На
II Конференции Движения имени «Антипартийной группы 1957 года» был затронут весьма интересный для многих вопрос: как это в социалистическом Китае существуют миллиардеры? Отчасти пояснения в своём докладе дал Дмитрий
zucktm, а также его соратники, отвечая на вопрос из зала. Но интересно посмотреть, что же из себя представляет китайская экономическая система на самом деле.
Данный обзор ни в коей мере не претендует на научность и полноту исследования вопроса. Скорее, это попытка разобраться, имея на руках только открытые источники и 6-7 часов свободного времени.
Преамбула китайской Конституции гласит:
После образования Китайской Народной Республики китайское общество постепенно осуществило переход от новой демократии к социализму. Было завершено социалистическое преобразование частной собственности на средства производства, уничтожена система эксплуатации человека человеком, утвердился социалистический строй...
В нашей стране эксплуататоры как класс уже ликвидированы, однако классовая борьба в определенных рамках будет существовать еще в течение длительного времени. Китайский народ должен будет вести борьбу против внутренних и внешних вражеских сил и элементов, который подрывают наш социалистический строй.
В Статье 6 Конституции уточняется:
Социалистическая общественная собственность ликвидирует систему эксплуатации человека человеком, осуществляет принцип «от каждого - по способностям, каждому - по труду».
На начальной стадии социализма государство поддерживает экономическую систему, при которой общественная собственность доминирует и другие формы собственности развиваются параллельно, придерживается системы, при которой распределение по труду доминирует при сосуществовании с другими способами распределения.
Вообще, если сравнивать
Конституцию Китая с конституциями буржуазных стран, например,
России,
США или
Франции, главное, что бросается в глаза: первые, самые главные статьи китайской посвящены вопросам собственности на средства производства и смежным вопросам, то есть, говоря марксистским языком, базису. Тогда как в странах "демократий" в первых строках обычно идёт неконкретная обязательная часть про права человека и свободы, а также подробное описание механизма взаимодействия ветвей власти.
Итак, из Основного закона Китайской Народной Республики весьма недвусмысленно следует, какой общественный строй существует в этой стране.
Теперь перейдём к рассмотрению возражений, которые обычно приводят, когда хотят опровергнуть написанное в Законе. Их можно разбить на две условных части.
Первую группу возражений против социализма в Китае можно обрисовать так: мол, если в стране есть развитые финансовые рынки, в мегаполисах строятся небоскрёбы, в которых работают многочисленные иностранные и международные китайские компании, на прилавках полно самых разнообразных товаров, а дороги полны современных автомобилей, то это никакой не коммунизм, а самый настоящий капитализм.
Эту группу возражений достаточно легко снять тем заключением, что формы, которые принимают внешние атрибуты хозяйства в социалистической экономике, никак не обязаны быть похожими на таковые у СССР, особенно позднего периода. Самое главное в теории формационной теории Маркса - это отношения между людьми по поводу средств производства. Именно поэтому депутаты Всекитайского Собрания народных представителей так подробно останавливаются на этом вопросе в первых абзацах Конституции. Сопоставление внешней привлекательности, яркости городской жизни с определённым общественным строем есть ничто иное, как простые манипуляции, применявшиеся в первую очередь при борьбе буржуазного мира с СССР. Однако же сам коммунистический способ производства является более эффективным, поэтому ассортимент товаров и услуг при господстве такого способа должен выгодно отличаться от стран с менее эффективным строем. Также неприятие картинки "более успешного социализма" может быть связано с личной верой индивидов, мнение которых зачастую формируется простой, но настойчивой буржуазной пропагандой.
То же касается и международный связей Китая, его обширной торговли с буржуазными странами. Автаркия и закрытость не являются обязательными атрибутами стран социалистического уклада. Снова опыт СССР, который подвергался санкциям в со стороны Европы и Америки как в 20-е годы, так и во времена Холодной войны, с умыслом или по незнанию как бы распостраняется на все социалистические страны.
Теперь вторая группа возражений, а именно наличие в Китае сверхбогатых людей, которые владеют большими компаниями. Дескать, ну вот, раз в Китае есть люди, которые за счёт эксплуатации труда делают миллиардные состояния, то в стране самый развесистый капитализм.
Как уже сказано выше, в Китае развиваются разные формы собственности при доминировании социалистической. В какой форме выражено это доминирование?
Из выступления официального лица на недавно завершившемся XIX Съезде КПК:
"На настоящий момент на долю негосударственного сектора экономики приходится около 80 проц. занятых, около 60 проц. ВВП, более 50 проц. налоговых поступлений страны и почти 70 проц. китайских инвестиций за рубеж." (
http://russian.news.cn/2017-10/22/c_136697980.htm).
Сразу бросается в глаза то что оставшиеся 20% занятых на гос.предприятиях делают 40% ВВП и 50% налоговых поступлений. Это означает, что государство по-прежнему сохраняет контроль над самыми основными, а также самыми прибыльными предприятиями.
Политически доминирование социализма выражено в первую очередь в деятельности правящей Коммунистической партии. КПК сейчас насчитывает почти что 90 млн членов, являясь самой крупной партией в мире. Цели, которые она перед собой ставит, в первую очередь соответствуют интересам рабочих и крестьян: "Партия должна объединить все национальности китайского народа, повести их к завершению построения общества средней зажиточности и одержать великую победу при вступлении в новую эру социализма с китайской спецификой".
Несмотря на то, что с 2002 года в КПК
разрешено вступать предпринимателям, борьба с типичным для этого слоя людей влиянием в Китае только усиливается:
"В докладе чиновника на проходящей сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП, высший орган государственной власти Китая) говорится, что в минувшем году судами Китая различных ступеней было заслушано 45 тыс. коррупционных дел с 63 тыс. фигурантами. Это число увеличилось по сравнению с 2015 годом на одну треть." (
http://www.interfax.ru/world/553203). При нынешнем Председателе КНР Си Цзиньпине проводятся самые масштабные за последнее время чистки в партии, продолжается последовательное уничтожение клановости в Партии (борьба с "шанхайской кликой", посадка Бо Силая и т.д.). Ведётся борьба с распостранением буржуазной квази-идеологии посредством религий:
"Члены партии не должны иметь религиозных верований, это красная черта для всех партийцев. Они должны быть убежденными марксистами-атеистами, подчиняться правилам партии и следовать ее идеологии. Искать ценность в религии запрещено" (
https://mir24.tv/news/16258530/vlasti-kitaya-prizvali-chlenov-kompartii-zabyt-pro-religiyu).
Китай не собирается ослаблять партийный контроль, напротив, выводит его на новый уровень:
"Углубление структурного реформирования системы контроля , создание Национального комитета по проверке дисциплины и надзора нацелены на укрепление централизованного единого руководства КПК в антикоррупционной работе, строительство единой, авторитетной и эффективной системы государственного контроля, обеспечение охвата контролем всех государственных служащих, продвижение модернизации системы государственного управления и способностей управления... В Китае органы контроля не являются ни административными, ни правосудными структурами, они от лица Партии и государства исполняют право контроля. Ян Сяоду заявил, что в настоящее время в Китае уже 47 организаций по проверке партийно-государственного уровня, контролируются 139 партийных организаций, осуществляется всесторонний надзор под руководством Центральной комиссии по проверке дисциплины КПК. В совершенствовании партийной и государственной системы самоконтроля Китай уже полностью завершил пилотные задачи по реформированию в Пекине, провинциях Шаньси и Чжэцзян, следующий этап - развертывание этой работы по всей стране. (
http://russian.people.com.cn/n3/2017/1023/c31521-9283617.html)
Нельзя сказать, что интересы конкретных капиталистов либо капиталистической части экономики Китая в целом проводят свои интересы посредством КПК. Политическая власть, как и прежде, используется в первую очередь для улучшения жизни рабочих и крестьян. Взаимодействие с капиталом основано на принципе его полезности для развития, но не ввиду личной заинтересованности представителей высшей политической власти либо стратегии "сдачи страны" под интерес иностранного и международного капитала. Капитал в Китае не формирует экономическую и политическую повестку. Для него созданы все возможности для взаимовыгодного сотрудничества, однако к реальной власти он не допущен. Таким образом, ни о какой буржуазной контрреволюции поводов говорить не имеется.
При взгляде на список китайских миллиардеров можно увидеть, что большинство из них поднялось на новых отраслях экономики, тех, которые изначально были завязаны на внешние технологии: интернет, финансовые рынки, торговля, рынок недвижимости:
https://www.forbes.com/china-billionaires/list Вынужденный разворот Китая времён Дэн Сяо Пина к широкому сотрудничеству с капиталистическими странами был обусловлен необходимостью промышленного развития на базе передовых технологий. Сейчас можно сказать, что такой выбор при всех своих локальных минусах привёл к общему успеху. Китайцы в полной мере ощутили пользу от развития своей экономики, почти полностью побороли нищету:
Выросла обеспеченность жильём:
Китай, вопреки давним замшелым сказкам про "отсутствие пенсий", уже почти построил полноценную пенсионную систему (
почитать на английском):
Процент трат на пенсии относительно всего ВВП не так велик, как в старых развитых странах, однако следует учесть, что Китай является чемпионом по частным сбережениям населения:
К тому же, процент городского населения пока что тоже не так высок - всего 55%. Пожилое сельское население, ввиду преимущественного общинного способа ведения хозяйства, обеспечивается необходимым иными способами, помимо официальной пенсии.
Из графика выше также виден рост расходов и на другие социально значимые части экономики. Китай старается обеспечить медициной и образованием все слои населения:
"Численность сельских абитуриентов из бедных районов, принятых в ведущие вузы страны, возросла на 21,3%. Освобождены от платы за обучение и других сборов ученики общеобразовательных средних школ высшей ступени из малообеспеченных сельских семей... Продолжается работа по созданию единой системы базового медицинского страхования для сельского и неработающего городского населения, повышены нормы госбюджетных дотаций на это страхование, увеличены инвестиции, предназначенные на основные виды общественных услуг в сфере здравоохранения. Обеспечен всеобщий охват медицинским страхованием на случай серьезных заболеваний сельского и неработающего городского населения." (Из
отчёта Председателя Правительства Китая за 2016 год).
При всех оговорках, ВВП также является весьма значимым показателем успеха экономики страны. На душу населения в сравнении со второй крупнейшей страной мира Индией:
Таким образом, у нас есть все основания полагать, что Китай является социалистическим государством, которое в полной последовательности со своим Основным законом, медленно, но неуклонно проводит в жизнь политику построения коммунизма. Пока командные высоты заняты Партией, проводящей в жизнь диктатуру пролетариата, вопрос взаимодействия социалистического государства с несоциалистическими элементами внутри своей многоукладной экономики регулируется именно в интересах союза рабочих и крестьян. Такой способ управления экономикой во время перехода от капитализма с элементами феодализма к коммунизму может являться действительно эффективным, обеспечивающим, с одной стороны, быстрое догоняющее развитие отсталой в недавнем прошлом аграрной страны, с другой стороны, позволяющим не терять общее верное направление к поставленной цели. Это в недавнем прошлом демонстрировало государство под управлением Партии во главе с Лениным и Сталиным, это в наши дни демонстрирует Красный Китай.
Особенность китайского пути заключается в том, что Китай за счёт своих огромных экономических и человеческих ресурсов параллельно даёт развиваться и социалистическим, и капиталистическим отношениям в экономике, однако не даёт капиталу взять верх в политической системе, держит его под контролем. Такой путь, очевидно, выбран для того, чтобы материальная база будущего коммунизма развивалась максимально быстрым, но плавным образом, без крупных конфликтов внутри страны и с соседями. Не нам судить, насколько правильным был выбор, сделанный Дэн Сяо Пином, однако по всем основным показателям жизнь рабочих и крестьян в Китае неуклонно улучшается, предпосылки для дальнейшего развития экономики и социальных отношений хорошие: колоссальные успехи в производстве, рекордные вложения в науку и образование, потрясающий рост транспортной инфраструктуры, действительно массовое, а не показное, внедрение новых технологий в повседневную жизнь - электротранспорт, развитие интернет-сервисов и финансовой инфраструктуры, освоение космоса на пользу народного хозяйства, рост доли хайтек-компаний в ВВП страны (15% в 2015 году,
https://giovanni1313.livejournal.com/69686.html), и так далее. Китай, наверное, наиболее близок к построению полноценного социалистического государства на деле. Просто, ввиду своих размеров, а также культурных особенностей, он делает переход от одной фазы к другой не спеша, успевая выжать максимальную пользу из своих локальных капиталистических очагов в экономике. Пока что, как следует из
Доклада Председателя КНР Си Цзиньпина на XIX Съезде КПК, Китай не планирует сворачивать свой НЭП, сохраняется принцип "Одна страна, две системы".
На весах истории на одной чаше лица довольных миллиардеров и часть экономики, живущей в НЭПе. На другой чаше общее верное движение всей китайской нации к коммунизму. Критикам, которые не видят картины целиком, предлагаем самим предоставить сколь-нибудь реальную программу перевода страны с 1,3-миллиардным населением на совершенно новые экономические рельсы, а сперва, для лучшей подготовки, рекомендуем почитать труды Владимира Ильича Ленина, хотя бы доклад "Новая экономическая политика и задачи политпросветов", некоторые пункты которого удивительно перекликаются с основными выводами недавно завершившегося XIX Съезда КПК.
=======================
Список литературы:
1. Конституция Китая, русский перевод:
http://chinalawinfo.ru/constitutional_law/constitution2. Конституция РФ:
http://www.constitution.ru/3. Конституция Франции, русский перевод:
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnstUS.htm4. Конституция США, русский перевод:
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnstUS.htm5. Обзор китайского рынка недвижимости:
http://giovanni1313.livejournal.com/45884.html6. Пенсионная система Китая, на английском:
http://www.worldpensionsummit.com/Portals/6/docs/China%20Pension%20System%20%20by%20Ebbers-Smorenberg-Hagendijk.pdf7. Доклад Ли Кэцяна о работе Правительства, март 2017, русский перевод:
http://russian.cctv.com/2017/03/17/ARTISbjDflMg0p8PcryeNSff170317.shtml8. В.И.Ленин, "Новая экономическая политика и задачи политпросветов",
http://uaio.ru/vil/44.htm