Давайте теперь посмотрим и на другие экспонаты выставки "Первые моторы России", проходившей в Сокольниках с 08 по 12 марта.
Император Николай очень любил эти большие "игрушки", как и любой мужчина. Вот только сам за руль садиться не спешил. Все дело в том, что тогда для управления автомобилем требовалась особая сноровка, потому что педалей не три, как сейчас, а гораздо больше. Это очень хорошо видно на представленном здесь же "Бьюике" модели F 1908 года.
Пару слов об этой марке.
История Бьюика началась с мая 1903 года. Тогда Дэвид Бьюик зарегистровал в штате Мичиган свою фирму. Первые модели обозначались буквами латинского алфавита, но начинались с литеры В.
А теперь давайте посмотрим на количество педалей в автомобиле
Крайняя левая педаль - акселератор или по простому "газ", которая дублировалась рычажком на руле. Вторая слева - парковочный тормоз, действующий на задние колеса. Третья слева педаль - включала низшую передачу, а правая - задний ход. Еще один тормоз - трансмиссионный приводился в действие рычагом. Он останавливал автомобиль, обжимая лентами барабан на трансмиссионном валу. Этот тормоз, обычно, использовался водителем при езде.
На руле кроме рычажка дублирования "газа" был еще рычажок установки опережения зажигания. Так что водителям того времени приходилось приходилось очень активно работать не только руками и ногами, но и головой.
Но были модели и попроще. Как их назвали бы сейчас - дамские, о чем говорит манекен женщины рядом с автомобилем, например, Le Zèbre Type A 1910 года
Эта марка просуществовала с 1909 по 1931 года. Более того, эта марка связана с классической музыкой. Каким образом? - спросите вы. Да все очень просто, когда у основателей фирмы Жюля Соломона и Жоржа Ришара не хватило денег для основания своего дела финансовую поддержку им оказал Жак Бизе, сын Жоржа Бизе, автора оперы знаменитой оперы "Кармен".
Здесь уже и педалей и поменьше, да и по своим размерам автомобиль поскромнее
Чего не скажешь про представленный рядом Шевроле серии Н Ройял Майл Родстер (Королевский почтовый) 1915 года
Здесь надо заметить, что на авто этой серии, появившейся в 1914 году, впервые появилась фирменная эмблема в виде "галстука-бабочки". По легенде, Билли Дюрант, тогдашний глава Дженерал Моторс, впервые увидел этот рисунок на обоях в парижской гостинице и был настолько очарован его простотой и гениальностью, что вырезав себе кусочек обоев с рисунком, привез его в Америку на память. Через несколько лет, этот кусочек обоев ему пригодился.
На выставке кроме этой модели была представлена еще одна машина этой марки - Шевроле Родстер 490 серии, 1915 года
Эта модель должна была создать конкуренцию Генри Форду и его знаменитому Форд модель Т. Цифры в названии модели не что иное как цена авто - 490 долларов, что всего на 5 долларов дешевле Форда модели Т.
Ну и раз уж речь зашла о Фордах, то они тоже были представлены на выставке несколькими экземплярами.
Форд модель Т Туринг
Эта модель выпускалась с 1908 по 1927 годю Всего разошлось более 15 миллионов экземпляров. При производстве именно этой модели Генри Форд стал использовать конвейрный метод сборки. До 1914 года автомобили Форд красились только в красный, серый и зеленый цвета в зависимости от типа кузова. Позднее, с 1912 года, все автомобили стали синими с черными крыльями и подножками. С 1914 года стал применяться "японский" черный лак, который высыхал за 48 часов. Тогда изобретательный Генри Форд придумал придумал слога "Автомобиль может быть любого цвета, если он черный".
Форд модель Т Деливери (фургон) 1912 года
Тоже, своего рода, автомобиль-легенда. В 1912 году один такой автомобиль участвовал в автопробеге, организованном Военным ведомством. Вот как описывается результат этого пробега в отчете: "Неоднократная замена свечей. Несколько раз кипела вода в радиаторе. При падении автомобиля в канаву была погнута рулевая тяга, заводная ручка и упорный треугольник передней оси. По исправление вышеуказанных частей в поле, без посторонней помощи, и замены их новыми частями автомобиль продолжал участвовать в состязании. За д.Соловьевкой у переправы лопнула ведущая зубчатка кардана вследствие развинтившейся закрепительной гайки. После замены сломавшейся зубчатки автомобиль продолжил участвовать в пробеге. При осмотре автомобиля в Петербурге все оказалось в порядке".
На мой взгляд - самая лучшая рецензия. Но, к сожалению, для Русской армии они не закупались. Да и для коммерческих целей они тоже не закупались. В 1913 году в Петербурге был только один такой фургон, принадлежавший газете "Новое время".
Форд модель Т санитарный 1917 года.
К этому времени несколько изменилась форма капота: вместо пятигранной призмы, как на предыдущих моделях, он стал более закругленный и на крышках моторного отсека появились вертикальные прорези-жалюзи для дополнительного охлаждения двигателя.
Во время Первой мировой войны автомобили марки Форд использовались в апрмиях старн Антанты - России, Франции и Великобритании. Еще бы, ведь автомобили обладали высокой надежностью и проходимостью, а также ремонтопригодностью в полевых условиях. Вот только в Русской армии этих автомобилей было не много, так как многие автомобили-американцы были оствобождены от "воинской повинности" из-за несоответствия принятным требованиям. Однако и в тылу им нашлась работа.
Однако, вернемся к императорским авто. Точнее к авто представительского класса, используемых при дворе. В частности вот такой Лозиэр (хотя правильнее будет его назвать Лозье) тип 77 1912 года
Начиналась эта марка с производства швейных машинок. Ну как тут опять не вспомнить Остапа Бендера и "Золотого теленка"
- Оригинальная конструкция, - сказал наконец один из них, - заря автомобилизма. Видите, Балаганов, что можно сделать из простой швейной машинки Зингера? Небольшое приспособление - и получилась прелестная колхозная сноповязалка.
Постепенно фирма стала выпускать велосипеды, двигатели внутреннего сгорания и, наконец, автомобили. Причем решено было выпускать только автомобили представительского класса. В год выпускалось всего около 500 автомобилей. Да и цена у них была немалая. Наверное, все это и послужило причиной того, что в 1915 году марка перестала существовать, в отличе от марки "Шевроле" которая выпускается и по сей день, то есть более 100 лет.
В 1911-1914 году для хозяйственных нужд императорского двора были приобретены несколько грузовых автомоболией марки "Берлие". На выставке же был преставлен Берлие 40НР, 1906 года
В России эти автомобили стали известны с 1907 года. Именно тогда открылся первый салон по продаже этих машин. И не где-нибудь, а в Москве в Столешниковом переулке. Позднее салоны появились и в Петербурге и в Одессе.
На этом пока прервусь, в третьей части я покажу некоторые экспонаты из соседнего павильона, где можно было увидеть более современные автомобили.