ИВАН ВАСИЛЬЕВ: ГЕНЕТИКА ГЛУМИТСЯ НАД МУШТРОЙ

Nov 06, 2009 03:03

Иван Васильев - 20-летний солист Большого. Сегодня за его карьерой следят не только балетоманы. Благодаря вот таким Иванам классический балет оживает снова и снова, вовлекая в умопомрачительные жете ан турнан людей от высокого искусства, казалось бы, далеких.

Помнится, будучи еще пубертатным циником-фрейдистом, я весьма позабавил взрослых, заявив, что «балет - это всего лишь стриптиз, утонченный до элитарности». Забавно, но теперь я хожу на балет добровольно и нередко ОДИН: на балете я самодостаточен, мне не нужен со-созерцатель, я полностью растворяюсь в музыке и танце.



Иван Васильев на репетиции. Фото Дамира Юсупова (взято здесь)

Дебют Ивана Васильева в «Спартаке» прошлой весной произвел на меня неизгладимое впечатление. Не будучи балетоманом, я как-то инстинктивно осознал: мне довелось лицезреть ФЕНОМЕН. Грешным делом я даже набросал в уме небольшой монолог на тему «как я смотрел Ивана Васильева», который мне приведется, вероятно, декламировать подрастающему поколению лет эдак через 20-30.

Сначала я тупо вспоминал латынь, разглядывая то одну, то другую мышцу, рельефно проступавшие на ивановом бедре во время исполнения затейливых балетных кульбитов. «Отлично работают грушевидные (musculi piriformi)», - проносилось в голове во время исполнения мощных антраша. «Musculus sartorius (портняжная мышца) - самая длинная, именно она сгибает бедро и голень и одновременно поворачивает бедро кнаружи», - вспоминал я первый курс мединститута. Но потом работа отдельных мышц сложилась в ТАНЕЦ, как цветные стеклышки калейдоскопа складываются в завораживающий гармоничный  рисунок при каждом вращении.



Иван - живое пособие по анатомии нижних конечностей :)

Летом я посмотрел и «Пламя Парижа», где Иван исполняет партию Филиппа. Ходил с мамой и одной семейной парой, друзьями ее молодости, -  совершенно далекими от балета людьми. Иван всколыхнул и их, да так, что на три дня только и было разговоров, что о его прыжках и вращениях.

Сегодня сходил на «Дон Кихота» Минкуса. Иван танцевал Базиля. Это было нечто! Публика не просто рукоплескала. Она неистовствовала! Смотрю вот уже третью постановку с Васильевым и всякий раз ощущаю контраст с «холеным» рафинированным балетом, на котором мне так часто доводилось скучать. Иван танцует дерзко, все его движения, в том числе мимические, нахальны и задиристы. А тут еще Базиль! - как нельзя лучше вписался в героическое амплуа танцовщика. Справа от меня белугой ревела «браво!» тучная климактеричная дама. «Щас от экзальтации у нее рванет какой-нибудь сосудик в голове, и мне придется делать ей рот-в-рот», - проносилась тоскливая мысль. Сзади визжали какие-то прыщавые юнцы и юницы. На первом ряду сипели что-то восторженное те самые балетоманы-старички.

В третьем акте свою часть в па-де-де Иван просто парил в воздухе! Один сложнейший прыжок сменялся другим, и, казалось, парень вовсе на касался планшета сцены. Трудно поверить, что человек способен на такое… Невероятная амплитуда прыжков наводила на мысль о невидимых тросиках, подбрасывающих танцовщика ввысь. «Сейчас упадет! Выходя из вращения под таким углом, невозможно приземлиться на ноги!», - народ нервно сглатывал, дама справа выпучивала глаза, рот-в-рот уже отрабатывался в уме.



Иван исполняет свой коронный прыжок колечком. Это и фото выше взяты с сайта: http://www.ivanvasiliev.ru/

Точность приземлений, сила вращений - все производило неизгладимое впечатление. А самое главное - анатомическая мощь, гарантирующая феноменальную координацию движений и апломб, сочеталась с необычайной эмоциональной насыщенностью образа, когда танцовщик всецело воплощается в исполняемое. Акробатичность прыжка для Ивана - не самоцель, как это может показаться неподготовленному зрителю. Исполняя невообразимые па, Иван умело вплетает их в канву драматизма спектакля. Невольно вспоминался Барышников... Повезло Ивану и с партнершей, Натальей Осиповой, чьи головокружительные вращения с трудом укладываются в анатомическое здравомыслие. Иван летал над сценой, а Наталья юлила виртуозные фуэте.

«Этому невозможно научить», - рассуждал я по дороге домой, потирая опухшие от аплодисментов костяшки пальцев. Как бы технично не танцевали другие, на фоне Васильева их движения выглядели натужными, мышцы и суставы насиловались, совершая предельные для их возможностей сокращения.

«И здесь генетика глумится над муштрой», - резюмировал я про себя.

А еще хорошо, что он не купился на посулы Американского балетного театра 3 года назад, а присоединился к труппе Большого. Может, его и не сожрут в этом серпентарии...

Здесь можно посмотреть фрагмент с Иваном из "Дон Кихота". Это был его дебютный Базиль на сцене Большого 3 октября 2006. Съемка любительская.

Здесь можно посмотреть запись передачи об Иване Васильеве в роли Спартака (Культура, июль 2008)

Ниже передача об Иване (канал Культура, прошлая весна):

image Click to view



P.S.: Развитие мышц ног у Ивана несколько гипертрофировано по отношению к корпусу. Ноги надо бы гармонизировать с мышцами, поддерживающими позвоночный столб. Иван мастерски исполняет поддержки, но местами я заметил, что позвоночник дрожит, как телеграфный столб. В 20 лет тело еще растет, перестраивается, а неравномерные нагрузки его деформируют. Так недолго и поясницу сорвать… Надеюсь, его педагоги знают свое дело. Заметил и некоторые еле уловимые вестибулярные проблемы, но это также можно скорректировать грамотной тренировкой. Генетика генетикой, но чтобы из природных данных выжать по максимуму, придется немало трудиться.

Другие посты про Ивана и про балет здесь и здесь.

ballet, theater

Previous post Next post
Up