, но и психический. Четкое ощущение поколения, что оно уже другое, и пока «людишки» (они же взрослые) делят нефть, газ и территории - настоящие битвы за будущее происходят совсем в других местах. Развитие жанра - вампиры выходят из тени и перестраивают мир под себя, теперь уже люди платят им дань своей кровушкой в явном виде. Что там могло бы быть нужно победившим Людям Икс, не совсем понятно - им, по всей видимости, обычные люди не интересны вообще.
И далее - что мы видим в этой области в совсем последнее время. Большое, конечно, видится издалека, и я могу сильно промахнуться, но вот какое предположение - что самые типичные книги этого поколения это «Голодные игры» и «Бегущий в лабиринте». То есть, взрослые разобрались про то, что тут появляется несогласная с их правилами и установлениями молодежь. Мир взрослых давно и прочно прогнил. Но они пытаются этих активных молодых перепаковать и использовать в своих интересах. Появляются герои, которые успешно обходят систему и поднимают бунт. Позитивной программы, конечно же, нет (примерно как у одной страны, которая в этом году решила в одиночку поменять миропорядок) - но есть ощущение, что у нас-то чувства и смыслы подлинные, а значит, за них можно и нужно умирать. Ну то есть, тот же «Граф Монте-Кристо», но не в логике предотвращения социальной несправедливости, а в логике ниспровержения основ и пересборки социального мира.