ЛЕГЕНДЫ И ПАТРИОТИЗМ

May 02, 2013 22:23

Фильм - это жизнь, с которой вывели пятна скуки
                                                Альфред Хичкок

По настоятельной рекомендации друга посмотрел вчера новый отечественный фильм "Легенда №17". В последние годы российский масс-кинематограф стараюсь избегать, но на этот раз решил сделать исключение. В целом не пожалел. Добротно отрежиссированная спортивная драма вобрала в себя всё, из чего складывается рецепт патриотического кино; я даже отностальгировал - так явственно пахнуло из детства. Из современненького добавили пикантные антисоветские ингредиенты с постельными сценами и обнаженкой из мужской раздевалки, на мой консервативный вкус несколько избыточные, но с коммерческих позиций весьма выигрышные - таково уж веление времени.

Фокус-группой картины определенно является юношество - подрастающие россияне, чье сознание по упущению последних лет осталось каким-то бесхозным и невозделанным... Отсутствие простых и ясных ценностей никак не сплачивает массы, а своевольное представление о многополярности мира и разнообразии бытия сильно атомизирует народное волеизъявление, что опять же не очень хорошо, ибо делает окружающий мир разносерым, тогда как куда адриналинистей жить в черно-белом сюрреализме.

Кино "Легенда 17", хоть и полноцветное, свою воспитательную задачу выполняет вполне добросовестно. Жаль только, сюжет провисает в деталях...



В фильме "Легенда №17" Данила Козловский играет Валерия Харламова, а также в хоккей.

Впрочем, исторической правды от современного экшна никто и не ждет. К чему все эти отвлекающие детали юношеству, чье сознание лишено фундаментальных знаний и способности структурировать информацию под реальность, отличая тем самым художественный вымысел от неприглядной правды? Юный мозг нынче и так переполнен информацией и оперирует сильно измененными в процессе многократных пересказов цитатами и выжимками, так что первоисточники давно уже никому не нужны. Нелегко даже представить, чтобы нынешний подросток стал читать "Иллиаду" или "Евгения Онегина" от корки до корки. Исключения, конечно, случаются, но на то они и исключения, чтобы подтверждать правило.

Потому совершенно понятно стремление авторов картины упростить и идеализировать своих героев. Исполнитель главной роли Данила Козловский, как и я, большой любитель классического балета, фактурно весьма далек от Валерия Харламова. Думаю, ему не стоит отказываться от предложения сыграть Рудольфа Нуриева, - всё-таки уже семь лет мечту эту вынашивает. Способность танцевать и тянуть стопы в современном кинематографе столь же не важны, как и умение играть в хоккей. Главное - создать привлекательный образ положительного "белого" героя. Если и отыщутся юные зрительницы, чьи сердца не тронет обнаженное атлетическое тело актера, их обязательно должна покорить шекспировская сцена с цветами и балконом - хоть и выдуманная, но очень трогательная.

Биографические точности в патриотическом кино ни к чему, главное - передать ДУХ! Эпизод со "Спартаком" и Брежневым, в результате которой Тарасова отстраняют от тренерства, дает логично выстроенный сюжетный толчок для развития последующих вымышленных событий: Харламов, обозленный на партийного чинушу, иезуитски подставившего любимого тренера под увольнение, в сердцах попадает в ДТП, травмирует ногу и, приложив нечеловеческие усилия, восстанавливает форму для эпохальной суперсерии СССР - Канада 1972-ого.



Олег Меньшиков внешне на легендарного тренера Тарасова совсем не похож, но характер создает сильный.

Есть мнения, что в реальности никто Тарасова не увольнял. Летом 1970 года, после очередной победы ЦСКА в чемпионате страны и сборной СССР - в чемпионате мира в Стокгольме, Анатолий Владимирович сам оставил команду, причем с дальним карьерным прицелом, ибо был человеком весьма хитроумным и тщеславным (подробнее статья из "Советского спорта" здесь). Однако все эти жизненные хитросплетения плохо вяжутся с осью добра, на которую нанизывается патриотическое кино, как добрая баранина на шампур. Посему реальная личность Тарасова в сценарии как бы разложена на две ипостаси - тренера Тарасова в исполнении блестящего актера Олега Меньшикова и того самого партийного чинушу, которого мастерски сыграл Владимир Меньшов - даже фамилии актеров подобрались схожие.

Опять же в серой реальности ногу Харламов сломал совершенно при других обстоятельствах - в ДТП попал вместе с женой по невнимательности, и вовсе не перед суперсерией СССР - Канада (1972), а через 4 года после нее. Однако такая правда тоже не играет на лаконичный сюжет. К тому же по последним велениям Правительства и Партии всяческих американцев следует выставлять в утрированно неприглядном свете. Неспортивное поведение центрального нападающего канадской команды Бобби Кларка и правда имело место быть: рубящим ударом клюшки в область лодыжки он вывел Харламова из 6-ой игры суперсерии, в результате чего сборная проиграла 2:3. Этим фактом и воспользовался режиссер картины: по сюжету картины Бобби выставлен настоящей гнидой - он бьет точно по месту едва сросшегося перелома. Звериный оскал канадцам добавляет и нешуточный грим - противники представлены карикатурными имбецильными приматами в патлатых париках.

С Ириной Валерий познакомится только в 1975-ом, так и что и здесь пришлось ввести "гостью из будущего"...

"Умножающий знание умножает печаль", - вещает царь Соломон со страниц Библии. Истина непреходящая, но, увы, уже познанная... Знатоки хоккея наверняка раскритикуют "Легенду 17" за передачу спортивных сюжетов, я же побрюзжу со своей докторской колокольни.

Вот объясните мне, для чего надо было заменять блестящего хирурга, полковника медицинской службы Андрея Петровича Сельцовского, прооперировавшего непростой по тем временам перелом Харламова, какой-то нелепой врачихой, компульсивно помадящей губы? Актрису Нину Усатову я очень люблю, но зачем же создавать столь абсурдный образ врача, совершенно несовместимый с профессией? Да и профессору Сельцовскому, думаю, о такой "замене игрока" будет узнать не особо приятно...



Слева направо: Валерий Харламов, старший ординатор травматологического отделения Главного военного госпиталя имени Бурденко А.П. Сельцовский и врач сборной команды СССР по хоккею О.М. Белаковский. 1976 год.

Опять же, если речь идет о переломе костей лодыжки, почему Харламов перевязывает в самолете область чуть ниже колена и почему именно колено кровоточит после удара Бобби Кларка? Я прекрасно осознаю, что нынешний представитель самой образованной и начитанной страны в мире этого ляпа сценариста не заметит, ибо вряд осведомлен о местонахождении лодыжки, но вот почему бы ему эти полезные анатомические сведения не разъяснить, тем более что в фильме звучит диагноз двухлодыжечного перелома?

Впрочем, всё это нюансы, а беспокоит главное - способен ли сегодняшний юный россиянин отнестись к "Легенде 17" как к фильму фантастическому, коим он по большей части является, или примет художественный вымысел за чистую монету, а то и за нравственный ориентир?
_______________________________________________________

Как итог: Фильм нескучный, будоражащий. Рекомендую всем. Но не относитесь к нему как к биографическому и не подцепите ненароком бациллу ура-патриотизма.

psychology, movie

Previous post Next post
Up