"Дурак": лучший антикапиталистический фильм последнего времени

Oct 22, 2017 01:46

В связи с последним шумом вокруг фильма "Спящие" и поступком его режиссёра, Юрия Быкова, решил ознакомиться с творчеством автора.

Про самих "Спящих" особо писать не хочется: есть безусловные плюсы, есть очевидные лакуны, связанные со статусом заказчика и форматом показа. Но в целом снят очень неплохо, поэтому принял решение посмотреть какое-нибудь полнометражное кино Быкова. Сегодня посмотрел "Дурак" (2014 год), и хочу написать буквально пару слов.




Главное сначала: на мой взгляд, это самое масштабное и правдивое художественное полотно последних лет, направленное с умыслом или нечаянно против самого сердца капитализма как системы.

Из титров в финале мы узнаём, что фильм посвящён Алексею Балабанову. Стоит отметить, снято действительно в манере, похожей на балановскую. Жизненная правдивость, но не пошлость. Выпуклость характеров, но за каждым своя история. Жизнь мелкая и серая, а вопросы поставлены коренные.

Безусловным плюсом режиссёрской работы является сложность характеров. Зло не имманентно (о чём буквально кричит сам Дурак весь фильм!), зло не есть человеческая характеристика. Злом занимаются, потому что так устроена система.

Кем устроена, зачем - мы все приблизительно представляем из недавней истории. Для многих, кому не приходилось сталкиваться напрямую с мерзостями нижних слоёв инферно, когда либо ты людей в расход, либо тебя тихо спокойно из табельного под мостом, нынешняя система может видеться в целом даже неплохой (автор этих строк, положа руку на сердце, тоже не страдает от физического холода и голода).

Да, многие из героев завязаны и повязаны. У всех дома, неплохие машины и дети в Москве. Правда и в том, что нельзя быть чистеньким: мэр откатывает в Область 50% бюджета, иначе не дадут денег на следующий год. А ещё обеспечь результат на выборах, а ещё, а ещё... Но когда на кону в прямом смысле стоит жизнь 820 человек, сердце сомневается даже у всякой сволочи: люди есть люди. Тот негодяй, который украл на ремонте, в итоге осознаёт положение и поддерживает Дурака, а в завершении даже спасает ему жизнь. Мэр уже почти сделал правильный человеческий выбор, пока сидевший тихо до того в углу солидный мужчина...

...Безусловно, каждый, принявший роковое решение, отвечает за него лично. Мы не видим, обрушился дом или нет, но вполне можно домыслить, что Мама смотрит потом на 200-300 гробов и почти автоматически говорит: "Прости, Господи". Точку в истории поставила она лично. Мусора, расстрелявшего обойму ПМ, тоже когда-нибудь поймают и отправят на 15 лет. Однако продавливает именно такой поворот событий он самый - Капиталист.

Он не маньяк (тут снова спасибо режиссёру), у него даже есть какая-то история за плечами (смерть мамы и дефицит лекарств). Но когда бы всё завертелось по совести, ради спасения людей, полетели бы его шкурные интересы. Ему вряд ли дороги все эти чинуши (из разговора с Мамой мы видим, что он держит её за шваль и кто в их паре есть настоящий хозяин города), поэтому их возможные посадки его совершенно не тронули бы. Застройщик (можно сказать, коммерс средней руки) до крови в глазах боится его, инвестора (крупный капитал в реалиях города). "У меня в 90-х людей на части рвали" - это не фигура речи, это, как мы все понимаем, быль.

Главная мотивация - "жить как люди". Вначале фильма мать Дурака тоже указывает сыну и мужу, мол, воровали бы потихоньку в дом, "зато на людях не стыдно". Для Капиталиста "жить как люди" означает нечто другое, он говорит прямо: "Здесь либо человеком живут, либо скотиной. На всех хорошей жизни не хватит". Дистиллированная позиция конкурентного общества. Где ресурсов больше - там конкуренция не такая острая, и все слои могут сосуществовать относительно мирно. Где ресурсов меньше - например, в депрессивной российской глубинке - под нож запросто идут 820 спящих и ещё двое недавних соратников. Капитализм в своей сердцевине есть принцип "умри ты сегодня, а я завтра". И когда вопрос ставится ребром, сантиментов нет.

Что Дурак? Он, конечно, единственный честный человек с вселенской точки зрения, и неудачник в реальности. Народ, так сказать, его не принял. Тот народ, который выживает 25 лет в условиях, навязанных солидными дядями, и опустившийся до скотского состояния. Естественно, найдутся дураки, которые обвинят народ в трусости, лени, конформизме и в том, что он-де "опускается сам". Как мы понимаем, простое логическое продолжение этой линии приводит к банальному социальному расизму: раз людей не жалко и они сами заслужили, то зачем вообще считать их людьми? Унтерменши и есть... Конечно, каждая единичная личность вправе делать свой осознанный выбор в жизни, однако условия для большинства приходят сверху. Или так, или никак. Общественное бытие определяет общественное сознание, и мы видим это в фильме максимально отчётливо.

Отличный, истинно народнический фильм "Дурак" показывает нам, как оно есть и из чего нам хотелось бы вылезти обратно в человеческое существование. В отличие от своего гораздо более раскрученного сверстника (2014 год), конкурсного "Левиафана", подлой и плоской чернухи про Россию, фильм "Дурак" весь целиком проникнут настоящим сочувствием, поэтому безусловно талантлив.

Но Владимир Ильич Ленин был прав. Надо идти другим путём. Мы теперь на современном материале можем лучше понять, что двигало революционеров и просветителей 100-150 лет назад (кроме тех самых пресловутых тугих сундуков с английским золотом, о которых вещают нынешние буржуазные пропагандисты). От какого берега мы уходили вперёд в бурные воды XX века. Пусть сострадание и нетерпимость к скотству заставят нас думать лучше! Просыпайтесь!



капитализм, Россия

Previous post Next post
Up