Прошла неделя с того момента, когда я побывал в парке Сокольники на ежегодной выставке Олдтаймер-галереи. В этом году она была посвящена автомобилям из гаража первых лиц государства и носила название - "Первые моторы России. От Собственного Его Императорского Величества гаража к Гаражу Особого Назначения".
Сразу же хочу поблагодарить сообщество
mosblog за предоставленную возможность прикоснуться к истории.
На выставке было много интересных экспонатов, но лично для меня она прошла под флагом бессмертоного "Золотого теленка" Ильфа и Петрова. А все потому, что самым первым автомобилем, который мне попался на глаза оказалась легендарная "Антилопа Гну" - автомобиль марки "Лорен-Дитрих"
Как только я его увидел, то сразу же вспомнились вот эти строчки:
"После двух лет работы в одном из московских гаражей он купил по случаю такой старый автомобиль, что появление его на рынке можно было объяснить только ликвидацией автомобильного музея.
Редкий экспонат был продан Козлевичу за сто девяносто рублей. Автомобиль почему-то продавался вместе с искусственной пальмой в зеленой кадке. Пришлось купить и пальму.
Пальма была еще туда-сюда, но с машиной пришлось долго возиться: выискивать на базарах недостающие части, латать сиденья, заново ставить электрохозяйство. Ремонт был увенчан окраской машины в ящеричный зеленый цвет.
Порода машины была неизвестна, но Адам Казимирович утверждал, что это "лорен-дитрих". В виде доказательства он приколотил к радиатору автомобиля медную бляшку с лорен-дитриховской фабричной маркой."
"...шофер-любитель удовлетворен не был.
- Позвольте, - воскликнул он с юношеской назойливостью, - но ведь в пробеге нет никаких "лорен-дитрихов"! Я читал в газете, что идут два "паккарда", два "фиата" и один "студебеккер".
- Идите к чертовой матери со своим "студебеккером"! заорал Остап. - Кто такой Студебеккер? Это ваш родственник Студебеккер? Папа ваш Студебеккер? Чего вы прилипли к человеку? Русским языком ему говорят, что "студебеккер" в последний момент заменен "лорен-дитрихом", а он морочит голову! "Студебеккер!
Юношу уже давно оттеснили распорядители, а Остап долго еще взмахивал руками и бормотал:
- Знатоки! Убивать надо таких знатоков! "Студебеккер" ему подавай!"
А почему бы и нет? Вот и Студебеккер здесь
Это модель 25 1912 года.
Вообще история этой марки связана с Германией. Семейство Студебеккеров прибыло в Америку в 1736 году из города Золинген. В Германии многие поколения этой семьи занимались кузнечным и оружейным делом. В Америке же Студебеккеры стали изготавливать различные транспортные средства на конной тяге. А с появлением моторных экипажей - автомобили.
Последнего Российского Императора к автомобилям пристрастил князь Орлов. Довольно долгое время Орлов приезжал к Николаю Александровичу на аудиенции на собственной машине. Вполне логично, что этим автомобилем был Мерседес Симплекс. Похожий автомобиль можно было увидеть и здесь
Правда, это уже более поздняя модель 28/32 1905 года. Князь Орлов же пользовался Мерседесом модели 26-45.
Николаю понравилась эта "игрушка" и тогда он захотел иметь автомобиль в своем распоряжении. С большими трудами Николаю удалось приобрести первые два автомобиля Делано-Бельвиль.
На выставке Делано-Бельвиль представлены несколькими экземплярами:
Делано-Бельвиль 35CV 1912 года
Один из первых "почти россйиских" автомобилей. Все дело в том, что шасси для этого авто закупались в Германии, двигатели и трансмиссия - во Франции, а собирали все это воедино в Петербурге на заводе "Людвига Нобиля". Конкретно эта модель лимузина интересна своими овальными окнами пассажирского отсека.
Делано-Бельвиль 40НР 1908 года
Первое, что бросается в глаза это весьма специфическая форма капота этих автомобилей - цилиндрическая. Это не что иное, как напоминание о продукции завода в Сен-Дени - паровых котлов. Котлы Бельвиля устанавливалсиь на многие боевые корабли различных стран мира, в том числе и Российской Империи. 24 горизонтальных водотрубных котла системы Бельвиля вырабатывали пар для двух трехцилиндровых паровых машин тройного расширения, приводивших в движение императорскую яхту "Штандарт".
И было бы верхом несправедливости не упомянуть главный автомобиль выставки - "Руссо-Балт" тип К 1911 года
Единственный в мире оригинальный экземпляр. Свою службу этот «Руссо-Балт тип К 12/20» начинал в Офицерской воздухоплавательной школе в Гатчине и был свидетелем визита Николая II на аэродром в 1913 году, когда императору демонстрировалось другое творение Русско-Балтийского вагонного завода - четырехмоторный аэроплан «Русский витязь".
А еще мое внимание привлекли маскоты - фигурки на капотах автомобилей. Так на Руссо-Балте красуется императорский двухглавый орел
Давайте посмотрим на другие фигуры
"Мерседес"
"Шевроле"
"Форд"
Продолжение рассказа о первых моторах России последует в ближайшее время.